Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Пресная вода"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Шерстобитова Нина Александровна

Цель урока-формирование представления о пресной воде, её значении в жизни всего живого на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_presnaya_voda_microsoft_office_word_1.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Класс: 1

Тема: «Пресная вода».

Цель урока: формирование представления о пресной воде, её роли в жизни всего живого на Земле.

Задачи урока:

  • совершенствовать знания о пресной и солёной воде,
  • расширять знания учащихся о водоёмах,
  • развивать коммуникативные навыки учащихся  через групповые  формы работы,
  • развивать интеллект, кругозор, творческий потенциал,
  • формировать интерес к изучаемой теме,
  • воспитывать любознательность, любовь к уникальной природе Земли,
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Методы обучения: работа в группах, практическая работа с карточками «Найди слово», эвристическая беседа.

Оборудование:

1. DVD

2. Раздаточные  карточки (№1) «Найди слово».

3. Видеозаписи (Отрывки из фильма  BBC «Планета Земля», фильм №3 «Вода»).

4. Глобус.

5. Рисунки детей по теме «Использование воды».

6. Плакаты, нарисованные детьми, тема «Берегите воду»

7. Понятия, написанные на бумаге: вода, солёная, пресная, океан, море, озеро, река, болото.

Ход урока

1. Организационный момент.

   Прозвенел звонок, начался урок. Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, отгадайте загадку:

 Что в гору не вкатишь,

 В решете не удержишь,

 В руках не унесёшь? (Вода).  Сегодня мы будем говорить о воде.

В начале урока посмотрим отрывок из видеофильма «Планета Земля»

Беседа по просмотренному отрывку.

 Антуана де Сент-Экзюпери сказал:

 «Вода! Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое!   Нельзя сказать,

что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь».

Беседа по рисункам детей:

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

Работа с глобусом.

Давайте рассмотрим глобус. Глобус- это модель нашей Земли. Какого цвета на глобусе больше? Покажите все, что выделено голубым цветом.  Это вода.  На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Представьте, что вы положили каплю воды на ладошку. Попробуйте её. Она какая? Безвкусная, прозрачная. Можно сказать научным словом- вода пресная. Но вода бывает и солёная.

 Как  называются большие скопления солёной воды?

 Океаны, моря (5, 50). Сосчитайте, сколько морей на нашей планете. Количество океанов-5, это число увеличь в 10 раз  (по 5 взять 10 раз = 50). В морях и океанах вода соленая. Её больше, чем пресной. А как назвать скопления пресной воды? Реки, озёра, пруды, водохранилища, болота.

На доске появляется схема

                                           ВОДА

                 СОЛЁНАЯ                              ПРЕСНАЯ

                 ОКЕАНЫ (5)                          РЕКИ (4 миллиарда)

                  МОРЯ (50)                             ОЗЁРА (5 миллионов)

                                                                  БОЛОТА

                                                                   ПРУДЫ

В реках, озерах, болотах, прудах вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но пресной воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной.

Работа по карточке №1. Река - основной источник пресной воды.  Найдите  реки  Горнозаводского района.  На парте лежит карточка, которая подскажет вам 7 названий рек Горнозаводского района.

В каждой строчке из рядом стоящих букв получится одно название реки.  Выделите его цветным карандашом.

Карточка №1

1

А

О

К

О

Й

В

А

К

З

О

Ш

2

 В

О

Б

Н

В

И

Ж

А

Й

А

Б

3

А

М

К

У

С

Ь

И

Н

К

А

Я

4

П

А

Ш

И

Й

К

А

Н

К

А

В

5

Ш

У

Н

У

С

Ь

В

А

Т

И

Ж

6

К

Р

  А

С

С

О

Л

Ь

Н

А

Я

7

Д

Л

Ч

У

С

О

В

А

Я

И

Х

Проверка выполнения работы. Дети читают названия рек Горнозаводского района.  О какой реке я говорю: её название переводится как «брызги воды», на ней в прошлом веке добывали  алмазы.   Койва – одна из крупных рек нашего района. А эта речка протекает на территории заповедника Басеги. Усьва.

    Проверка знаний по теме «Реки». Самостоятельная работа  на листочках. Я задаю пять вопросов, около № вопроса поставить № ответа (ответы на доске, каждый под своим номером). У доски работают 2 ученика, доска закрыта.

  1. Как называется начало реки,  то место, откуда её воды истекают? Исток.

  2. Как называется то место, где река впадает в море, озеро, другую реку? Устье.

  3.  Как называется углубление, по которому течёт река? Русло.

  4.  Как называются речки поменьше, которые вливаются в реку по ходу её течения справа и слева? Притоки.

  5.  Как называется река, которая протекает  в г. Перми? Кама.  Проверяем работы учеников у доски.

Самопроверка по образцу.  Самооценка. Кто не допустил ошибок? У кого 1,2,3,4,5 ошибок? Оцени себя сам.

У. Мы повторили тему «Реки». Предлагаю отдохнуть.

Физминутка.

Только  в лес мы вошли,

Появились комары.

Раз, два, три - появились комары.

Дальше в лес мы идём,

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз, два, раз, два-

Ой, глубокая  вода.

О ценности пресной воды. 

У. Вода присутствует везде: не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, и во всех живых существах, в том числе и людях. Организм человека на 80% состоит из воды. Без воды жизнь на земле не возможна. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Найдите на глобусе участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня. Водные запасы на земле огромны. Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше.

Работа с плакатами по теме «Берегите пресную воду!»

Развитие техники и науки заставляли думать, что человек — властелин  природы, но человек своей активной деятельностью часто вредит природе, воде. Сотни предприятий выбрасывают вредные вещества в водоёмы, в результате чего гибнут животные и растения, загрязняются водоёмы. Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Сегодня перед всеми людьми стоят глобальные проблемы. Воду надо беречь. Своё отношение к проблеме чистой воды можно выразить в плакатах. (Дети рассказывают, что изображено на плакатах, которые они нарисовали).

Групповая  творческая  работа. Создание плакатов «Берегите пресную воду»

  Итог урока.

            Что нового ты узнал о пресной воде?

            Что удивило тебя сегодня на уроке?

            Что было не совсем понятно?

            Что тебе хочется узнать о пресных водах Горнозаводского района?

            Как вы думаете, есть ли озёра в нашем районе?

       

Домашнее задание.

1. Найти ответ на вопрос: сколько речек в нашем районе?

2. Найти ответ на вопрос: есть ли озёра в Горнозаводском районе?

3. Проведи опрос. 1. Какую воду вы пьете? 2. Как  Вы экономите воду дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"

Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....

Урок окружающего мира 3 класс "Почему воду нужно беречь?"

Цель:1) дополнить представления детей о роли  воды для человека.2) раскрыть основные факторы загрязнения воды.3)расширить общий кругозор детей4)формировать внимательное отношение  к окружающ...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Про воду ..."

Учебная презентация к уроку окружающего мира, 2 класс по теме "Про воздух и про воду". Содержит необходимый материал о воде (состояния воды, использование, сохранение водных ресурсов)....

Урок окружающего мира во 2 классе "Вода на Земле" с использованием интерактивной доски

Урок был представлен на семенаре учителей начальных классов. Использованы интерактивные карты,  фрегмент мультфильма "Шесть Иванов-шесть капитанов"...

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Урок окружающего мира в 3 классе Вода в природе. Основные свойства воды.

Цели: 1. Познакомить с  основными свойствами воды;2. Установить важнейшую роль воды в жизни человека и природы.Задачи:1. Повышать познавательную активность  и самостоятельность детей;2...