“Средние века: время рыцарей и замков”
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Журавлёва Венера Равильевна

Разработка открытого урока окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx922.82 КБ
Файл test_po_okr.miru_.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока                                                                

“Средние века: время рыцарей и замков”

Тип урока                                                                                            

Урок изучения нового материала

Цель темы

Формировать представления обучающихся об эпохе Средневековья.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте; Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков; Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.

Личностные: 

  • Принятие социальной роли обучающегося.
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
  • Формирование готовности к саморазвитию.

Регулятивные: 

  • Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

Познавательные: 

  • Умение оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: 

  • Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.

Основные понятия

Средние века; христианский собор, мусульманская мечеть, буддистский храм, рыцарь, замок рыцаря, ремесленники, торговая площадь, книгопечатание

   Организация урока

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, история, ОРКСЭ, русский язык,  математика

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Учебник, дидактические материалы, презентация, компьютер, экран.

Этапы уроков

I.Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Есть такая пословица:

«Мир освещается солнцем,

 а человек – знанием»

Я желаю вам  отличного настроения,  новых знаний и открытий.

Слайд 2

II. Проверка домашнего задания, актуализация полученных знаний.

А какие открытия вы сделали на прошлом уроке?

Думаю, что вы легко справитесь с заданием:

          Задание 1

«Четвёртый лишний».

Отметьте галочкой лишнее сооружение.

Почему лишним считаете именно это изображение?

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете эпоху Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается.

 И мы сегодня продолжим путешествие по  «временной ленте».

Познакомились  с эпохой Древнего мира.

Выполняют задание.

Выполняют по вариантам.

Взаимопроверка на доске.

Все остальные изображения относятся к эпохе Древнего мира.

Слайд 3

Слайд 4

Приложение 1.

Карточки с заданием по вариантам.

Слайд 5, 6

Слайд 7

III.Изучение нового материала.

IV. Физминутка.

V. Изучение нового материала,закреп-ление изученного

(продолжение).

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. С конца V века началась новая эпоха в истории.

Как она называлась, вы сможете узнать, расположив буквы в нужном порядке.

Ученик 1 возьмите карточку№2 с ключом к шифру.

Вспомним правила работы в парах!

Задание 2

«Шифровка»

Какая эпоха следует за Древним миром?

Отлично! Молодцы!!!

Сформулируйте тему урока и  цели, которые вы поставите перед собой сегодня на уроке.  

-Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков».

Работа в парах.

Эпоха Средневековья.

Узнать:

1)Когда была данная эпоха?

2)Какие города возникли?

3)Кто жил в эту эпоху?

4)Чем занимались люди?

5)Во что верили?

6)Какие открытия были сделаны в эту эпоху?

 Слайд 8

Задание 2

«Шифровка»

   1   2   3    4    5    6   7    8    9   10  11  12  13

   С  Е   Н   К   Е   О   В   Д    Р   В    Е   Е    Ь

Слайд 9

Приложение 2

Ключ к шифру:

1   9   2   8   3   5   10   11   4   6   7   13   12

 

Слайд 10,11

Что поможет нам ответить на эти вопросы?

Правильно! Открываем учебник на странице 15.

Выборочное чтение

Найдите в тексте ответ на  первый вопрос: когда была данная эпоха и сколько она длилась?

Какое сооружение оказалось 4-лишним?

В Средние века, при почти непрекращающихся войнах и распрях, каждый должен был сам заботиться о своей безопасности. Для этого феодалы строили замки.

Замки были прочны и долговечны и защищали своих хозяев от нападения врагов. Обычно замки строились на возвышенности, а вокруг был вырыт глубокий ров, наполненный водой. Попасть в замок можно было по мосту, который  поднимался в случае опасности.

Со временем вокруг замков образуются города.

Некоторые из них сохранились до сегодняшних дней, такие как: Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.

Приглашаю вас на виртуальную прогулку…

Центром города  была главная рыночная площадь. Здесь не только торговали, но и оглашались указы короля, разбирались судебные споры.

Предлагаю вам создать модель средневекового города.

С чего начинался город?

Что было затем?

 Ребята, а вы обратили внимание на то, что улицы средневекового города очень узкие? Как вы думаете, почему?

А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке.

- Кто это может быть?

Конечно!!! Молодцы!

- Кто это такой - рыцарь?

- Кого сегодня называют рыцарями?

-Чем занимались рыцари?

(рассказ о рыцарях…..)

«Рыцарские доспехи»

Перед вами изображение рыцаря. Соедините  линией части рыцарских доспехов.

«Горожане»

Собери картинку и ответь на вопрос: Кто ещё жил в городе?

Появление «Таинственного сундучка»?!

Ребята! А вы любите тайны?

Замечательно! Тогда мы просто обязаны разгадать тайну этого сундучка! Но для того, чтобы отомкнуть три волшебных   замка нам  нужно потрудиться!

В Средние века люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Они верили, что существуют какие – то таинственные силы, которые правят миром и судьбами людей.

 Эти силы люди приписывали богам.

Как называется вера в бога и сверхъестественные силы?

