Чудеса вокруг нас. (Бабочки)
занимательные факты по окружающему миру (3 класс) на тему

Шеремет Марина Васильевна

Занятие по ФГОС для расширения представлений учащихся начальных классов (2-4 классов) о гусеницах и бабочках. Проводится с использованием презентации, микроскопа, документ-камеры, справочных материалов после изучения произведения на уроках литературного чтения "Честное гусеничное" В. Берестова. По программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Бабочки. Чудеса вокруг нас.

Внеурочная деятельность. Факультативный курс «Зелёный мир»  2 класс.

Автор: Шеремет Марина Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 города Тайшета, Иркутской области.

Этап урока

Деятельность учителя,( вопросы, задания)

Деятельность обучающихся,

(ответы)

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Формирование  УУД и ТООУ (технология оценивания учебных успехов)

Мотивирование к учебной деятельности

Мы сумеем все собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать , рассуждать,

Пора занятие начать.

Словесные

фронтальная

Личностные:

развитие познавательного интереса;

 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

 формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;

Формирование умения выявлять сущность и особенности объектов;

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы,  осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других;

 Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: проявлять организованность и дисциплинированность

актуализация знаний

Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие.

- Что значит виртуальное?

1слайд.   Луг.

- Куда мы попали?

- Бывали вы на лугу?

- Что удивительного можно увидеть на лугу?

- Можно ли его назвать чудесным?

Итог: Цветущий луг – какая это яркая великолепная картина! Вот клевер с красными, розовыми и белыми соцветиями-головками. Много разнотравья. Мелькает яркая смолка, синий колокольчик, золотистые лютики, зверобой.

С помощью компьютера.

На луг.

Да.

Красивые цветы, поют птицы, …

словесные

фронтальная

постановка темы занятия

2слайд.   Семечко, яйцо.

Двинемся дальше. Компьютер наверное что-то перепутал?

- Какое отношение имеют эти изображения к лугу?

- Можно ли это назвать чудом?

Итог: семена дают жизнь растениям. И самая маленькая травинка, и самое высокое дерево вырастают из маленького семечка. А  яйцо дает жизнь животным. Вот такие чудеса происходят каждый день рядом с нами.

- Как вы думаете какой теме мы посвятим наше занятие?

3слайд.   Тема: Чудеса вокруг нас.

Семена и яйцо дают жизнь.

Чудеса вокруг нас.

словесные

фронтальная

постановка проблемы

Отправимся дальше.

4слайд.  Компьютер вернул нас на луг. Какое-то чудо мы упустили. Давайте внимательно посмотрим.

- Не кажется ли вам, что чего-то или кого-то не хватает?

5слайд. Загадка.   Компьютер дает нам подсказку.

Чуть выбравшись из кокона,

Она вдруг превращается

Из гусеницы в куколку,

Из куколки – в красавицу.

- Кто догадался о чем идет речь?

Бабочка - чудесное существо. А откуда берется бабочка?

- А гусеница откуда берется?

Проследим по тексту загадки.

- Чтобы появилась красавица - должна быть куколка.

-Чтобы появилась куколка -  нужна гусеница.

- А сама гусеница появляется из яйца.

Проверим наше предположение. Спросим у компьютера правы мы или нет.

6слайд.  Процесс развития бабочки.

Итог: Бабочка откладывает яйца, из яиц вылупляются гусеницы, гусеница превращается в куколку, куколку становится бабочкой.

- А как вы думаете все ли гусеницы одинаковы? Почему?

предположения детей

Бабочка

Из гусеницы.

Из яйца.

Бабочки все разные и гусеницы у них тоже разные.

словесные

фронтальная

физминутка

Отправимся дальше. Что такое? Компьютер не хочет нас пускать. Как думаете, почему?

_ Кто нам может рассказать о бабочках или о гусеницах?

- Что делать когда своих знаний не хватает?

Компьютер уже распечатал для нас нужный материал. Но если мы начнем все читать уйдет много времени. Давайте поделим его между группами. Каждая группа прочитает свой текст, выберет из него самое интересное и поделится с нами.

