Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Калягина Марина Ивановна

Значение кровеносной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_okr_mir.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 класс УМК « Система общего развития Л.В.Занкова». Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: "Значение кровеносной системы»

3 урок раздела « Новые знания о человеке».

Цель урока: способствовать раскрытию значимости крови в организме, её состава и функций.

Задачи урока:

- Познакомить учащихся со значением, составом и свойствами крови.

- Усвоить понятия плазма, красные кровяные тельца – эритроциты, белые кровяные тельца – лейкоциты, кровяные пластинки - тромбоциты.

- Воспитывать в детях соучастие, сопереживание.

Оборудование:

Презентация "Значение кровеносной системы ” с использованием ИКТ.

Экран, проектор, таблица «Кровеносная система человека».

 Карточки для групповой работы, тест.

Применяемые технологии: проблемного обучения, проектная,  тестовая, информационная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества (индивидуально-групповая или командно-игровая).

Методы:

Словесный: частично-поисковый метод изложения нового материала, рассказ, беседа, работа с учебником.

Наглядный: электронная презентация, рисунки на страницах учебника,

Практический: работа с микроскопом, тест.

Понятия: плазма, красные кровяные тельца – эритроциты, белые кровяные тельца – лейкоциты, кровяные пластинки – тромбоциты,  

Урок окружающего мира по теме: "Значение кровеносной системы".

              Этапы  урока

время

1

Психологический настрой на деятельность.

1 мин.

2

Актуализация знаний.

9 мин.

3

Постановка учебной задачи

4 мин

4

«Открытие» детьми нового знания

А) Беседа

Б) Работа в парах. Проверка

17 мин.

5

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

2 мин.

В) Практическая работа

Г) Групповая работа по усвоению нового учебного материала.

6

Первичное закрепление

3 мин

6

Самостоятельная  работа с самопроверкой

5 мин.

7

Подведение итогов, комментирование домашнего задания. РЕФЛЕКСИЯ.

4 мин.

8

Всего

45 мин

Ход урока 

І. Психологический настрой на деятельность.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Поздороваемся. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся. А я всем желаю хорошего настроения, новых открытий, удачи

Не подводите, друзья,
Ни класс свой, ни меня!
В учении, если опоздать,
Можно и неучем стать.

II. Актуализация знаний. Игра «Карусель»

- Начнём урок с игры «Карусель»

– Какой  учёный  занимался  исследованиями  нервной  системы и функцией головного мозга? (И. П. Павлов.)

- Назови первых исследователей мозга (Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов)

– Какой главный орган нервной системы находится в черепе? (Головной мозг.)

– Какой орган нервной системы находится в позвоночнике? (Спинной мозг)

– Кто «подаёт» информацию головному мозгу? (Нервы.)

– Сколько примерно весит мозг взрослого человека? (1300–1500 г.)

– Что дают человеку во время операции для обезболивания? (Наркоз.)

– Что доставляет кровь в мозг? (Пищу и кислород.)

– Как называется особый орган около внутреннего уха? (Вестибулярный аппарат.)

- Назови пять органов чувств (зрение-глаза, вкус-язык, слух-уши, осязание-кожа, обоняние-нос)

-Что составляет центральную нервную систему? (головной мозг, спинной мозги нервы)

-Сколько времени вы должны спать? ( 9-10 часов)

-Устают ли клетки мозга? Как они отдыхают? (устают, отдыхают ночью, когда темно и тихо)

-Что такое вестибулярный аппарат?  (орган равновесия)

-Что защищает грудная клетка?  (сердце, лёгкие)

-Какой орган защищает череп? (головной мозг)

-Что находится внутри позвоночника?  (спинной мозг)

-Докажи, что клетка живой организм (она растёт, размножается, , дышит, питается, умирает )

-Что приводит в движение наш организм? (скелет и мышцы)

-Что такое клетка?  (маленький живой организм)

     -Что входит в состав клетки?  (оболочка, цитоплазма, ядро)

      - От чего зависит осанка?  (от того как развивался организм с детства)

      - Какой вопрос оказался самым трудным?

III. Постановка учебной задачи.

Ч т е н и е  учителем текста.

– Какова тема сегодняшнего урока?   (кровь и её значение в жизни человека)

- Что вы знаете о крови? (Жидкость красного цвета, большая потеря крови ведёт к болезни или смерти человека). 

-Что бы вы хотели ещё о ней узнать? 

-Что же, возможно, по окончании урока на некоторые вопросы мы сможем получить ответ.

Тема урока: (Слайд 1)

Задачи урока: (Слайд 2)

1. Выяснить значение крови.

2. Изучить состав и свойства крови.

III. «Открытие» детьми  нового знания. 

1. Беседа по теме:

- Случалось ли вам порезаться или пораниться? 

- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

- Вам приходилось пробовать кровь на вкус? (солоноватая)  

- Почему? (в ней растворены соли)

- Какие? (поваренная, соли железа, соли кальция и фосфора)

- Кровь по сосудам движется стремительно - за полминуты она может обежать всё тело, а толкает её …(сердце). (Слайд 3)

- Главный принцип его работы - способность сокращаться и расслабляться, перекачивая кровь. При расслаблении сердце вбирает кровь в себя, при сокращении - выталкивает в кровеносные сосуды.

