Формирование экологической культуры младших школьников
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Панова Мария Владимировна

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshikh_shkolnikov.docx95.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры младших школьников»

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе и в течение всей последующей жизни человека.

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.

Объект исследования: формирование экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования: система работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников.

Цель исследования: разработать и апробировать систему работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:

- изучить и проанализировать психолого - педагогическую и специальную литературу по теме исследования;

- определить методы и формы работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников;

- разработать и апробировать систему работы по формированию экологической культуры младших школьников.

 Методологической основой исследования являются работы ведущих отечественных педагогов и психологов, таких как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебного, И.Д.Зверева, и др рассматривающих проблему формирования экологической воспитанности младших школьников. [12]

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной, психолого - педагогической  и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение; анкетирование; эксперимент.

Цели, задачи и методы исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, выводов после теоретический и практической части исследования и заключения, содержит список использованной научной литературы (30 источников) и приложений.

Глоссарий

Экологическое воспитание -  составная часть нравственного воспитания.  Оно предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни (Л.П.Молодова).

Экологическое образование – дает теоретические и практические знания о природе и взаимоотношениях с ней человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения (Л.П.Молодова).

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы (Е.Ф.Козина).

Глава I. Теоретическая часть исследования по теме «Формирование экологической культуры младших школьников»

  1. Экологическая культура младших школьников

Формирование экологической культуры становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Проблема формирования экологической культуры младших школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.

Формирование экологической культуры должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, что бы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начало экологической культуры.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Л.П. Салеевой, И.Т. Печко, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. 

Характеристику средств, форм и методов формирования экологической культуры младших школьников находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, А.А.Плешакова, А.В. Миронова.

Психолого - педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах А.Н.Мухиной, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, И.В.Цветковой, А.П. Сидельковского, С.Д.Дерябо и других.

Под формированием экологической культуры понимается формирование у широких слоев населения высокой культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, поэтому в начальной школе идет процесс поиска подходов для формирования экологической культуры младших школьников. Пришло время, когда экологическая культура людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты. К мысли об охране природы человек пришел давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологические затраты подчас исчисляются миллиардами. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.

Человек, получивший экологическое образование, будет точно знать, что можно делать в окружающей среде и как, а чего делать нельзя. Если таких людей будет большинство, вопрос об экологическом кризисе природной среды будет снят с повестки дня и человечество сможет смело смотреть в будущее. Любовь в природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определённого воспитания в детстве. Убедительны слова Сухомлинского: к тому, кто глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность. [5]

Важность формирования экологической культуры у детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Что такое экология? Это наука, изучающая то, как биологические организмы объединяются в сообщества, как и сами организмы, и их сообщества взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Слово «экология» происходит от двух греческих слов: oikos – жилище и logos – учение. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.                                                                                                                          

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.          В целом школьный курс естественно - научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В формировании экологической культуры не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественнонаучные предметы. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует формированию экологической культуры школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся начальных классов, реальные условия социального и природного окружения – все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды. Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.                        

  1. Характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства. «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма». В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни».

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств, становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются».

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А. И. Захаров, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми».

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении».

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой.

Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества»[12, с. 345]. Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи»[16, c.67] . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги вышесказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений, поэтому младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, - значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

  1. Система работы по формированию экологической культуры младших школьников

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой.

Первое важнейшее условие – формирование экологической культуры младших школьников должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу [26].

Второе непременное условие – надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.                                                                                                    

Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Формирование экологической культуры может осуществляться по следующим направлениям:

  • базовое образование и использование межпредметных связей;
  • разработка и реализация экологических проектов;
  • организация внеклассной работы по экологии;
  • вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;
  • организация экологической работы в школьном летнем лагере;
  • организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей. [8]

Для достижения результатов можно использовать разнообразные формы работы: исследование, игру, путешествия, КВН, проектную деятельность.

Особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе играют наблюдения в природе, которые оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

    Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На наш взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

    Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

    Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

  • повышение уровня информированности;
  • повышение интереса к природе родного края;
  • потребность выразить свой интерес в творческих работах;
  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;      
  • ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

    На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры младших школьников реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему уроков, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы.

Выводы по теоретической части исследования

В ходе изучения психолого–педагогической и специальной литературы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников» мы выявили сущность экологической культуры, рассмотрели особенности формирования экологической культуры младших школьников, определили наиболее эффективные методы и формы работы по формированию экологической культуры младших школьников. Изучили психолого-физиологические особенности младших школьников.