1 группа  Гусеницы. Приспособления. (слайд 7)

2 группа  Гусеницы. Сведения.

3 группа Бабочки. Многообразие.  (слайд 8)

4 группа  Бабочки. Узор на крыльях.

5 группа  Бабочки. Где живут и как.

Отчет групп по проделанной работе.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела,

А на пять – на место села.

Нужно узнать что-то еще, мы мало узнали.

Искать в книгах

Словесные, частично-поисковый

групповая

-- Кому из вас нравятся бабочки? За что вы их любите?

- Что вы делаете завидев красивую бабочку?

Мы любим бабочек, но все же причиняем им большой вред. Поймав из любопытства нежную красавицу, мы видим в ладошке бледное  помятое существо, вся красота которого мгновенно умирает. Этим мы обедняем природу.

Не губите бабочек! Берегите эту удивительную живую радугу!

Красивые, легкие.

Ловим, чтобы рассмотреть.

Словесные,

творческое задание

Наше путешествие подходит к концу и я хочу предложить вам сделать коллективную работу, изобразив те чудеса, о которых мы говорили сегодня на нашем занятии. А компьютеру давайте скажем спасибо за помощь и дадим ему отдохнуть до следующего урока.

словесные, практические

групповая

Итог занятия

Выставка работ ребят.

Итог:  Бабочки олицетворяют собой красоту природы. Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна. Жизнь – это подарок. Живите, радуйтесь и дарите радость другим!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

2 группа  

Гусеницы – это будущие бабочки. Если увидел гусеницу, всегда  интересно узнать, какая бабочка из нее получится. Многие гусеницы и сами по себе очень интересные.

 Гусеница махаона отпугивает врагов рожками с неприятным запахом.

Гусеницы медведиц мохнатые как медвежата.

У гусениц крапивницы и траурницы тело покрыто шипами.

Гусеница голубянки прячется от врагов в муравейнике.

У многих гусениц есть специальные железы, выделяющие горькую жидкость. Большинство гусениц имеет яркий окрас.

Есть и такие, которые в случае опасности падают вниз на шелковой нити, а когда опасность минует, залезают по ней обратно. Важный способ выживания маскировка.

Как гусеницы спасаются от врагов?

1 группа.

Взрослая бабочка никогда не растет: она всю жизнь остается такой, какой вышла из куколки. А гусеница растет. И еще как! За месяц она удлиняется в 30 раз, а вес увеличивается в 10 тысяч раз.

Гусеницы живут для того, чтобы есть! Они работают челюстями без устали изо дня в день.

Почти все гусеницы едят растительную пищу, но есть среди них и хищники. Они поедают других гусениц и прочую мелкую живность.

Что интересного узнали о гусенице?

3 группа

Красавец махаон и невзрачная моль всё это бабочки. Всего их в мире 140 тысяч видов. ( вспомним: зверей на земле около четырех тысяч видов, птиц – около восьми тысяч видов)

Самая крупная в мире бабочка – совка агриппа, живущая в Южной Америке. Размах ее крыльев 30 см. но она ночная бабочка, поэтому не очень яркая.

Самая крупная и самая красивая дневная бабочка обитает на островах Новой Гвинеи. Это парусник королевы Александры. Её величают королевой бабочек.

В России самая крупная бабочка – большой ночной павлиний глаз. Размах её крыльев 15 см.

А самая маленькая бабочка – моль-малютка с размахом крыльев около трёх миллиметров.

Что интересного узнали о бабочках?

4 группа

Своей красотой бабочка обязана чешуйкам, покрывающим их крылья. Некоторые думают, что пыльца на крыльях бабочек – это та, которую они собирают с цветов. Это неверно.

Ещё когда бабочка не появилась на свет, когда она скрыта внутри неподвижной куколки, на крыльях её, пока бесцветных, появляются бугорки. Эти бугорки растут и постепенно превращаются в чешуйки. В них откладываются различные красящие вещества. И поэтому из куколки бабочка выходит уже с рисунком.

