Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Кауфман Анжелика Олеговна

Урок по технологии педагогических мастерских.

(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14....)

Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)

3 класс.

Тема: «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».        

 Цель урока: дать учащимся представление о развитии растения из семени, опираясь на самостоятельные наблюдения и выводы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tekhnologii_pedagogicheskikh_masterskikh.doc254.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

                        Кауфман Анжелика Олеговна МБОУ г. Мурманска СОШ №20

Урок по технологии педагогических мастерских.

(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)

Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)

3 класс.

Тема: «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

          Цель урока: дать учащимся представление о развитии растения из семени, опираясь на самостоятельные наблюдения и выводы детей.

Подготовительная работа: дома дети самостоятельно проращивали растение, и каждый день следили за его развитием, делая записи в дневнике.

До урока ученики были разделены на 4 равносильные по способностям группы

          Оборудование: проростки семян, чистый лист бумаги для каждого ученика, чистый лист бумаги для группы, конверт с заданиями, инструкции, компьютеры для учителя и детей (у нас в школе компьютерный класс), мультимедийный проектор, костюм «семени» для ученика.

I. «Индукция» («наведение»)          

-Сегодня на уроке-мастерской мы должны выяснить, каким образом развивается растение из семени, т.е. решить проблему: как из такого семени (в одной руке семя, в другой - проросток) возникает жизнь?

-В ходе самостоятельного исследования вы должны выявить условия для прорастания семян и подумать, для чего семя прорастает.

-Перед работой давайте послушаем само семя:

(подготовленный ученик в костюме семени читает стихотворение, презентация сопровождает чтение)                                                  приложение

Здравствуйте, я к вам пришло в гости не случайно

Знаю, что волную вас я необычайно

Вы хотите знать, как росло я и откуда?

В умный путь тогда друзья,

Узнаем о рожденье чуда!

Взгляните, как ярко и пёстро

Цветут цветы на лугах!

И как заманчиво выглядят

Яблоки в наших садах!

Взгляните,

Как рожь колосится

И как приятно порой думать

Что жизнь пробудится

Из семени бурной рекой!

Согласитесь, меня вы увидите

В лесах, на полях и в садах

И помните, жизнь моя хрупкая

В ваших добрых руках                      

 (автор стихотворения Кауфман А.О)

-Спасибо, семя, присоединяйся к нам! Сегодня мы будем наблюдателями, исследователями, учёными.

          -Вы, ребята, будете работать на уроке, опираясь на наблюдения, которые предварительно провели дома.

 II «Самоинструкция»            

 -Перед каждым из вас чистый лист бумаги. Можете посоветоваться вдвоём, втроём. Как, по вашему мнению, развивается растение из семени? Нарисуйте схематично. Приготовьте вопросы, если они возникнут.

          III «Социоконструкция»      

 -Работаем в группе, следуя на инструкции на столе.

1. Что произошло с семенем, когда вы его намочили?

Что произошло через 2-3 дня с кожурой?

3.Что стало появляться из трещинки?

4. Что развивалось потом?

5.Нарисуйте по - порядку схему развития растения из семени используя ваши наблюдения.

          IV    «Социализация»  

          -Всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

          -Делаем общий вывод.

          V «Афиширование»

          -Афишируем свои проекты. Выходите  по одному научному руководителю от каждой группы и рассказываете о своей работе. Свой проект (схематический рисунок) вывешиваете на доске.

          -Остальные исследователи   задайте вопросы, если они возникли.

VI «Разрыв»

-Я тоже делала опыты, только у меня почему-то ничего не получилось.

1. Выращивала семя в воде (показать)

2. Между оконными рамами (показать)

3.В стакане (показать)

          -Почему у меня не выросло растение? Чего не хватило?

(1. Нет воздуха  2. Нет воздуха и тепла  3. Нет воды)

          -Сделайте вывод. Какие условия нужны для прорастания семени? (влага, воздух, тепло)

          -А я вот выращивала семя в тряпочке, соблюдая все эти условия: поливала, проветривала, держала в тепле. Посмотрите, какое слабое и хилое выросло растение. Почему? Чего не хватило? (минеральных веществ)  Где семя всё это получает? (в почве)

          -А теперь каждой группе я предлагаю задание (раздаю конверты с картинками частей растения) соединить части в рисунок и ответить на вопросы.

          -За вами остается право попросить моей помощи или помощи дополнительных источников (интернет), если возникнут трудности, но отвечаете на вопросы вы сами.

1 группа

1. Соедините части в рисунок.

2. Подумайте, семя живое или нет? Почему?

Семена растений хранят в полиэтиленовых пакетах. Подумайте,

почему они не прорастают?

2 группа

1. Соедините части в рисунок.

2.Подумайте, что нужно, чтобы семя не замерзало?

3. Есть ли у семени враги? Докажите, что они враги.

3 группа

1. Соедините части в рисунок.

Где быстрее прорастает семя на севере или на юге?

Почему? Докажите!

3. Может ли семя развиваться в космосе?

 

4 группа

1. Соедините части в рисунок.

2. Что получится из семени?

3. Какое значение в жизни людей имеют семена?

          -Обсудим, что у вас получилось. Приготовьте вопросы, если они возникнут (по одному ученику выходят к доске, прикрепляют свои аппликации и дают ответы на вопросы, которые были в карточках).

   

          VII «Рефлексия»  

          -Я тоже хочу дополнить ваши исследования. Посмотрите как учёные зафиксировали развитие растения при помощи видеокамеры http://www.youtube.com/watch?v=k65W3_KVijg

          -Что вас удивило сегодня на уроке?

          -А меня приятно удивили вы, ребята, своими грамотными наблюдениями и высказываниями. Я даже уверена, что кто-нибудь из вас обязательно станет знаменитым учёным-ботаником!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Урок окружающего мира по теме: "Размножение и развитие растений", 3 класс.

Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений проходил в 3 классе. На уроке обучающиеся узнали о способах размножения растений. Растения заселили всю планету. Как же это им удало...

Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие растений"

Окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков "Размножение и развитие растений"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений".

Урок разработан в ключе ТРКМ, структура "продвинутая лекция"....

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...