Конспект урока окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Кокарева Ольга Игоревна

Конспект урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya.doc57 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr._mir.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока по курсу «Литературное чтение».

1 класс. «Школа России», программа Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий

Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч»и Г. Сапгир «Кошка»

.

Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч»и Г. Сапгир «Кошка»

Цели:

 познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г.Сапгира «Кошка»;

 развивать умение прогнозировать текст;

обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания;

учить понимать характер героев;

развивать воображение, речь, память;

прививать любовь к животным.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно — популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации различных пород кошек, книги о кошках, художественная литература для выставки книг, плакат с заданиями, светофоры, проектор.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Тип урока: открытие нового знания

ХОД УРОКА.

1.Орг.момент. 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку?»

3.Речевая разминка.

На доске:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

Учитель: Понравилось вам стихотворение?Чем оно вам понравилось? Почему было весело?

 - Прочитайте чётко, проговаривая каждое слово и каждый слог.

 - Прочитаем теперь шёпотом громко.

 - А теперь прочитаем меняя голос в каждой строке: громко — тихо, весело — сердито.

 - Ну а теперь прочитаем выразительно.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Отгадайте загадки

Вся мохнатенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.(КОШКА)

         

          Что за зверь со мной играет?

            Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапы коготки. (КОТЁНОК)

  - Как вы думаете о ком мы будем читать сегодня на уроке?(Ответы детей.)

Верно. Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках. Сначала мы посмотрим небольшой видеофрагмент. Слушаем внимательно.

Но

5. Работа по теме урока.

 - Откройте учебник на странице 65. Прочитайте, кто автор первого произведения с которым мы познакомимся.

 - Прочитайте название произведения.

 - Кого так называют?

 - Рассмотрите иллюстрацию, предположите о чём расскажет автор.

 - А теперь я прочту вам это стихотворение, а вы внимательно послушаете его.

 - Кто такой Цап Царапыч?

 - Где он живёт? (в квартире)

  - Какой характер у кота? (игривый, весёлый)

 - Почему его называют Цап Царапычем?

 - Эта кличка ласковая или нет?

 - Любит ли мальчик Цап Царапыча?

Учитель: А теперь прочитаем это стихотворение. Читаем по одной строке по цепочке.

Учитель: Молодцы. Кто желает прочитать выразительно всё стихотворение?

Физминутка.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: А теперь откроем рабочие тетради на странице 60.

Читаем задание.

Задание 2 письменно. Цвет шерсти, глаза, характер.

Учитель:

 -  Тетрадь не закрываем, открываем страницу 66 учебника. Прочитайте название стихотворения. Автора.

 - В какой форме написано стихотворение (в форме диалога)

 - Как вы думаете, кто с кем разговаривает?

Давайте прочитаем стихотворение.

 - Понравилось ли вам стихотворение?

 - А теперь поработаем по вопросам после произведения.(Разбираем 2 вопроса)

А теперь откроем рабочую тетрадь на странице 61.Выполним задание.

Ну а теперь давайте почитаем по ролям. Сколько действующих лиц в произведении? С какой интонацией прочтём слова кошки? (вопросительная)

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

 - Ребята. А теперь я вам расскажу немного интересного о кошках и мы посмотрим презентацию.

Держать в доме кошек – любимцев миллионов людей – начали еще древние египтяне почти 4 тысячи лет назад. Они так высоко ценили этих потомков дикой степной кошки, что даже почитали их как священных и поклонялись богине с кошачьей головой. СЛАЙД 7,8.

Все кошки – хищники. 
Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы в нужное место.  СЛАЙД9

Слух. СЛАЙД 10

Усы, или вибриссы, – не украшение. Это органы осязания, чувствительные, как кончики наших пальцев. В темноте вибриссы «подсказывают» кошке, как обойти препятствия, помогают определить расстояние

 и найти дорогу. СЛАЙД 11

Глаза никогда не подводят кошку на охоте. Ее ночное зрение просто поразительно – в шесть раз острее, чем у человека. В темноте, чтобы пропустить больше света, кошачьи зрачки расширяются так, что почти целиком заполняют глаза. СЛАЙД 12

