Урок окружающего мира 3 кл. Сист. Занкова тема:"Ордынское нашествие"
презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме

Денисенко Юлия Витальевна

презентация в доступной форме дает представление об ордынском нашествии учащимся младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ordynskoe_nashestvie_gotovo.ppt2.22 МБ
Microsoft Office document icon ordynskoe_nashestvie_urok.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Киев и Новгород Чернигов, Муромо - Рязанская земля Переславль и Суздаль Смоленск Полоцкое княжество Волынский Ростовский удел

Слайд 2

Ордынское нашествие Урок окружающего мира в 3 классе системы Занкова.

Слайд 3

Чинги c хан (тюркск. «океан, море») (Темучин, Темуджин, Тэмуджин) (1155 – 1227), основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель азиатского средневековья.

Слайд 8

Русский князь

Слайд 9

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

Слайд 12

Busyazuk

Слайд 13

Busyazuk

Слайд 16

6 1 3 5 2 4 х а н б т ы е в о р д а з я а н ь к о з е л с к д н ь



Предварительный просмотр:


ОРДЫНСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Цели: создать условия для формирования понятия об ордынском нашествии,   воздействуя  на  эмоции детей яркими, живыми образами русских людей, поднявшихся на борьбу с врагом;  содействовать развитию памяти ,восприятия, внимания, пополнению словарного запаса учащихся, подчеркнуть мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, карта Руси XIII века, иллюстрации, на которых изображены  русский и монгольский воины, их вооружение, города Руси.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) приветствие гостей

2) посадка

Неизмерено, непросчитано,

Сколько лиха народом испытано!

-Почему я такими словами начинаю сегодняшний урок?

(на смену расcвета Древнего государства пришли тяжелые времена его ослабления)

-Назовите причины ослабления Руси (раздробленность и междуусобные войны князей)

II Проверка домашнего задания

1) заполнение таблицы правления князей

(работа в группах) проверка слайд 1

2)пересказ статьи учебника (1-2 чел.)


II. Введение в тему. Постановка целей урока.

– Есть слова вкусные, теплые, добрые, школьные, а есть и такие, от которых даже мурашки по коже. Назовите такие слова. (Смерть, страх, палач, война, горе.)

Могли ли воспользоваться враждебные народы ослаблением Руси?

– Как вы понимаете слово «нашествие»?

«Татары идут!» – это был страшный крик тогда на Руси. В церквах тревожно звонили колокола.

слайд 2 тема урока

Во все времена существовали люди, желающие подчинить себе весь мир в 13 веке таким человеком был Чингисхан

слайд 3-4 огромный путь он проделал из монгольских степей, мечтая завладеть Европой.

какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

III. Изучение нового материала.

посмотрите запись историков о событиях того времени, будьте внимательны, постарайтесь запомнить названия городов, подчинившихся ордынскому нашествию

ФИЗМИНУТКА запомним даты ордынского нашествия 1223,  1237, 1242 на сколько лет установилась орда? 250

1. Просмотр видеоролика СЛАЙД 5

Закрепление изученного, работа в творческих группах

1 ГРУППА Ваша задача отличить русского воина от татаро-монгола, изучить статью учебника с. 26 рассказать какими вы их представили

2 ГРУППА Поработать с энциклопедией, дать определение важным словам  Орда, Рать, Дань

3 Группа Изучить доспехи Монгольского воина, описать его внешний вид.

4 ГРУППА Рассмотреть доспехи Русского воина, найти названия на изображении , поможет с. 27-28 учебника Рассказать о Евпатии Коловрате

5 группа Выложить города в последовательности их захвата , поможеть учебник с. 27-30

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУПП

1. группа слайд 6-7

Про татар говорили, что имели «мужество львиное, терпение собачье».

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня.

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день по степи голой,

Топча сухие ковыли.

                Н. Кончаловская

Учитель. В бескрайних азиатских просторах, по огромной степи кочевали племена монголо-татар. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом: женщины и дети – в кибитках, а мужчины – на лошадях.