- А для чего это происходит, каково же значение крови для человека? Это нам нужно выяснить, поработав в парах.

2. Работа в парах. 

- Рассмотрите рисунки на стр. 33 и сделайте вывод, вставив нужные слова в предложение:

Кровь разносит               …..                ,

поддерживает постоянную            …..                         в теле,

снабжает организм                         …                         ,

выводит                               …                вещества,

…..                                    от вредных бактерий.

- Кто готов прочитать, что у вас получилось? (зачитывают)

- Проверьте, все ли правильно справились с заданием.

 3. Проверка. (Слайд 4)

         (Кровь разносит полезные вещества,

поддерживает постоянную температуру   тела,

снабжает организм кислородом,

выводит вредные          вещества,

защищает от вредных бактерий.)  

 

 4. Практическая работа. Работа с клеткой крови.

С глубокой древности люди понимали значение крови в организме. Но прошли столетия, пока учёные- медики изучили состав крови и поняли её значение.

-А приходилось ли вам делать анализ крови? Для чего? (Больны или нет, узнает врач и чем).

Для этого нужно хорошо знать её  состав. Предлагаю вам выступить в роли исследователей крови. Создадим мини-проект схему «Состав крови».

-Посмотрим на каплю крови под микроскопом.

 

- Вы видите, что в этой прозрачной жидкости находится много разных клеток, следовательно, кровь - не однородная жидкость. А из каких клеток она состоит, вы мне расскажете через 5 минут.

 

- Откройте учебники на стр. 34-35

5. Работа в группах с учебником.

1 группа - ищет материал о плазме

2 группа - об эритроцитах

3 группа - о лейкоцитах

4 группа - о тромбоцитах

Листы планирования (получает каждая группа)

1-ая группа

1. Прочитайте текст на стр.34

2. Вставьте нужные слова в тезис:

Основу крови составляет…

Она состоит из….

Она обеззараживает …

В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови  и после болезни.

          Говорят, что «появился…………..».

Учитель: - плазма прозрачная желтоватая солоноватая жидкость

              2-ая группа

1. Прочитайте на стр. 34.

2. Вставьте нужные слова в тезис:

Красные кровяные клетки– это…..

Эритроциты окрашивают кровь в ….

Они переносят в потоке крови ко всем  тканям (клеткам) ……..            ,        а от  тканей  к  лёгким ……

-Учитель: Эритроциты живут около 4-х месяцев, образуются в костном мозге.  Каждый день у человека сменяется около 10 млн. эритроцитов.

           3-я группа

1. Прочитайте на стр.34 -35.

2. Дополните предложение:

Белые кровяные клетки – это…….

Их в крови гораздо …

Эти клетки борются с………….

4-ая группа

1. Прочитайте на стр.35.

2. Дополните предложение:

Кровяные пластинки, содержащиеся в крови – это…

Они помогают крови...     (при порезах и ранах).

Главная их задача …

Защита. Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и показывают её на экране. Презентация (Слайд …)

- Во время защиты будьте внимательны т.к. эти вопросы  будут включены в тест в конце урока

       III.  Первичное понимание .

- Послушайте диалог отца и сына

Сын рассказывает отцу: "Пап! Мы сегодня в театральном кружке выбирали "короля и принцессу”, меня королём выбрали, а принцессой Дашу хотели выбрать. А эта Анька подскочила и кричит: "Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю ей: "Докажи!” - а она: "Пускай твоя Дашечка доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” И ушла. Пап, может и вправду у неё кровь голубая?”

       Отец: "Нет, голубая бывает у раков и морских червей, а у людей только красная. Но раньше считалось, что у королей, князей, принцесс, в общем, у всех, кто богат, кровь голубая. Это пришло из Испании, где простые крестьяне отличались от аристократов тёмной, загорелой кожей. Белая кожа с хорошо видными голубыми жилками, была признаком благородства. Однако у всех людей, чернокожих и белокожих, богатых или бедных кровь красная”.

 IV. Самостоятельная работа. Тест.

1.Кровь снабжает организм:

А) микробами;

Б) кислородом.

В) углекислым газом

2. Красной делают кровь:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) плазма.

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) тромбоциты.

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) тромбоциты.

5. У детей 8-11 лет  крови:

А) 4,5 – 5 л;

Б) 3,5 л;

В) 6,5 – 7л.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Ключ к тесту

1. б

2. б

3. а

4. в

5. б

Критерии оценки:

 «5» - нет ошибок

«4»  - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

«2» - более 3 ошибок

IV.  Рефлексия.

- Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

- Где могут пригодиться эти сведения вам?

-На какие вопросы,  поставленные вами в начале урока, вы можете ответить

V. Домашнее задание. Стр.32-36, прочитать, как останавливать кровопотерю при порезах, носовом кровотечении.

Дополнительный материал

Кровь-это не однородная жидкость. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость- плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

        Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки.

        Третья группа- тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра.

        Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.

        Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...