Методическая разработка урока "Рельеф Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока "Рельеф Земли"по окружающему миру , УМК "Начальная школа XXI века", 4класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Рельеф Земли"20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс

(Учитель начальных классов МБОУ- СОШ №3 г.Аркадака Строич Раиса Викторовна)

Тема: РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф Земли», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, презентация, контурная карта, тесты, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

II.Сообщение синоптиков.

III. Повторение изученного.

Работа в группах по карточкам.

Арктика

Растения

животные

Тундра

Растения

животные

Тайга

Растения

животные

Степь

Растения

животные

Пустыня

Растения

животные

IV.Актуализация знаний. (Слайд1)

   -Прочитайте четверостишие. О чём оно?

  Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней.

   -Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой  стране.

А что мы увидим? (Её поверхность)

-Сформулируйте тему и цели урока.

V.Формирование новых знаний. (Слайд2)

1.Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?»

2.Работа в парах.

– Для чего созданы глобус и карта?

– Что обозначают на глобусе и карте?

– Что значит выражение «читать карту»?

– Почему вы не путаете сушу и воду?

Поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Как вы это определили?

3.Рельеф.

– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.

– Как меняется цвет на карте?

– От чего это зависит?

– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?

– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?

– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.

4.Работа в группах по карте. Равнины.

1) Восточно – Европейская равнина.(Слайд 3- 4)

Почему так назвали? Что значит равнина? Каким цветом обозначена равнина? Вся ли поверхность ровная?

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, на юге — Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге — Кавказом, на востоке — Уралом и Мугоджарами. В геологическом отношении соответствует Восточно-Европейской платформе. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине — Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге — овражно-балочный рельеф. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части — в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток — в зонах полупустыни и пустыни (Прикаспийская низм.).

2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайд 5- 6)

       ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.

Что вы можете о ней рассказать? Проверим высказывания по учебнику с.34.

3) Какие реки протекают? Составьте схему реки. (Проверка Слайд 7)

5.Горы. (Слайд8)

1)Выскажем предположение с.35 учебника.

2)Уральские горы. (Слайд 9- 11)

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - НАРОДНАЯ. Высотой 1895 м. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной.

3)Кавказские горы.(Слайд 12-13)

Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642м.

4)Алтай, Саяны.(Слайд 14-15)

АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км.  Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и  Юж. - Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.

6.Плоскогорья. (Слайд 16-19)

        Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, но это тоже равнина, хотя не совсем обычная.

Просмотр видео «Байкал»

-Что нового узнали?( воспитательная работа)

   

IV. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)

Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?

Какое значение имеет рельеф для жизни людей и их жизнедеятельности?

(воспитательная работа)

V.Домашнее задание.

1.По учебнику с.32-37, обратить внимание на ту информацию, которая на уроке не прозвучала.

2.Рабочая тетрадь: выполнить задания по контурной карте.

3. Приготовить презентацию  по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Земля имеет форму шара

Цели урока:способствовать обогащению  представлений учащихся о шарообразной форме Земли, а также о способах доказательства шарообразности Земли.Задачи:  Образовательные:познакомить учащихся ...

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "День рождения Земли"

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления....

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»   ЦЕЛИ: 1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"

Разработка внеклассного мероприятия "День Земли"...