В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Теоретическая основа формирования экологической культуры младших школьников основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно используя различные формы и методы, учитель начальных классов может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Глава II.  Практическая часть исследования по теме «Формирование экологической культуры младших школьников»

2.1. Организационный этап

Практическая часть исследования была проведена в МБОУ Луговской СОШ, во  2 «А» классе.

Целью практической части исследования  является разработка и апробация системы работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры  детей младшего школьного возраста.

Были поставлены следующие задачи:

  • изучить условия МБОУ Луговской СОШ для формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста;
  • выявить уровень осведомленности родителей 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ по проблеме формирования экологической культуры младших школьников;
  • выявить уровень сформированности экологической культуры у детей 2 «А»  класса МБОУ Луговской СОШ;
  • разработать и апробировать на практике систему работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры на уроках окружающего мира во 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ;
  • разработать и апробировать на практике систему работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры во внеурочной деятельности во 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ;
  • разработать и апробировать на практике систему работы учителя начальных классов с родителями по формированию экологической культуры у детей   2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ;
  • разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры в образовательном процессе;
  • определить уровень сформированности экологической культуры у детей  2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ после реализации предложенной системы работы;
  • обобщить опыт своей работы по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач мы использовали такие методы как:

анализ образовательного стандарта, программы учебного предмета «Окружающий мир», программы внеурочной деятельности и календарно - тематического  плана работы учителя  2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ.

  • наблюдение;
  • анкетирование  учителей начальных классов МБОУ Луговской СОШ;
  • анкетирование родителей детей, обучающихся во 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ;
  • диагностика уровня сформированности экологической культуры учащихся  2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ;

Наше исследование включает четыре этапа:

1) Организационный этап. На этом этапе была поставлена цель и определены задачи практической части исследования по теме «Формирование экологической культуры младших школьников». Для выявления условий МБОУ Луговской СОШ по реализации задач экологического воспитания у детей младшего школьного возраста провели анализ программы внеурочной деятельности и календарно - тематического  плана работы учителя  2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ. Используя  метод наблюдения и анкетирования  учителей начальных классов МБОУ Луговской СОШ (Приложение 1) выяснили условия, созданные в классе и МБОУ Луговской СОШ для формирования экологической культуры у учащихся  2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ. Для выявления уровня осведомленности родителей учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ  по проблеме формирования экологической культуры младших школьников провели анкетирование родителей (Приложение 2);  Разработали план мероприятий по формированию экологической культуры у учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ  в урочной и внеурочной деятельности.

2) Интерпретация полученных результатов. Цель данного этапа - количественная и качественная обработка полученных результатов, а также выводы, сделанные в ходе данной обработки.

3) Формирующий этап. Описание системы работы по формированию экологической культуры у учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ.

4) Оценочный этап. Целью данного этапа является обобщение результатов, анализ собственной профессиональной деятельности в рамках темы исследования.        

2.2. Интерпретация полученных результатов

Нами были определены показатели и подобраны  диагностические методики. Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе формирования экологической грамотности детей младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие 20 учащихся 2»А» класса и учителя начальных классов МБОУ Луговской СОШ.

  1. Анализ работы МБОУ Луговской СОШ по формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Цель: определить уровень реализации задач экологического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Образовательный процесс в МБОУ Луговской СОШ в начальном звене осуществляется  по учебно - методическому комплексу «Школа России». При изучении курса «Окружающий мир»  педагоги используют учебники автора А. А. Плешакова. Решению задач экологического воспитания в учебно - методическом комплексе «Школа России» при реализации учебного предмета «Окружающий мир» отводится важная роль, экологическое воспитание находит свое отражение в разделе «Человек и природа». Условия в классе, где осуществляется образовательный процесс, не отвечают современным требованиям к организации предметно – развивающей среды.  У учителя имеются дидактические материалы, учебные пособия.

  1. Анкетирование учителей начальных классов МБОУ Луговской СОШ.

Цель: изучить систему работы учителей начальных классов по формированию экологической культуры у младших школьников.  

