Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Как природа залечивает раны"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Мухина Марина Викторовна

Урок окружающего мира с элементами экологии и краеведения УМК "Школа 2100...". На уроке ребята знакомятся с природой родного края (г.Сочи), расширяют свои знания о Кавказском государственном биосферном заповеднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок окружающего мира в 3 классе42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « КАК ПРИРОДА ЗАЛЕЧИВАЕТ РАНЫ». 3 КЛАСС

ЦЕЛИ: 1.познакомить уч-ся с тем, как природа восстанавливает замкнутый круговорот путем смены экосистем, формировать у детей экологический стиль жизни, продолжить знакомство с экологическими проблемами нашего города; 2.развивать у детей интерес к познанию природы; 3.воспитывать у уч-ся доброе отношение к природе в целом, стремление не причинять ей вреда.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации озера, болота, луга и леса, правил поведения в природе, таблица «Овраг», карта Кавказского заповедника, фотографии и открытки с изображениями природы, запись песни Ю.Антонова «Не рвите цветы».

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  • Проверим домашнее задание. Был задан пересказ текста «Экосистемы луга». Пока идет опрос у доски, несколько человек отвечают письменно на вопросы карточки.
  • А теперь проверим 6 и 7 задание в тетради. Прочитайте «производителей», «потребителей», «разрушителей». Докажите, что они относятся к этим группам.
  • Прочитайте, какие вы составили рассказы о злаках.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

  • Какая экосистема возникает на месте озера? Болота? Луга?
  • Какую роль играют «разрушители» в экосистеме?

( Чтение диалога Миши и Лены учащимися).

  • Попробуйте ответить на вопрос Лены.

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Вспомните, почему озеро превращается в болото? (разрушители не до конца выполняют свою роль, круговорот веществ не замкнут). Давайте еще раз об этом прочитаем в учебнике на с.53.
  • А почему болото превращается в луг? Прочитайте.
  • А луг в лес? Найдите ответ в учебнике.
  • В какой из этих экосистем замкнутый круговорот? (в лесу). Почему?
  • Тогда почему не вся земля покрывается лесом? Давайте выполним задание №1 в учебнике.
  • Пожары, извержения вулканов, наводнения и тысячи других причин разрушают экосистемы. Живущие организмы исчезают, а на их месте появляются новые. Так бы экосистемы и разрушились, если бы природа не научилась их восстанавливать. Посмотрите на рисунок с.53. Это старая стоянка туристов. На месте костра осталась голая земля, покрытая пеплом. Если бы поврежденная растительность не восстанавливалась, то в пригородных лесах скоро бы не осталось ни одной травинки. Однако природа умеет «залечивать раны». Пройдет несколько лет, и на месте стоянки туристов снова появится прежняя растительность.
  • Прочитайте вывод в учебнике. Согласны вы с ним?
  • Раньше природа всегда успевала «залечивать свои раны». Со временем влияние человека на природу возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.
  • Сейчас вам ученик расскажет один поучительный случай из истории

(рассказ «Царева справедливость). Как царь наказал свой народ?

  • С древних времен люди на Земле занимаются хозяйством. Строят города, села, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто начиная строительство вырубают леса. Все больше загрязняется воздух и вода. Из-за этого страдают многие растения и животные. А еще люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, а иногда даже и просто так, ради развлечения.
  • Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.
  • Вспомните, как называется наука, изучающая вопросы охраны природы? (ЭКОЛОГИЯ)
  • Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы...

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, – не солги,

Ты береги нас, береги!»

  • О чем просит нас природа в этом стихотворении?
  • Как же мы можем ей помочь?
  • Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение известного композитора и певца Ю.Антонова (звучит запись).
  • Представьте, что вы композиторы. Как вы назовете эту песню? Почему?
  • К чему призывает нас автор песни? Как он относится к окружающей природе?
  • Многие заводы и фабрики переоборудуются и уже не загрязняют воздух и воду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники – участки, где вся природа неприкосновенна.
  • Ребята, а какой заповедник есть в нашей местности? Называется он Кавказский государственный биосферный заповедник. Создан в мае 1924 года.
  • Это уникальный уголок Западного Кавказа, жемчужина России (показ карты). На территории  заповедника есть разные экосистемы, леса составляют 62% всех земель, луга – 21%, 16% составляют ледники, снежники, скалы, 1% приходится на реки и озера.
  • Растений в Кавказском заповеднике около 3000 видов. В Красную книгу занесено 55 видов растений, произрастающих в Кавказском заповеднике.
  • Царство грибов представлено более 700 видами, в Красной книге – 12 видов. Животный мир заповедника насчитывает 83 вида млекопитающихся, 248 видов птиц, около 10000 видов насекомых. 71 вид животных занесен в Красную книгу.
  • Работникам заповедника удалось сохранить популяции кавказского благородного оленя, тура, серны, косули. За 50 лет решена основная задача заповедника – восстановление популяции горного зубра. Это настоящий великий подвиг ученых.
  • В 1979 году Кавказский заповедник получил статус биосферного заповедника и был включен в международную сеть биосферных заповедников. Вспомните, что такое биосфера?
  • В настоящее время решается вопрос о включении Кавказского заповедника и прилегающих к нему районов в список территорий Всемирного природного наследия.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  • Мы с вами тоже можем оказывать помощь природе, если будем соблюдать необходимые правила поведения. Выполним задание №4 в парах. Выберите правильные ответы и обведите их (учитель проводит фронтальную проверку задания)
  • Несколько ребят напомнят вам другие правила поведения в природе.

6.ИТОГ УРОКА.

  • Природные стихии разрушают все новые и новые экосистемы. Становится ли при этом меньше экосистем на Земле?
  • Что произойдет с экосистемой, если круговорот веществ будет в ней не полностью замкнутым?
  • Выполним задание №2 (один ученик работает у доски).
  • Какие это экосистемы? В каком порядке они сменяют друг друга?
  • В завершении урока послушайте стихи Владимира Орлова «Живой букварь».

Нас в любое время года                              Птицы учат пению,

Учит мудрая природа.                                 Паучок – терпению.

Учит по календарю –                                   Отражение в воде

По живому букварю:                                    Учит нас правдивости.  

Учит нас                                                          Учит снег нас

Пчелиный рой                                                Чистоте,

Дисциплине                                                     Учит солнце

Трудовой.                                                         Доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

На деревьях всех пород

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи

Мухина Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и на...

Конспект урока окружающего мира "Опасности в природе" 3 класс

Данный конспект при использовании различных форм работы с учащимися поможет провести интересный урок при изучении раздела "Наша безопасность"....

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...