Урок. Окружающий мир. Как хлеб на стол приходит. 1 класс. УМК "Школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Задачи урока "Как хлеб на стол приходит": познакомить детей с этапами выращивания хлеба в прошлом и настоящем, с профессиями людей, участвующих в данном процессе, воспитывать уважение к людям этих профессий, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_khleb_na_stol_prikhodit.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ознакомления с окружающим миром. ( 1 класс, УМК «Школа XXI в.»)

Тема: Как хлеб на стол приходит.

Задачи урока:

     1. Познакомить детей с этапами выращивания хлеба в прошлом и в настоящее время; с профессиями людей, участвующими в этом процессе.

     2. Знакомство с сельскохозяйственными орудиями труда, используемыми крестьянами; современными машинами.

     3. Воспитывать в детях чувства уважения к людям разных профессий; бережного отношения к плодам их труда.

     4. Учить детей рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения; выслушивать товарищей; делать выводы на примерах увиденного.

     5. Расширять кругозор детей.

Приложение:  Презентация PowerPoint

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинаем урок ознакомления с окружающим миром.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, куда мы сейчас с вами ходили? (в столовую) Зачем? (завтракали) Чем вас сегодня кормили? Что еще было на столе? (хлеб) Когда мы едим хлеб? (во время завтрака, обеда, ужина) Когда вы берете в столовой хлеб, всегда ли вы его доедаете? Где же вы его оставляете? Да, я очень часто после нашего завтрака или обеда вижу в столовой кусочки хлеба не только на столе, но и в мусорном ведре. Как вы думаете, хорошо ли выбрасывать хлеб? Почему? (дети высказывают свое мнение). Конечно, выбрасывать и баловаться хлебом нехорошо. Но делали вы это не потому, что вы такие плохие, нет. Скорее всего потому, что вы только 7 лет прожили на этой земле, многого еще не видели и не знаете. Вы только познаете мир. И что такое хлеб, что он значит для человека, многие из вас еще плохо понимают. Какие уроки вам помогают знакомится с миром, вещами, предметами вокруг нас? (уроки ознакомления с окружающим миром) Правильно, и у меня  к вам такое предложение. Давайте на уроке поговорим с вами о хлебе, таком знакомом и близком. Поговорим о том, как он попадает к нам на стол. Почему  к хлебу надо бережно относиться. Тема нашего урока: Как хлеб на стол приходит.

  1. Новый материал.

Где мы берем с вам хлеб? (покупаем в магазине) Как называется такой магазин? (булочная) Какие еще изделия можно купить в булочной? (баранки, батоны, кексы, …..)  Правильно.

В булочной  у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки.

Молодцы, как вы хорошо это знаете, значит без труда справитесь с первым заданием.

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:  Хорош пирожок, внутри творожок. (ватрушка) С  чем еще бывают ватрушки? (с джемом, вареньем)

Кто знает, как делают хлеб? (пекут) правильно, а из чего его пекут? (из муки)

Да, а вы знаете , что мука бывает разная. Для булки, белого хлеба, пирожков нужна пшеничная мука. Из чего получают пшеничную муку, кто знает? (из зерен пшеницы)

Да, посмотрите (показ гербария: пшеница), вот у такого растения – пшеницы берут зерна, перемалывают их и получают пшеничную муку. (демонстрация пшеничной муки)

А для черного хлеба нужна другая мука – ржаная. Делают ее из другого растения – ржи (показ гербария: рожь, демонстрация ржаной муки) Одинакова ли мука пшеничная и ржаная? (нет, различаются по цвету) Да, и хлеб из ржаной и пшеничной муки получается разный.

Где растут пшеница и рожь? (на полях) Кто выращивает пшеницу и рожь? (люди) Как их называют? (хлеборобы) Кто знает, как таких людей называли раньше, 100,200 лет тому назад? (крестьяне) Хотите узнать, как крестьянину на стол хлеб попадал?

  1. Инсценировка сказки.

Тогда давайте посмотрим сказку «Легкий хлеб». (два учащихся в костюмах инсценируют сказку)

Учитель: Ранним летним утром вышел крестьянин на луг, траву косить, сена на          заготовить на зиму скотине. Вдруг из леса на него выскочил голодный волк и говорит:

Волк: Эй, мужик, я такой голодный, сейчас я тебя съем.

Мужик: постой, волк, зачем я тебе, да и не молодой я уже. Отведай-ка лучше моего хлеба домашнего. Попробуй, какой он вкусный.

Волк: И впрямь вкусный. Скажи, мужик, а где ты такой вкусный хлеб берешь?

Мужик: Сам пеку.

Волк: Как просто. Здорово. Печешь и так вкусно ешь.

Мужик: Да, но прежде чем хлеб печь, я ранней весною в поле выхожу, лошадь запрягаю, плугом поле пашу.

Волк: А потом хлеб печешь и ешь?

Мужик: Нет, потом сею, зерна в землю кидаю.

Волк: Зерно посеешь, потом хлеб печешь?

Мужик: Нет, серый, жду, когда зеленый всходы взойдут, поле станет зеленым.

Волк: Ну, уж потом и печешь?

Мужик: Нет, это ты торопишься, серый, печь рано, надо ждать, когда колос созреет, станет золотым и спелым.

Волк: Тогда и хлеб пора есть?

Мужик: Нет, рано, надо поспевшую пшеницу косой или серпом скосить, потом цепами обмолотить, зерно на ветру просеять, потом на мельницу свезти, из зерна муку смолоть. А потом из муки тесто сделать и хлеб спечь.

Волк: Ну, уж нет, мужик! Не хочу я твоего хлеба, слишком он тяжел! Побегу-ка я в лес, легкий хлеб искать.