Был разработан ряд вопросов для анкетирования учителей начальных классов  МБОУ Луговской СОШ (Приложение 1). Проанализировав, мы получили такой результат.        Учителя начальных классов МБОУ Луговской СОШ считают формирование экологической культуры одним из важных компонентов в развитии личности младших школьников. На уроках учителя в основном используют словесные и наглядные методы. Во внеурочное время работа по формированию экологической культуры проводится в рамках природоохранных акций, конкурсов рисунков. Трудностей как таковых у учителей в процессе формирования экологической культуры у младших школьников не возникает. В работе по формированию экологической культуры младших школьников учителя пользуются готовыми методическими разработками и материалами Интернет – ресурсов.

3. Анкетирование родителей, детей обучающихся во 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ.

Цель: выявить уровень осведомленности родителей по вопросам формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Для выявления уровня осведомленности родителей детей, обучающихся во 2 «А» классе МБОУ Луговкой СОШ мы составили и провели анкетирование (Приложение 2).

Семья является важнейшим воспитательным звеном в сложной системе подготовки человека к жизни в обществе. Одним из главнейших аспектов этой подготовки является обеспечение экологической грамотности детей, вступающих в жизнь. Только родители, будучи самыми близкими людьми для своего ребенка в процессе повседневного общения с ним, уделяя при этом основное внимание регуляции их действий по отношению, в данном случае, к природе, способны кардинально влиять на развитие личности.

Нами была подготовлена анкета для родителей, в которую вошли 6 вопросов (Приложение 2). Всего было опрошено 23 родителя, детей обучающихся во 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ.  

Проведя анализ результатов анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей даже не знают, что в МБОУ Луговской СОШ  проводится работа по формированию экологической культуры младших школьников. И только 24% родителей, интересуются жизнью детей в школе, систематически посещают родительские собрания и активно участвуют в жизни школы. Все родители положительно относятся к природе, понимают ее значение в жизни человека, но, к сожалению, бывают на природе редко, в основном весной и летом и только с целью отдыха. 35% родителей отмечают, что знакомят своих детей с правилами поведения в природе, обращают внимание на бережное отношение к животным и растениям.  

4. Диагностика уровня сформированности экологической культуры

учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ.

Цель: определить уровень экологической культуры учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ.

В качестве диагностики уровня сформированности экологической культуры  учащихся 2 «А»  класса МБОУ Луговской СОШ  были использованы:

  1. Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников;
  2. Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру (Н.С.Жестова).

На основе двух этих методик были определены уровни и критерии сформированности экологической культуры (Л.П. Симоновой):

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги Сибири, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности.

Результаты диагностики представлены в таблице 1 (Приложение 4) и на диаграмме 1.  

Диаграмма 1. - Уровень экологической культуры учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ  (первичная диагностика)

По результатам диагностики можно сделать следующий вывод, что 2 ребенка имеют  высокий уровень (10%), 10 детей показали средний уровень – (50%) и 8 детей - низкий уровень (40%).

Результаты организационного этапа исследования определили направления нашей работы по повышению уровня экологической культуры у   учащихся 2 «А» класса  МБОУ Луговской СОШ, нами была определена система работы по формированию экологической культуры у младших школьников.

2.3.  Формирующий этап

Согласно календарно - тематическому плану работы учителя в 2 «А» классе МБОУ Луговской СОШ, требованиям федерального государственного образовательного стандарта на формирующем  этапе нами была разработана и апробирована система работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Система работы по формированию экологической культуры у учащихся, включала в себя проведение уроков по предмету «Окружающий мир», внеурочных занятий и мероприятий, работу с родителями, пополнение методического обеспечения учебного процесса, развитие предметной эколого - развивающей среды.

1. Урочная деятельность

Цель: разработать и апробировать на практике систему работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры у учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ на уроках по предмету «Окружающий мир».

Таблица 2. – Урочная деятельность

Урочная деятельность

Цель и задачи

Тема урока – 

«Живая и неживая природа весной»

(Приложение 6)

Цель: Создать условия для усвоения учащимися признаков весны в живой и неживой природе.  

Задачи:

Личностные:

-развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы);

-обобщать (на основе конкретных наблюдений делать выводы);

-объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе

Предметные:

-формировать знания признаков весны в неживой  и живой природе в сравнении с зимними признаками;

 -установить причину наступления весенних изменений в неживой природе;

-расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных;

Метапредметные:

- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе.

Тема урока –

 «Красная книга»

(Приложение 7)

Цель: Создать условия для знакомства с Красной книгой, с некоторыми видами животных, занесенных в Красную книгу.

Задачи:

Личностные:

-умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;

- умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию;

- коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах.

