Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Кашапова Наталья Петровна

Тема: «Родной край – частица Родины»

Цели:

1.      Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;

2.      Развивать внимательность, наблюдательность, интерес к проектной деятельности;  творческие способности учащихся на примере создания символов класса, своей семьи;

3.      Воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизма, любовь к своему родному краю.

Форма урока: урок-лекция с элементами проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока50.5 КБ
Файл презентация урока190.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

2 класс  

(программа «Начальная школа 21 века»)

Тема: «Родной край – частица Родины»

Цели:

  1. Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;
  2. Развивать внимательность, наблюдательность, интерес к проектной деятельности;  творческие способности учащихся на примере создания символов класса, своей семьи;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизма, любовь к своему родному краю.

Форма урока: урок-лекция с элементами проектной деятельности

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка; карта РТ; лист формата А3 для изображения герба класса и картинки о спорте, о жизни класса и школы, об учителе и классе; листы формата А6 для всех учеников и цветные карандаши для изображения флагов их семьей

Программное обеспечение:

  1. презентация «Государственная символика России, г. Менделеевска»;
  2. презентация «Улицы нашего города»;
  3. презентация «Я люблю свой город».

План урока:

Орг. момент

Проверка выполнения домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Изучение нового материала

Рефлексия

Домашнее задание

Ход урока

  1. Орг. момент.

Подготовка рабочего места к уроку. Приветствие гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

-Напомню вам, что раздел учебника, который мы сейчас изучаем, посвящен Родине. Повторим знания о Родине с прошлого урока.

-Что значит для вас слово «Родина»?  (ответы детей)

-Какой город является столицей нашей большой Родины – России?  (Москва)

-Кто назовет мне государственные символы Российской Федерации?

- Динар, расскажи нам о флаге России (слайд №1- Презентация «Символика»)

(Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века.

Белый цвет – это цвет мира.

Синий – это вера, верность.

Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.)

-    Ростислав , расскажи нам о гербе России (слайд №2)

(Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в  левой –  держава (золотой шар с крестом. В центре герба еще один герб.  Это герб  Москвы.)

-Почему он расположен в центре российского герба?

(Москва – столица России. На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец, Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный  конь воина топчет дракона копытами).

- Скажите, где в жизни вы встречаете изображения герба? (паспорт, монеты, свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, диплом об окончании института).

-Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города.

-Молодцы! Некоторые из вас получили особое домашнее задание и выполнили к сегодняшнему уроку проект, с которым мы познакомимся чуть позднее.

 III.       Сообщение темы и целей урока

-Тема нашего сегодняшнего урока – «Родной край – частица Родины» (слайд №3)

-Как вы понимаете слова «Родной край»? (Это место, где человек живет. Это

наш Менделеевск)

-А почему наш Менделеевск – это часть одной большой Родины? (У каждого человека есть своя малая Родина. Все вместе они составляют одну большую Родину)

-Сегодня на уроке вы узнаете много нового, интересного о своем родном городе.

IV.       Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя о г. Менделеевске:
  1. Показ на карте РТ города Менделеевска и Менделеевского района (слайд №4)

-Город Менделеевск расположен на правом берегу реки Камы и на реке Тойма.

  1. Государственная символика города Менделеевска

-К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Обязательная традиция каждой страны иметь свой герб, флаг и гимн установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами.

-И у нашего города и района тоже есть своя государственная символика – герб, флаг и гимн. (слайд №5)

-(слайд №6) Герб г. Менделеевска.

Геральдическая фигура напоминает очертания химического сосуда – колбы. Это символизирует ведущую отрасль нашего района – химическую промышленность.

Голубой цвет указывает на большие водные просторы Камского водохранилища.

Цветок лилии символизирует природные богатства района, красоту здешних мест.

Стремя и подкова заимствованы из фамильного герба рода Менделеевых. Этим подчеркивается уважение к историческому прошлому района, в частности к Д.И.Менделееву, который здесь работал и в честь которого назван город.

Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Белый  – символ ясности, открытости, примирения, невинности.

Красный цвет – символ мужества, силы и красоты.

Лазурь (голубой) – символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.

Проектная деятельность.

У нашей страны есть герб, у нашего города есть герб. Попробуйте создать герб своего класса, используя информационную карту.

(Дети работают в 4 группах и каждая создают свои варианты гербов. Затем выбирается наиболее удачный вариант выполненной работы.)

Информационная карта (слайд №7)

  • Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите.
  • Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
  • Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.
  • Защитите свой проект.

(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.)

- Наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово.

Физкультминутка :

По родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас - зеленый луг (поворот вправо)

Слева находится лес. ( поворот влево)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (прыжки на месте)

Филин крыльями машет. Ух! (махи руками)

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам и грибам! (наклоны)

-(слайд №8)Флаг г. Менделеевска.

Флаг разработан на основе герба и своими символами также отражает природные, экономические и исторические особенности Менделеевского района.

Проектная деятельность.

У нашей страны есть флаг, у нашего города есть флаг. Попробуйте каждый создать флаг своей семьи, используя информационную карту.

Информационная карта (слайд №9)

Белый цвет: мир, чистота.

Синий цвет: верность и честность.

Красный цвет: любовь.

Зелёный: трудолюбие.

Жёлтый: доброта, тепло, забота.

Используя цвета, символизирующие различные качества, нарисуйте флаг своей семьи. Также ваш флаг может содержать изображение какого-либо символа, связанного с увлечением вашей семьи.