Монголы были очень неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2–3 дня и легко переносили холод. Кочевая жизнь делала  из  каждого  монгола  искусного  наездника  и  умелого  воина. Дети  с  3–4 лет  начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.

2. ГРУППА дать определение слов ОРДА, РАТЬ, ДАНЬ, записать в тетрадь всем

3 ГРУППА слайд 6-7

– Рассмотрите рисунки с изображением воинов – русского и монгольского. Сравните их. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.

Выступление учеников

Каждый монгольский воин имел  лук, колчан со стрелами, боевой топор. Богатые же монголо-татары были вооружены саблей, щитом и копьем. Коня и всадника защищали кожаные доспехи. К копьям приделывали крючья: ими зацепляли неприятельского всадника и стаскивали его с седла. Для осады и штурма городов и крепостей использовались тараны, орудия для метания камней, осадные башни. Монголы применяли также зажигательные снаряды – глиняные сосуды с нефтью и стрелы, обмотанные паклей, пропитанной смолой или нефтью.

Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отступление в бою каралось смертью! Если с поля боя бежал десяток воинов, казнили сотню. Если из десятка кто-нибудь попадал в плен, а другие его не выручили, казнили весь десяток.

Монгольские войска клялись своему правителю Чингисхану, что завоюют всю землю. Как туча, летела конница, сметая все на своем пути, разоряя деревни, сжигая города. Многие города сдавались без боя.

В летописи говорится: «Убивали младенцев, стариков, жгли села, дома, церкви». Один из итальянцев так писал о монголо-татарах: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

 4 группа Рассказывает о  внешнем виде Русского воина

Были и герои на Руси . Рассказ о Евпатии Коловрате

СЛАЙД 9- 12 Расскажите о посещение музея

5 ГРУППА рассказывает о взятии городов

Из 74 городов Руси 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не смогли возродиться из пепла, а 15 превратились в села.

«И был вопль и печаль по всем городам и волостям».

– Проследите по карте путь захвата и разорения русских земель монголо-татарами.

Заранее  подготовленные  дети  делают  сообщения.  Учитель  допол-няет.

Первой на пути Батыева войска встала Рязань.

1237 год. Из Рязани отправлены гонцы во Владимир и другие русские земли. Рязанский князь рассчитывает на помощь соседей. Напрасно. Не идут русские князья с дружинами к Рязани. Собираются переждать беду в своих детинцах, отсидеться за мощными стенами крепостей. Надеются, что до их земель гроза не докатится. И осталась Рязань одна против несметных полчищ Батыя-хана.

Хан Батый послал сказать жителям Рязани: «Дайте нам сколько можете дани – тогда не будем воевать с вами!» Русские князья ответили так: «Будем лучше воевать! Если всех нас убьете, то и так возьмете себе все наше имущество».

Как лавина, накатилась монгольская конница. Под бессметными стрелами падали, как подкошенные, защитники Рязани. Никто не бежал с поля боя, но и в живых никто не остался. Захватили враги Рязань, сожгли, уничтожили город. Никогда уже не суждено ему было возродиться. Нынешняя Рязань выросла на другом месте.

Когда Батый вторгся в рязанские земли, князь отправил дружинника Евпатия за подмогой к соседям. Но помощь опоздала – неприятель сжег Рязань. И тогда Евпатий с малым числом дружинников бросился вслед уходящему на север войску монголо-татар, вступил в заведомо неравный бой. Погибли Евпатий и его дружинники. По преданию, хан оценил их мужество и повелел похоронить воинов.

Послушайте стихи о знаменитом подвиге Евпатия Коловрата:

Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?

В рязанские стены вломились татары!

Там сильные долго сшибались удары,

Там долго сражалась с насилием честь.

Но все победили Батыевы рати:

Наш град – пепелище, и князь наш убит!

Вдруг... что там за топот в ночной тишине?

Не все ли погибло в крови и в огне?