Предметные:

-группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные, культурные-дикорастущие растения;

-характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);

-анализировать примеры использования человеком богатств природы;

-оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Метапредметные:

-различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Тема урока экскурсии –

 «В гости к весне»

(Приложение 8)

Цель: Создать условия для знакомства младших школьников с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

 Задачи:

Личностные:

-развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся.    

Предметные:

-расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе;

-углубление знаний о жизни растений, животных, птиц.

Метапредметные:

-воспитание бережного  отношения, любви к природе

  1. Внеурочная деятельность

Нами были разработаны и проведены внеурочные мероприятия по формированию у учащихся экологической культуры.

Мероприятия внеурочной деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3. – Внеурочная деятельность

Вид внеурочной деятельности

Тема

Цель и задачи

КВН

(Приложение 9)

«Познай себя и разгадай тайны окружающего мира»

Цель: Создать условия для расширения представлений у детей об окружающем мире.

Задачи:

Личностные:

-создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Предметные:

-создать благоприятные условия для углубления и расширения знаний об окружающем мире.

Метапредметные:

-создать условия для соревнования.

Акция

 (Приложение 10)

«Помоги зимующим птицам»    

Цель: Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи:

Личностные:

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.

Предметные:

-формирование системы знаний и представлений  о способах  приспособления зимующих к изменениям погодных условий.

Метапредметные:

-развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

  1. Классное руководство

Цель: разработать и апробировать систему работы с родителями по формированию экологической культуры  у младших школьников.

Система работы классного руководителя по формированию экологической культуры представлена в таблице 4.

Таблица 4. – Классное руководство

Форма работы

Тема

Цель

Консультация для родителей

(Приложение 11)

"Воспитание любви к природе"

-способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе

Классный час

Памятка для родителей и детей «Правила поведения в природе» (приложение 12)

«Правила поведения в природе»

- уточнять и расширять кругозор учащихся; довести да сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле;

- воспитывать стремление беречь и охранять природу.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

Не менее важным в работе по формированию у учащихся младших классов экологической культуры является методическое обеспечение, поэтому наше исследование проводилось и в этом направлении.

Цель: разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников.

В рамках деятельности учителя по пополнению методического обеспечения реализованы следующие этапы:

  • разработка  методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию экологической культуры  учащихся начальных классов (Приложение 5);
  • обобщение опыта по проблеме исследования.

2.4.  Оценочный этап

Целью данного этапа является обобщение результатов, анализ собственной профессиональной деятельности в рамках темы исследования «Формирование экологической культуры младших школьников».

По окончанию исследования  была проведена повторная диагностика уровня сформированности экологической культуры у учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ.  При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.

 Цель повторной диагностики: выявить изменение уровня сформированности экологической культуры у младших школьников после реализации системы работы по формированию экологической  культуры.

Результаты повторной диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей младшего  школьного возраста представлены в таблице 5 (Приложение 13) и на диаграмме 2. 

Диаграмма 2. Результаты повторной диагностики  уровня  экологической культуры  у детей младшего школьного возраста

Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: что высокий уровень – имеют 3 ребенка, что составляет 15%, средний уровень – 12 детей (60%), низкий уровень – 5 детей (25%).

Диаграмма 3. Сравнение результатов уровня сформированности экологических представлений  у детей младшего школьного возраста

Вывод:  по результатам сравнительной диаграммы видно, что высокий уровень повысился на 5%, средний уровень на 10% и низкий соответственно понизился на 15%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей формируется убеждение в необходимости охраны природы, стремление приумножить природные богатства. Дети способны дать отпор отрицательным проявлениям в природе, сознательно могут регулировать свои поступки в природе.  

Анализ полученных результатов позволяет говорить об эффективности проделанной работы по формированию экологической культуры у младших школьников.


Вывод по практической части исследования

В практической части исследования описывалась работа по формированию экологической культуры  младших школьников.  Для этого младшим школьникам была предложена методика в соответствии с выделенными нами критериями. По результатам исследования выявили, что у школьников преобладает средний уровень экологической воспитанности.

Из этого следует, что у младших школьников необходимо формировать ответственное отношение к природе. Поэтому нами была разработана и реализована система работы по формированию экологической культуры, которая была направлена на работу с младшими школьниками, как в урочное, так и внеурочное время, а также на взаимодействие  с родителями.

Сравнивая показатели уровня  экологической культуры у учащихся 2 «А» класса МБОУ Луговской СОШ, можно сделать вывод, что разработанная система действительно позволяет увеличить уровень экологической культуры младших школьников.