Кошки – экзотические животные. Они величественны и загадочны, непостоянны и непредсказуемы. В кошачьем царстве немало замечательных, поразительных, очаровательных созданий. Вот некоторые из них. 
Сфинкс – кошка домашняя, иначе и быть не может. Ему, лишенному шерсти, просто необходимо жить в помещении – на природе без мехового покрова погибнешь. СЛАЙД 13

Оказаться на месте южноафриканской кошки жоффруа не пожелаешь никому. Её экзотичный мех любят во всем мире. Он высоко ценится и действительно прекрасен: на фоне, переливающемся от пепельно-серого до рыжевато-коричневого, разбросаны черные пятна. СЛАЙД 14

Камышовый кот (хаус) любит забираться в курятники, оттого-то жители окрестных деревень встречают его отнюдь не как желанного гостя. Но котят хауса легко можно приручить – пусть это послужит нам напоминанием о том, что разница между дикими и домашними кошками весьма условна. СЛАЙД 15

Кот-рыболов (или рыбья кошка) получил свое имя, конечно же, за пристрастие к рыбе. Он сидит на берегу и выжидает. Увидев проплывающую неподалёку, ни о чем не подозревающую рыбу, кот лапой выбрасывает ее на берег и съедает. Между пальцами «рыболова» есть перепонки, похожие на утиные, поэтому он хорошо плавает и может охотиться там, где большинство кошек не рискуют, – в воде. СЛАЙД 16

Из-за длинных ушей сервал больше похож на кролика, чем на кошку. Уши верно служат ему. Услышав возню прячущихся в траве мелких животных, сервал прыгает на них со скоростью удирающего кролика. СЛАЙД 17

Учитель: А теперь пора обратиться к нашему учебнику и там есть много интересного. Откроем учебники на стр 67. Почитаем. Кто желает прочесть?

Ребята, это текст научный. В нём излагается информация с научной точки зрения. Здесь нет диалогов.

  1. Рефлексия.

А теперь подготовили наши фонарики и приготовились послушать.

  1. Подведение итогов урока.

 - Какие произведения мы читали на уроке?

 - Кто их авторы?

 - Что нового вы узнали на уроке?

  1. Домашнее задание.

 - Подготовить выразительное чтение стихотворений.

 - Подготовить рассказ о кошке и проиллюстрировать его.

 

                                                     



Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир».

1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова.

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ

Конспект урока по курсу «Окружающий мир».

1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова.

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;  

2. создание условий для формирования заботливого отношения к птицам.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

4. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

5.воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценка.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Окружающий мир 1 класс, Плешаков А.А.,  часть 2, рабочая тетрадь по Окружающему миру для 1 класса  №2, электронная презентация  «Где зимуют птицы?», фишки(синие и красные) на каждого ученика, светофоры, карточки с заданиями.  

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания по теме «Где живут слоны?».

- А теперь давайте все вместе повторим изученный материал. Я сейчас раздам вам карточки с заданиями. Вы должны будите поставить «+» там, где написано правильное утверждение, и поставить «-» там, где оно неправильно.

Пример карточки:


Вариант


«+» или «-»


1.Слоны живут в Антарктиде.



2.Слоны умеют плавать.



3. Слон использует уши, как веер, для охлаждения.



4. Слон – очень мелкое животное, для существования ему требуется мало пищи.



5.За день слон способен съесть сотни килограммов пищи

и выпить до 190 литров воды.


- Положите листы с ответами на середину парты, в конце урока я их возьму на проверку.


3. Самоопределение к деятельности.
 - Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. СЛАЙД 2

1.В деревне есть часы такие,              

   Не мертвые, а живые,

   Ходят без завода,                                

   Они птичьего рода.

   (Петух.)  

2.Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

(Воробей.)

 3.Красные лапки,

   Длинная шея,

   Щиплет за пятки,

   Беги без оглядки.  

 (Гусь.)

-Ребята, среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?

Ответы детей.(Воробей, т.к. петух и гусь- домашние птицы.)

 - Ребята, послушайте внимательно  рассказ и предположите, о чём пойдет речь на уроке.


- Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми.
Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

  • Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?  (о птицах?)
  • Кто такие птицы? (животные тела, которых покрыто перьями)

4. Работа по теме урока.

  • Откроем учебники на странице 16 и прочитаем тему урока.