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги. Это было связано с изменением жизни людей. Все шире стали распространяться 3 основные религии.

(Разбить на 3 группы)?!

Предлагаю вам, ребята,  выполнить «Мини-проекты» и защитить их.

Молодцы! Садитесь на места.

Какая религия возникла в Средние века?

В настоящее время число национальностей в России возросло до 160. Проживают в нашей стране и христиане, и мусульмане, и буддисты. Верить или не верить в того или иного бога – личное дело каждого человека, но уважительно относиться к религиозным традициям и обычаям, истории религии – наша обязанность. Тем самым мы сохраняем историю нашей страны.

Учебник.

Эпоха длилась 1000 лет, началась в V веке и закончилась в XV веке

Замок.

Просмотр видеоролика

с замка (поместить на панно)

строились дома(поместить на панно)

Не было машин, и улицы строили такими, чтобы достаточно было пройти или проехать на лошади.

Рыцарь

Воевали, устраивали турниры, охотились…

Выполняют задания

Работа в малых группах (4 чел.)

Дети собирают пазл и отвечают.

-гончары

-кузнецы

-пекари

-сапожники

-трубадуры

-торговцы

-крестьяне

-земледельцы

Христианство

Ислам

Буддизм

 религия

Защита мини-проектов

Небольшие сообщения о христианстве, исламе, буддизме.

Работа с учебником «Окружающий мир» текст на стр.15

Слайд 12,13,14

Слайд 15

На доске ландшафт

Слайд 16

Видеоролик о ср. городах

Слайд 17

В  средние века рыцарь (нем. Ritter - всадник) – это благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.

Рыцарь – благородный, самоотверженный человек.

Слайд 18

Приложение  3

Слайд 19,20,21

Изображения ремесленников

Приложение 4

Слайд 22

Слайд 23,24

Приложение 5

Задание для 1 группы

Из 9 картинок выбрать те, которые относятся к христианству, красочно оформить

Задание для 2 группы

Из 9 картинок выбрать те, которые относятся к исламу, красочно оформить

Задание для 3 группы

Из 9 картинок выбрать те, которые относятся к буддизму,  красочно оформить

Приложение 5

Христианство распространяется по всей Европе. Здания для молитв у христиан - это христианские церкви и соборы.

 Ислам («покорность» - по-арабски) распространяется на Ближнем Востоке. Здания для молитв у мусульман – мусульманские мечети.

Буддизм распространяется в  Индии. Здания для молитв у буддистов – буддистские храмы.

«Таинственный сундучок» открываем замки

На носу сидим.

На Мир глядим.

За уши держимся.

Вместо глазок дырочки. Пришей, без растопырочки!

Нет ног, а ходим,

Рта нет, а скажем:

Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

Салат, макароны, котлеты, картошку

 Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней - у меня есть зубчики

 Правда, невозможно мною кушать супчики.

Одно из величайших открытий эпохи Средневековья – это изобретение  книгопечатания.

Открыл этот способ немец Иоганн  Гутенберг. 1445 год считается годом рождения книгопечатания. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры.

Дети отгадывают загадки

очки

пуговица

механические часы

вилка

Достаём из сундучка предметы

Слайд 25,26,27

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? Что удивило?

Оценивание активных уч-ся

Ответы детей

Слайд 28

VII. Домашнее задание

Домашнее задание на закладках, которые лежат у вас на партах.  Я дарю их вам в память о нашем уроке!

Слайд 29

1.Прочитать текст учебника на стр.15-21, ответить на вопросы на стр.21

2.Задание в рабочей тетради на стр. 7-8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь себя!

Слайд 2

1. Эпоха Средневековья продолжалась: А) сотни тысяч лет Б) несколько тысяч лет В ) тысячу лет

Слайд 3

Надо подумать!

Слайд 4

Надо подумать!

Слайд 5

Молодец!

Слайд 6

2. История Средних веков длилась: А) с конца I века до конца X века Б) с конца V века до конца XV века В ) конца X века до конца XX века

Слайд 7

Надо подумать!

Слайд 8

Надо подумать!

Слайд 9

Молодец!

Слайд 10

3. На какой фотографии изображён средневековый город: А) Б) В )

Слайд 11

Надо подумать!

Слайд 12

Надо подумать!

Слайд 13

Молодец!

Слайд 14

4. Что не относится к изобретениям Средневековья: А) Б) В )

Слайд 15

Надо подумать!

Слайд 16

Надо подумать!

Слайд 17

Молодец!

Слайд 18

5. Годом рождения книгопечатания считается: А) 801 год Б) 1445 В ) 1205

Слайд 19

Надо подумать!

Слайд 20

Надо подумать!

Слайд 21

Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Средние века: время рыцарей и замков (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Средние века – времена рыцарей и замков.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Средние века – времена рыцарей и замков". УМК "Школа России" 4 класс....

"Средние века :время рыцарей и замков" 4 класс "Школа России"

Методическая разработка  по окружающему миру с применением технологии развития критического мышления.На уроке учащиеся ведут работу в группах. Дети используют прием "Верю не верю" на стадии вызов...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....