Результаты исследования показали, что систематическое и целенаправленное формирование экологической культуры у младших школьников с учетом психолого – физиологических и возрастных особенностей вызывает у младших школьников положительные эмоции, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков, то есть способствует формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.


Заключение

В работе мы изучили психолого - педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования экологической культуры  у детей младшего школьного возраста,  глубже разобрались в сущности и структуре экологического воспитания и выяснили, что, в процесс экологического воспитания младших школьников играет важную роль.

Провели исследования по выявлению уровня экологической культуры  у детей младшего школьного возраста и выяснили, что у детей преобладает средний и низкий уровень экологической культуры. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной  педагогической  работы по развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Нами была разработана и реализована  система работы с младшими школьниками и их родителями по формированию экологической культуры.

Таким образом, работа показала, что при формировании экологической культуры в образовательном процессе позволяет младшим школьникам моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Это вызывает интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, что способствует формированию у младших школьников экологической культуры.

                             

Список использованной литературы        

  1. Артеменко,  Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников/ Н.М.Артеменко. М.:1990,с.2145.
  2. Бобылева, Л. Д. Диагностика экологической воспитанности младших школьников// Экологическое образование на пути к культуре мира  / под ред. С.Н. Глазачева . 4 выпуск серии "Культура мира: взгляд из России". − М.: Горизонт, 2009.
  3. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания.              /Бобылева, Л.Д // «Биология в школе», 2008.
  4. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы  начального экологического воспитания./ О.М.Барковская // «Начальная школа», 2008
  5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте  / Л.И.Божович.  М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  6. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: 2008
  7. Вершинин, Н.А.  Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям/ Н.А. Вершинин // Начальная Школа. −2011.  №10. С. 9 11.
  8. Виноградова, Н.Ф., Ивченкова, Г. Г., Потапов И. В. Окружающий   мир.    Программа   для   начальной   школы / Н.Ф.Виноградова, Г.Г. Ивченкова  //   Программно - методические материалы. Природоведение. Начальная школа  /  cост. Е.О. Яременко. − М.: Дрофа, 2008.  224 с.
  9. Волкова, В.И. Экологическое образование через уроки природоведения. /В.И. Волкова // Начальная школа. 2010.
  10. Выготский, Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. /Л.С Выготский. М.2005.
  11. Гринева, Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников  / Е.А. Гринева. − Ульяновск: УИПК ПРО,2009.
  12. Глазачев, С. Н. Сохраним ценности экологической культуры /С.Н.Глазачев // Начальная Школа. −2009. − №6. С. 13−14.
  13. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. /Н.С. Дежникова и др. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2009.
  14. Дерябо, С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы / СД. Дерябо // Начальная Школа. – 2008.
  15. Дерябо, С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания [Текст]  / С.Д. Дерябо  // Мир психологии. −1998.
  16. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес. /Н.С. Жестова // Начальная школа. 2010.
  17. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" 2006.
  18. Захлебный, А.Н. Концепция дифференциации экологического образования в общеобразовательной школе // Экологическое образова¬ние: проблемы и решения: пособие для учителей биологии [Текст] / А.Н. Захлебный, Л. В. Реброва.
  19. Захлебный, А.Н, Суравергина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. / А.Н. Захлебный и др.-М 2011
  20. Зверев,  И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы.  /  И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.
  21. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст] / В.А. Игнатова. − Тюмень: ТГУ, 2010. − 196 с. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М., 2005.Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу. /Н.Н. Исаева Начальная школа, 2006.
  22. Каплунович, И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. /И.Я. Каплунович. -М.2011.
  23. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. /Г.И. Колесникова. Начальная школа, 2009.
  24. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания  [Текст] / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 1995.
  25. Мельчаков, Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М., 2005.
  26. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников. / А.А.Плешакова-М.Просвещение,2007
  27. Романова, К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей школьного возраста. /К.А. Романова//М.–2003.
  28. Рыжова, Н. О программах экологического образования школьников. /Н.Рыжкова//Начальная школа.–2004.
  29. Салеевой, Л.П. Экологическая тропа как элемент развивающей среды. /Л.П. Салеевой //Справочник поход в лесопарк; Экскурсии.
  30. Цавкаева, Л.С. Проект "Зеленый школьный сад"./Л.С. Цавкаева//Начальная школа.–2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть ос...