Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дьякова Ольга Николаевна

Данный урок разработан по образовательной системе "Школа 2100", цель которого - познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока окружающего мира

Тема: Природные зоны холодного пояса

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Дьякова Ольга Николаевна, 1 квалификационная  категория

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Дидактическая цель  урока: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи:

Образовательные: научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте, знать представителей флоры и фауны.

Развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, анализировать, обобщать, классифицировать), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.

Воспитательные:  воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные:

  • Знать названия природных зон холодного пояса.
  • Узнавать зону по свойственному пейзажу.
  • Уметь показывать зону на карте.
  • Знакомство  с климатическими условиями зоны ледяных пустынь и тундры.
  • Знакомство с растительным и животным миром зоны арктических пустынь и тундры.
  • Уметь составлять цепи питания.    

  • Метапредметные:

  • Регулятивные:
  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  •  Целеполагание (постановка учебной задачи).
  •  Контролировать, корректировать и оценивать  свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Использовать знаково-символичные при составлении цепи питания.  
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Коммуникативные:
  • Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в парах, группе.
  •  Развивать умение принимать коллективное решение.

  • Личностные:

  •   Осознание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Учиться выражать свое мнение.

Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, видеофрагмент «Животные Арктики»

у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан -  М.: Баласс, 2011 г.

- «План-маршрут»;

- предметные картинки «Животные и растения зоны арктических пустынь и тундры»

 Образовательные технологии и методики: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемное обучение, исследовательские, личностно-ориентированные.

Формы работы: парная, работа в мини-группах, фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Проверка домашнего задания.

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

4. Этап выявления места и причины затруднений.

5. Построение   выхода из проблемы.

6. Физминутка.

5. Построение   выхода из проблемы.

7. Этап первичного закрепления во внешней речи.

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

9. Рефлексия

10. Домашнее задание.

- Ребята, поднимите солнышки те, у кого хорошее настроение и кто готов к работе. Молодцы! Пожелайте друг другу удачи!

- Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.

-  Сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.

- Что мы называем природными зонами?

 - Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?  

- Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нас ждет нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного и южного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе. Кто догадался, какие?             (Тема урока на доске)                                       

 - А что мы можем исследовать? Предположите?

- Перед вами план-маршрут нашего пути. Он поможет нам двигаться в правильном направлении, выделять главное, узнать много нового и интересного.

1.Работа в парах.

- Поработайте в парах, дописав первое и второе  предложение в плане-маршруте.

- Итак, где же расположены на земле холодные пояса? Кто может показать на карте?

2. Просмотр видеофильма.

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма о суровом климате зоны Арктических пустынь. Просмотрев его, вы должны ответить на вопрос:

- Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?  

(Рассказ учителя об арктической зоне)

Слайд 1.

- Кроме тюленей, к суровым условиям Арктики приспособились белые медведи, моржи, много птиц - гагары,  кайры, тупики. Но из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники.

- Сделайте необходимые записи в плане-маршруте.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, 
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы 
(Руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. 
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, 
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, 
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. 
(Имитируют движение руками)

- Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь?

- С чем это связано?

- Наши исследования продолжаются. И мы отправляемся в тундру. Кто может показать зону тундры на карте?

Слайд 2.

Рассказ учителя о зоне тундры.

Слайд 3,4.         Рассказ учителя.

Растительный и животный мир тундры.

Сделайте записи в плане-маршруте.

- Как вы думаете, могут животные тундры  поселиться в арктической пустыне? Почему?

Работа по учебнику. (с.16)

- Рассмотрите два рисунка в верхней части страницы. Обратите внимание на окраску куропатки. Зачем белая куропатка меняет свой наряд? Почему концы веток карликовой березки засохли?

Работа в мини-группах.

- Сейчас поработайте в мини-группах, составьте цепи питания. Определите, к какой зоне относится ваша цепь питания?

- С чего начинаются цепи питания?

- Какую роль выполняют растения и животные в этих цепях питания?

Работа в парах.

- Наше путешествие завершается. Сегодня мы исследовали две зоны холодного пояса.  Вам предстоит выполнить последнее задание.

Отметьте «+» те высказывания, которые считаете правильными.

Вопросы:

1.Природные зоны холодного пояса называются ледяные  пустыни и тундра.

2. Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.