(во время сказки учитель демонстрирует плакаты)

Спасибо, ребята за сказку. Садитесь. Скажите, почему волк хлеб мужика назвал «тяжелым»? (необходимо много и тяжело трудиться, чтобы вырастить хлеб)

Давайте повторим, какие работы приходилось выполнять крестьянину, чтобы вырастить хлеб. (дети рассказывают, опираясь на иллюстрации)

Слайд 1-6.

Вот поэтому на Руси всегда к хлебу относились с большим уважением, почетом, бережно.

  1. Работа в группах.

Давайте, соберем пословицы, которые придумал наш народ о хлебе. Слова одной пословицы напечатаны одним цветом . Посмотрите, сколько пословиц у вас должно получиться? (5)

(дети делятся на пять групп, собирают пословицы)

      Хлеб – батюшка, водица – матушка.

       Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

       Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

       Без хлеба нет обеда.

       Хлеб – всему голова.

Проверяем. (каждая группа читает одну пословицу, объясняет ее смысл)

Когда в дом приезжали гости, хозяева на порог выносили самое дорогое – хлеб и угощали гостей. Посмотрите, вот такой домашний хлеб – каравай клали на красивое вышитое полотенце. (демонстрация каравая) Красив домашний хлеб? Обязательно в обед каждый из вас попробует этот  хлеб. До сих пор в деревнях не разучились печь домашний хлеб. Кто из вас ел домашний хлеб? Чья бабушка или мама пекут хлеб?

В городе пекут некоторые хозяйки хлеб конечно не в русских печах. На смену им пришли небольшие домашние электрические печи. (показ слайда)

Слайд 7.

  1. Загадки.

А теперь проверим домашнее задание, к уроку вы должны были приготовить

загадки и загадать их детям. (дети загадывают загадки)

  1. Рос сперва на воле, в поле.                 2. Кольцо не простое –

Летом цвел и колосился.                        Кольцо золотое,

А когда обмолотили,                              Блестящее, хрустящее,

Он в зерно вдруг превратился.              Всем на загляденье!

Из зерна в муку и тесто,                       Ну и объеденье!

В магазине занял место.                                                     (бублик)

                              (хлеб)  

      3.Весной зеленая, пушистая,                  4.Он бывает с толокном,

         Летом желтая, ершистая.                    С рисом, мясом и пшеном,

                                        (пшеница)                   С вишней сладкою бывает.

      5.Что на сковородку наливают,                В печь сперва его сажают,

         Вчетверо сгибают?                                 А как выйдет он оттуда.

                                        (блин)                          То кладут его на блюдо.

                                                                                                           (пирог)

  1. Работа в тетрадях.

А вам хочется прямо сейчас что-нибудь вкусненькое испечь? (работа в тетрадях, задание: «Испеки» крендельки и баранки.)

  1. Да, тяжел был труд крестьянина, «тяжел» его хлеб. Сейчас на смену лошади, человеческим рукам пришли машины. Они пришли на помощь хлеборобу. Давайте посмотрим, как сейчас хлеб приходит к нам на стол. (учитель показывает этапы выращивания хлеба, сбора урожая, получение муки, выпечки хлеба, дети рассказывают, используя демонстрационный материал)

Слайд 8-13.

  • Землю пашут трактором. В поле работает тракторист.
  • Сеялкой сеют хлеб.
  • За посевом и всходами следит агроном. (удобряют землю, определяют время посева, сбора урожая)
  • Комбайном убирают хлеб. На комбайне работает комбайнер.
  • Хлеб везет шофер на мукомольный комбинат.
  • Муку везут в пекарню. Там работают пекари.
  • Готовый хлеб привозят в магазины. Мы его покупаем у продавца.

Да, много людей работает, прежде чем мы идем в магазин и покупаем хлеб. Когда мы бережно относимся к хлебу, мы с уважением относимся к труду этих людей.

Слайд 14.

  1.   Выставка детских книг о хлебе.
  2.   Заучивание четверостишья.

Человек сравнивает хлеб с миром на Земле. Что такое мир? (когда люди не воюют, не убивают друг друга, дружат)

Хлеб возможно выращивать только в мирное время И хлеб, и мир очень дороги и нужны человеку. Давайте выучим замечательное четверостишье о хлебе, о мире, мирных людях.

       Слава миру на Земле!

       Слава хлебу на столе!

       Слава тем, кто хлеб растил,

       Не жалел трудов и сил!

  1.   Итог урока.

О чем сегодня был наш урок? Что нового узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? Что показалось вам наиболее интересным? Какой вывод можно сделать после нашего урока? (дети высказывают свое мнение)

Да, теперь вы понимаете, почему надо беречь хлеб, почему люди дорожат хлебом. И я очень надеюсь, что и вы с уважением теперь будете относиться к хлебу и к людям его вырастившим.

Давайте проверим себя, все ли вы правильно поняли, во всем ли разобрались. (работа в тетрадях, выполнение задания: «Что сначала, что потом, поставь цифры».) Коллективная проверка.

Урок закончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру автор учебника А.А.Плешаков 1 класс....

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?" подробно иллюстрирует историю возникновения электричества. На одном из слайдов дана ссылка на мультипликационный фильм о...

Урок окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Представлена разработка урока окружающего мира....

Презентация к уроку окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Данная презентация подготовлена к  уроку по данной теме....

Урок окружающего мира "Откуда в наш дом приходит электричество?"

Тип урока: урок «открытия нового знания».Задачи урока:-расширять знания детей об электричестве;-закрепить правила пользования электроприборами в быту;-развивать мыслительную активность, умение  а...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Конспект+ презентация к уроку окружающего мира «Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Откуда в наш дом приходит электричество?»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать представления о том, как электричество выраб...