По окончанию работы все флаги вывешиваются на доске. Несколько человек защищают свои проекты.

- У вас замечательные семьи, это видно по вашим флагам.

-(слайд №10- 1мин 15с) Автор гимна Виктор Никифоров наш земляк. Гимн принято слушать и петь стоя. Давайте и мы послушаем гимн нашего города стоя.

  1. Проект «Улицы нашего города»

-У улиц и площадей любого города должны быть имена, как и у людей. Менделеевские улицы официальные названия получили после Октябрьской революции 1917 года. Именами известных людей названы улицы Ленина, Карпова, Нариманова, Вахитова, Гунина, Менделеева, Гагарина, Чоловского, Пушкина, Тукая , М. Горького, Бурмистрова, Фомина, Азина, Мичурина, К. Маркса, Кирова и др.

-Группа ребят нашего класса подготовила к сегодняшнему уроку проект, который называется «Улицы нашего города». Давайте узнаем в честь кого названы те или иные улицы.

(Дети рассказывают о своей работе с помощью презентации «Улицы нашего города»)

  1. Беседа о достопримечательностях города Менделеевска (по итогам экскурсии)

-Какие памятные места есть в нашем городе? Кому они посвящены?

-Какие достопримечательности еще мы наблюдали на экскурсии?

-Давайте еще пройдемся по этим местам. (презентация «Я люблю свой город» - 3 мин 47 с)

V.      Рефлексия.

- Наше занятие подходит к завершению. Посмотрите на результаты нашей работы.

Вы сможете узнать свой флаг?

- Потому что это ваше отношение к своей семье, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своей семье.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России, Менделеевска  среди других символов?

- Потому что символы страны – это как флаг семьи, как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России, Менделеевска? (Любовь, гордость, уважение, скорбь по погибшим и т.д.)

VI. Домашнее задание

  1. Рабочая тетрадь – с.59 «Будильник»
  2. Домашнее задание будет творческим и необычным. Я решила пополнить нашу классную библиотеку новой книгой “С чего начинается Родина”. Книга очень перекликается с темой нашего урока, в ней собраны стихи лучших поэтов России. Прочитав эти стихи, вы узнаете, какие чувства испытывали они к своей Отчизне, как выражали свою любовь к ней. Надеюсь, что эти поэтические строки найдут отклик в вашей душе. Я предлагаю вам дома  написать стихи или сочинения на тему “С чего начинается Родина” к следующему четвергу. Эта книга будет вам хорошей помощницей в выполнении домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан Урок окружающего мира по теме «РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТИЦА РОДИНЫ» Разработала и провела учитель начальных классов первой квалификационной категории Кашапова Наталья Петровна г. Менделеевск 2014 год

Слайд 2

Цели урока: 1. Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе; 2. Развивать внимательность, наблюдательность, интерес к проектной деятельности; творческие способности учащихся на примере создания символов класса, своей семьи; 3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизма, любовь к своему родному краю. Форма урока : урок-лекция с элементами проектной деятельности Оборудование: компьютер, мультимедийная установка; карта РТ; лист формата А3 для изображения герба класса и картинки о спорте, о жизни класса и школы, об учителе и классе; листы формата А6 для всех учеников и цветные карандаши для изображения флагов их семьей Программное обеспечение : презентация «Государственная символика России, г. Менделеевска»; презентация «Улицы нашего города»; презентация «Я люблю свой город».

Слайд 3

План урока: Орг. момент Проверка выполнения домашнего задания Сообщение темы и целей урока Изучение нового материала Рефлексия Домашнее задание

Слайд 4

Долгожданный дан звонок, Начинается урок!

Слайд 5

Повторяем: Что такое «Родина»? Какой город является столицей нашей большой Родины – России? Кто назовет мне государственные символы Российской Федерации?

Слайд 6

Российский флаг цвет мира цвет силы, цвет крови, пролитый за Родину и её независимость вера, верность

Слайд 7

Российский герб

Слайд 8

Родной край – частица Родины

Слайд 9

Карта Республики Татарстан

Слайд 11

Герб Менделеевского Муниципального района

Слайд 12

Информационная карта Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите. Решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе. Защитите свой проект.

Слайд 13

Флаг Менделеевского Муниципального района

Слайд 14

Информационная карта Белый цвет: мир, чистота. Синий цвет: верность и честность. Красный цвет: любовь. Зелёный: трудолюбие. Жёлтый: доброта, тепло, забота. Используя цвета, символизирующие различные качества, нарисуйте флаг своей семьи. Также ваш флаг может содержать изображение какого-либо символа, связанного с увлечением вашей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

На уроке использованы различные формы и виды работы...

Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"

Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация...

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI"века по теме "Какие бывают растения?"

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование представления детей о группах растений; расширение представлений учащихся о лесе; воспитание любови и бережного отн...

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: «Русская трапеза»

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» (учитель Марченко Т.Н.)Тема урока: «Русская  трапеза» Цели и задачи: Образовательная (предметная): организовать деятельност...

Конспект урока окружающего мира в четвертом классе по программе "Начальная школа ХХI века"

Тема урока "Организм человека" - обобщающий урок. Задания в группах охватывают все темы раздела "Мы и наше здоровье" и дают возможность ярко, интересно и познавтельно повторить пройденный материал....