Как появляется узор на крыльях?

5 группа

Бабочки водятся на всех материках, кроме Антарктиды. Известны виды обитающие севернее Северного Полярного круга и высоко в горах на высоте 6 тысяч метров.

Больше всего бабочек водится в Южной Америке где круглый год тепло и есть для них пища. Около шести тысяч. В Европе водится около четырёх  сотен видов.

Взрослые бабочки питаются в основном цветочным нектаром, соком деревьев или соком переспевших фруктов. Пищу они всасывают хоботком.

Ночные бабочки ориентируются с помощью обоняния и слуха, а не зрения.

Органы обоняния у бабочек находятся на усиках. А органы слуха на туловище.

Где водятся бабочки?

Чем питаются?

Чем бабочки чувствуют запахи?

Вопросы на засыпку.

  1. Что общего у бабочки и слона?
  2. Могут ли бабочки улетать в теплые края?
  3. Что общего у бабочки, птицы, крокодила и черепахи?
  4. С каких цветов бабочки собирают пыльцу для своих крыльев?
  5. Самая маленькая бабочка?
  6. Как происходит превращение бабочки?

САМООЦЕНКА РАБОТЫ НА УРОКЕ(Поставьте знак «+» в соответствующей колонке)

Умею отлично

Умею  хорошо

Не всегда получается

Ничего не умею

Содержать рабочее место в порядке

Не отвлекаться во время работы

Искать информацию

Обсуждать факты и мнения

Работать в группе

Обведи карандашом слова, которые наиболее точно описывают твои чувства.

Легко                        трудно                        интересно                        скучно                        понравилось

Весело                        ещё хочу                        не понравилось                 ничего не получилось                здорово

Полезно                                узнали новое                                не интересно                        затянуто


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие факультативного курса «Зеленый мир» Автор: Шеремет Марина Васильевна, МБОУ СОШ №5, г. Тайшет Бабочки – чудо природы.

Слайд 4

Чудеса вокруг нас

Слайд 6

Чуть выбравшись из кокона, Она вдруг превращается Из гусеницы в куколку, Из куколки в красавицу.

Слайд 10

Рекордсмены среди бабочек.

Слайд 13

Использованные ресурсы. Podmikroskop.ru Фотографии из интернета Плешаков « Атлас» Плешаков «Зеленые страницы» «Азбука природы» энциклопедическое издание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по технологии "Бабочки". Работа с бумагой. Изготовление бабочки разными способами: складывание, аппликация, мозаика

В ходе урока происходит завершение проектно-исследовательской работы. На уроке дети должны закончить создание детского журнала о бабочках и изготовить бабочку разными способами: складыванием, аппликац...

Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"

Урок литературного чтения. 2-й класс. Чудеса вокруг нас. В.Берестов "Честное гусеничное"по программе "Школа–2100"ЦЕЛИ:Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.Продолжить работу над умением прогн...

"Чудеса науки вокруг нас" видеоролик

участие в конкурсе "Как так?"http://youtu.be/AKGWq6xBYXg...

Презентация к исследовательской работе " Чудеса вокруг магнита"

Презентация к исследовательской работе "Чудеса вокруг магнита"...

Презентация "Бабочки летают, бабочки..."

На лесной полянке чудо —на цветочках бантики,это бабочки расселиськак цветные фантики.В презентации рассказывается о красавицах-бабочках, даётся подробное описание этапов рисования этого насекомо...

Насекомые луга. Бабочки. Рисование с натуры бабочки.

Насекомые  луга. Бабочки. Рисование с натуры бабочки. Интегрированное занятие  объединения «Волшебные краски" для обучающихся 9 – 10 лет по направлению декоративно-прикла...

Технологическая карта урока по технологии 1 класс " Бабочка "Бабочка с гофрированными крыльями"

Цель урока: формирование представления учащихся с понятиями «гофрировка» и «гофрированная бумага», изготовление изделия «Бабочка» в технике гофрирование.Задачи урок...