3. Холодные пояса расположены рядом с экватором.

4. Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли.

5. Тигр в тундре охотится на северного оленя.

6. Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.

7. Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.

8. Даже летом могут быть осадки в виде снега.

9. Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.

10. В тундре много озёр, болот и рек.

11. Белый медведь и моржи обитатели полярных пустынь.

12. Лето в тундре длинное и холодное.

13. Полярная куропатка летом и зимой бурая.

Коллективная проверка.

-  Понравилось ли вам быть исследователями?       - Что нового вы сегодня узнали?

- Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса.

Ученики приветствуют учителя и друг друга.

- Всего за Земле пять тепловых поясов: два холодных пояса, два умеренных и один жаркий пояс.

- Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.

 - Это зависит от климата, т.е. от распределения тепла на земле. 

Арктические пустыни и тундра.

-  Климат зон, особенности животного и растительного мира.

Работа по карточкам.

1. Холодные пояса на Земле расположены на ____________

                        Северном и Южном полюсах.

Работа с картой.

(Показ по карте)

Развернутый ответ:

-У животных густой мех и толстый подкожный жир, который спасает их от холода, растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием.

Растительный мир ледяных пустынь мхи и лишайники, животные белый медведь, тюлени, моржи, кайры, тупики. 

Выполняют движения.

Высказывают свое мнение.

- Климат тундры менее суровый.  - При перемещении от полюсов к  экватору природные условия изменяются, становится теплее. 

Работа с картой.

(Показ по карте)

(По ходу рассказа дети делают записи в плане-маршруте).

Они не приспособлены к суровым условиям обитания. Им нечего там будет есть, они могут погибнуть.

Она приспосабливается к месту обитания. Холодный ветер сушит веточки карликовой березы.

Уч-ся работают в мини-группах.

С растений.

Растения – «кормильцы», животные – «едоки».

Работают в парах.

Ученики высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Записывают в дневник.

Приложение

Текст 1.  «Зона арктических пустынь»

      Климат в Арктике очень суровый.  Холодные порывистые и даже ураганные  ветры гуляют по безмолвным снежным просторам.  Зимой температура понижается до -40 С. Вода и суша покрыты льдом, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется, поэтому растительный мир очень скудный, лишь на участках, защищенных от ветра: в трещинах и котловинах  встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Тем не менее к таким суровым условиям обитания приспособились: белый медведь, моржи, много птиц – тупики, гагарки, кайры.

      Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния.

       После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Температура воздуха чуть выше 0 С. Небо часто затянуто серыми облаками, идёт дождь. Весна и осень очень короткие.

Текст 2.  «Обитатели тундры »

           Природные условия в тундре более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот, озер, рек.

       Нелегка жизнь растений в таких условиях, где скудная почва прогревается лишь на небольшую глубину. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям.

    - Посмотрите на картинки и скажите, как растения тундры приспособились  к этим условиям?

( Деревья низкорослые - карликовые берёзы и ивы.  Здесь растут мхи и лишайники.  Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.)                    

      Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, обитателей тундры.

     Летом короткое и холодное, тем не менее сюда слетается много птиц, так как в болотах выводится много комаров, мошек, слепней. За короткое время птицы спешат вырастить своих птенцов, с наступлением холодов они улетят в теплые края, совы и куропатки остаются зимовать.

     Много в тундре леммингов, песцов, волков. Из крупных животных в тундре живет северный олень. Он круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь.

План-маршрут.

1.

Холодные пояса на Земле расположены на  ________________ и ______________  полюсах.                    

2.

Природные зоны холодного пояса называются _____________________ пустыни, ___________.

3.

Животные Арктики: ____________________________________________________ .

4.

Климат тундры очень ____________. Зима ______________, а лето _____________. Много б _______, о ________, р ________.

5.

Главные «кормильцы» тундровых экосистемах   _____________и ______________.

6.

Животные тундры: _____________________________________________________ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс УМК XXI век Учебник Н.Ф. Виноградовой "Урал – Каменный пояс".

Создание у учащихся целостного представления об Урале, его географическом положении и природных особенностях....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"

Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...

конспект урока Окружающий мир 2 класс Тема: Природные зоны холодного пояса.

Тема: Природные зоны холодного пояса. Цели:– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса

Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса. Образовательная система "Школа 2100". Предполагается работа в группах....