Вода и её свойства
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Олешко Светлана Ивановна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oleshko_s.i_urok_okruzhayushchiy_2_klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Вода  и её свойства

Цель

создание условий для усвоения и первичного закрепления обучающимися знаний по теме «Вода и её свойства» для формирования УУД обучающихся

Основные термины, понятия

 Вода, свойства воды, прозрачность, текучесть, форма

Оборудование

презентация, глобус, исследовательские листы, листы с таблицей, сосуды ,стаканы с соком, водой, молоком, кофе, салфетки, цв. полоски бумаги, трубочки

Планируемый результат

Предметные умения:

-  уметь определять некоторые свойства воды в процессе опытов и практической работы;

-учиться работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;

 - развитие мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу;

- уметь работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.

 Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее

мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группе;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных

ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 - работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ проверки;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/ незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - проводить анализ опыта.

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- выразительно читать текст.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть. Раздел «Взаимодействие сил природы»

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (внимание, память). Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала прошлого урока

Совместное открытие знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Самостоятельное применение знаний, закрепление

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итог урока

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Организационный

Предметные умения:

- -  уметь определять некоторые свойства воды в процессе опытов и практической работы;

-учиться работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;

 - развитие мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу;

- уметь работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.

Слайд 1

Видефрагмент о воде

Слайд 2

Земля и Луна

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. А что же это, вы скажете мне, посмотрев этот видеофрагмент.

 Назовите одним словом то, что вы сейчас увидели на экране? А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах?

Помогите ребятам 1 класса определить где Земля, а где Луна? (на экране две фотографии из космоса)

- Ребята, как вы думаете, почему на Луне нет жизни?

- Почему наша планета из космоса кажется голубой?

- Я хочу показать вам модель земного шара. Кто знает, как она называется?

- Если его быстро вращать, то какого он будет цвета? Почему?

Надеюсь, вы теперь можете сами сформулировать тему нашего урока

        

Вода

Неизвестно(затрудняются ответить)

Там нет воды

Там много воды

Глобус

Голубой

Вода

                                              Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

 

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее

мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных

ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Слайд 3

 

     

Слайд 4

Слайд  5

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

        Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

        Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

        А где человек использует воду?

Составьте из букв на капельках слово.

А кто такой исследователь?

– (Исследовательская лаборатория). Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы.

 Как в любую исследовательскую лабораторию, в нашу лабораторию попадают на экспертизу разные вещества. Вот и сегодня я принесла на экспертизу вот это вещество. Как вы думаете, что это? Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.

   

Готовит пищу, утоляет жажду, моется

Исследователь

 Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ.

Работа в группах                                                                                     

Высказывание предположений.

Это вода

               

– По виду похоже на воду. Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? Как вы думаете, а можно ли пить эту жидкость?

– А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода?–

Знаем ли мы сейчас свойства воды?

Итак, предмет нашего исследования – вода.

Так какие же цели поставим перед собой на уроке?  Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила исследователей. Внимание на экран!

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и поэтому для безопасности соблюдают определённые правила, которые мы тоже должны знать.

  1. Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках.
  2. Не пробовать на вкус незнакомые вещества.
  3. При определении запаха не подносить вещество близко к носу, не вдыхать резко, направлять воздух над веществом к себе с помощью руки.

– Итак, какие же правила безопасности будем соблюдать во время исследований?

Нет, можно точно сказать только, что оно жидкое

Свойства воды, которыми она отличается от других жидкостей

Нет

Узнать свойства воды, дать точный ответ на вопрос: что находится в сосуде и можно ли пить эту жидкость                                                                                                                            

Повторяют правила

                                               

                                                           

 

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 - работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ проверки;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

деятельности на уроке.

Слайд 6

видео «Правила безопасности»)

                                                                     

Слайд 7, 8, 9

– Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

– Для работы мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая будет исследовать отдельное свойство воды. У каждой группы имеется «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем старший в группе с помощником представят эти результаты всему классу. Демонстрационные опыты.

Запах.

Оборудование: 3 сосуда, в сосудах – кофе, вода, сок, подписаны.

– Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что находится в них? – Да. Сейчас мы будем узнавать вещества по запаху. Вспомните о т/б при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

– Мне нужен для этого опыта 1 помощник. Глаза ученику мы завяжем, и я буду подносить ему для определения запаха разные вещества, а он постарается их угадать. И, если мой помощник угадает вещество правильно, то вы дружно хлопните в ладоши 1 раз, но если вещество не угадано, ваша задача - сидеть тихо, не подсказывая.

– Почему ……. не смог определить вещество по запаху? Давайте посмотрим, какое же вещество не имеет запаха.. Это ещё одно свойство воды.