Сто копий сражаются с русским копьем,

И пало геройство под силой Батыя.

                                (По Языкову.)

Падение Рязани открыло монголо-татарам дорогу в богатейшие земли Руси – Владимиро-Суздальское княжество. Вот когда пожалел владимирский князь, что не помог рязанцам, да поздно! Подобно смерчу пронесся неприятель по городам и селам княжества, сея смерть и разрушения... Были сожжены Москва, Суздаль, Владимир, Тверь, затем Торжок. Много погибло дружинников и князей – опытных воинов. Чрезвычайно пострадало городское население – ремесленники, торговые люди. Они с оружием в руках защищали свои дома и гибли.

Крошечный Козельск, где даже и укреплений-то настоящих не было, сопротивлялся натиску неприятельского отряда несколько недель. Жители города держались стойко и даже совершали вылазки в лагерь врага. По словам летописи, «напав на вражеские полки, убили 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но и сами погибли». Дорого достался Батыю маленький городок. Взяв его, хан отдал приказ: убить всех жителей, включая маленьких детей. Нарекли захватчики Козельск «злым городом». Стерли его с лица земли, чтобы и памяти о нем не осталось.

1204 год. Киев – мать городов наших. Варвары любовались прекрасным городом и радовались богатой добыче. Во время этой радости татар какой страх, какой ужас царили в Киеве!

Мужественно сражались киевляне, но силы были неравными. Все меньше и меньше оставалось защитников. Последние из них собрались под сводами храма, ища защиты в святом месте. Но монголо-татары разрушили храм, и его стены стали могилой для всех: мужчин, женщин, стариков, детей. Величие и красота старинного Киева с тех пор исчезли навеки.

Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры.

– Еще  раз  найдите  на  карте  и  покажите  города: Муром, Гороховец, Переяславль, Чернигов, Суздаль, Владимир, Рязань, Ростов, Ярославль, Киев.

– Поразмышляйте, почему, несмотря на героическое сопротивление русских, монголо-татары победили. (Каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели они уступать друг другу  главенство.  Считали,  что  нападение  врага  на  земли  соседа  их не касается, не хотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве.

Если бы князья были едины, монголы не смогли бы одолеть Русь.)

Говорили русские князья: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались все вместе, чтобы помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю!»

– О какой пословице не знали русские князья? (Один за всех, и все за одного.)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Сколько сгинуло

Во чужой земле,

Сколько сечено,

Сколько пытано.

Не исчислить

Беды-последствия

От монгольского

От... (нашествия).

Уныло стояли развалины городов и селений, через которые прошел ужасный Батый. Печально дымились обгорелые их стены; страшно лежали по пустым улицам непогребенные погибшие. Но самое страшное заключалось в том, что монголо-татары, разорив русские земли, утвердили свою власть над ними.

– Как долго продолжалось монголо-татарское владычество над русскими землями? (100 лет, 1000 лет, 240 лет.)

2. К р о с с в о р д  «Батыево нашествие».

6

1

3

5

2

4

1. Предводитель  монголо-татар.  (Хан.)  2. Название нашествия 1237 г. (Батыево.) 3. Огромное государство, созданное в ходе монгольских завоеваний. (Орда.)  4. Город,  первым  оказавший  сопротивление завоевателям. (Рязань.) 5. Поборы хана с жителей Руси. (Дань.) 6. Город, прозванный захватчиками «злым». (Козельск.)

– Какое слово в кроссворде выделено? (Дань.)

Батый приказывал русским князьям с оставшихся не до конца разоренных земель платить ему дань.

Об этом мы будем говорить на последующих уроках и узнаем, как жила Русь под игом татарского хана.

Домашнее задание: составьте летопись событий 1223 -1237–1242 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Дидактический материал для уроков окружающего мира по программе Занкова

Кроссорды, индивидуальные карточки, тесты для 1-3 класса помогут учителю организовать самостоятельную, парную и групповую работу на уроках....

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...