Работа в группах

1 группа  исследует прозрачность воды,

 2 группа - цвет,

 3 группа - форму воды.

Дети проводят опыты.

Выступления детей.

Понюхать

было трудно

Нет запаха

Это вода. Вода не имеет запаха

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/ незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - проводить анализ учебного материала.

Вкус.

– А теперь мы с вами поиграем в игру «Дегустатор».

– Ко мне выходит 2 ученика, я завязываю им глаза и даю через соломинку попробовать вещества из 3 пакетов (сок, молоко, вода). Эти вещества всем нам хорошо известны, и пить их можно без опаски. Побеждает в этом соревновании тот из дегустаторов, кто быстрее других узнает вещества по вкусу.

– Имеет ли вода вкус? Сделаем вывод о вкусе воды.. Запомним и это свойство воды.

– А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? А как?

Текучесть.

– А о каком свойстве воды говорится в этой загадке?

Бежит, бежит – не выбежит,
Течёт, течёт – не вытечет.

– Вода течёт. Это свойство у воды называется текучесть. А чтобы увидеть это свойство, достаточно просто подойти к крану и открыть его. И мы увидим, что вода прекрасно течёт. (Наливаю в свой стакан воды из кувшина)

Нет.

 Вода не имеет вкуса т

посолить, посластить и т.д.

ответы детей

Самостоятельное применение знаний, закрепление.

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- выразительно читать текст.

  Ну, а теперь давайте подведём итог нашей работе и запишем все полученные результаты в таблицу. Мы исследовали сегодня воду в жидком состоянии. Какими же свойствами она обладает?

Возвращение к началу урока, к проблемному вопросу.

– А мы с вами снова возвращаемся в лабораторию, чтобы всё-таки ответить на вопрос: является ли жидкость в кувшине водой и можно ли её пить. В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в сосуде водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас?

– Сравним её свойства со свойствами воды, которые мы сегодня исследовали. (Делаю это сама) Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в стакан), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус.

– А можно пробовать незнакомые вещества?. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую

Дети  самостоятельно заполняют таблицу «Свойства воды»

Дети проверяют свойства воды

согласно своей таблицы (цвет, прозрачность, форма, запах. текучесть и вкус)

Конечно, нет

Итог урока  

Слайд 10,11,12

– Весь урок мы говорили сегодня о воде, узнали её свойства, а теперь пришло время  зачитать ваши сочинения «Путешествие капельки»

Вот одно из них , написанное Овсянниковой Яной

                     Солнце вышло из-за туч

                                              (Показался один луч)

Был прекрасный солнечный день, Капелька  сидела на пушистом облаке и рассуждала:

-Может сегодня прогуляемся или тут будем скучать?

-Конечно прогуляемся, затараторили ей в след подружки ,и стали прыгать  и кричать:

-Гулять,  гулять!

Облачко потемнело, раздался гром и капли с шутками и хохотом посыпались на деревья, траву ,дома.

-До встречи на облачке! Закричала Капелька и скатившись с травинки на землю попала в небольшую лужицу, где уже купались несколько ее подружек. Скоро в лужицу напрыгало столько дождинок, что вода полилась звонким ручейком .

Капельке очень нравилось кататься. Как на водяной горке летела она вместе с подружками то разгоняясь на пригорках,то замедляя ход на бугорках все время весело и звонко смеясь.

Так резвясь и играя Капелька и не заметила как маленький ручеек стал большой и важной рекой.

 

В реке плавали большие и маленькие рыбки которые согласились проводить Капельку до моря, ей не терпелось увидеть кита.

Море было прекрасно! Капелька восхищалась прибоем, прозрачной голубой водой, ей даже удалось познакомится с маленькой девочкой, которая без устали ныряла и собирала ракушки и камушки со дна моря

Капельке очень понравилась ее новая подружка и она с огорчением поплыла дальше, смотреть на кита.

И вот наконец то  она встретила это огромное, преогромное животное. Маленькой капельке кит показался целой планетой, настолько он был большим. Капелька забралась на кита и посмотрела вниз- у нее  даже забулькала водичка, так высоко оказалось.

-Да набегалась я сегодня, неплохо было бы и отдохнуть подумала Капелька и прилегла на спине у кита и так ей стало тепло и уютно,пригрело солнышко и капелька испарилась.

 

-Да набегалась я сегодня, неплохо было бы и отдохнуть подумала Капелька и прилегла на спине у кита и так ей стало тепло и уютно, пригрело солнышко и капелька испарилась.

И с паром поднялась на облако где ее уже ждали веселые подружки. Это было самое незабываемое путешествие .

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...