Вот о том где зимуют птицы мы и будем сегодня говорить. СЛАЙД 3

  • Но прежде хотелось бы у вас спросить каких птиц мы видим летом (соловей, кукушка, галка, журавль, цапля и т.д)
  • Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время в нашем селе? (воробей, ворона, снегирь, голубь, рябчик, сорока)
  • - А ласточку мы сейчас видим? (нет)
  •  Почему? Как вы думаете? (она улетела)
  •  А почему она улетела? (холодно, нет корма).
  • А кто мне ответит, как называют птиц, которые улетают и не проводят с нами зиму? (перелётные).Верно, всех птиц можно разделить на перелётных и зимующих. СЛАЙД 4

   

Ребята, сейчас я попрошу вас отгадать загадки.

         1.Угадайте, что за птичка-

         Темненькая невеличка

         Беленькая с живота,

         Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка.)   СЛАЙД 5

2.Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли на ходу ли

Им с ходулей не сойти

(Журавли)  СЛАЙД 6

      3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это?

(соловей) СЛАЙД 7

4. Он прилетает каждый год,

Туда, где птичий домик ждёт.

(скворец)  СЛАЙД 8

5. В лесу одна смешная птица

Весь день поёт «Куку ку ку»

Никак не может научиться

Петь как петух «Кукареку»

(Кукушка) СЛАЙД 9

 - Ребята, а что общего у этих птиц, что их объединяет? ( Все эти птицы — Перелётные)

Вот и мы сейчас представим, что мы птицы и немного полетаем.

5.Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

6. Продолжение работы по теме урока.

 - Рассмотрите рисунок на странице 16. Назовите зимующих птиц (дятел, поползень, синица, воробей, галка, сова) Молодцы.

 - Ребята, а теперь немного поиграем. Я вам буду зачитывать описание птицы, на экране вы увидите её изображение, кто догадается что за птичка даст ответ. Ну а затем вы внимательно послушаете интересные факты из жизни угаданной вами птички. Готовы?

Слайды из презентации.  СЛАЙД 10

Воробей

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, округлыми крыльями. Клюв твердый к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.  

Почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто летают по полям и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом «Вора бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают их посевы.

Синица. СЛАЙД 11

Головка у этой птицы в черной шапочке, Крылья и хвост тёмные,а грудка ярко-желтая.

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на тонких веточках. В этом им помогают длинные и острые когти.

Дятел СЛАЙД 12

У этой птицы красивое пестрое оперение — верх тела черный, на голове и шее белые пятна. На сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв плотный и острый.

Это дятел работает древесину долбит, деревья лечит, насекомых и их личинок из под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык сантиметров 10, а то и 15.Кроме того он липкий с твердыми зазубринами. Им дятел и достаёт насекомых. Поэтому и называют его лесным доктором.

Сова СЛАЙД 13

Крупная птица, с большими глазами , серым оперением, клюв крючком.

Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция — качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

Где же всё - таки зимуют перелётные птицы?

 –  Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края?

 –  Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку. Ласточки вообще никуда не улетают – зимуют под водой, зарывшись в ил.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

Учитель. –  А как они это сделали? Подумайте.

 -А поможет вам ответить на этот вопрос иллюстрации на стр 17.

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке  и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

Так они узнали куда улетают птицы.

ФИЗМИНУТКА

7.Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учитель: Откройте рабочие тетради  на стр.14 и рассмотрите иллюстрацию .

Каких птиц вы смогли узнать?

Соедините линиями изображения с названиями птиц.

8. Рефлексия.

Игра третий лишний.

 Ласточка, зяблик, ДЯТЕЛ

Ворона, Сорока, КУКУШКА

Сова, голубь, СОЛОВЕЙ

Скворец, ПОПОЛЗЕНЬ, журавль.

СТРИЖ, воробей, галка.

 - Ребята, а как вы думаете легко ли птицам в зимнее время года?

 - А как мы можем помочь птицам зимой?

 - Чем мы можем покормить птиц зимой?

А теперь давайте послушаем стихотворение «Покормите птиц зимой»

      Дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите   птиц зимой!»

            1.Покормите птиц зимой!

               Пусть со всех концов

               К вам слетятся, как домой,

               Стайки на крыльцо.

              2.Не богаты их корма,

                 Горсть зерна нужна,

                 Горсть одна –

                 И не страшна

                 Будет им зима!

             3.Сколько гибнет их- не счесть,

               Видеть тяжело,

               А ведь в нашем сердце есть 

               И для птиц тепло.

             4.Разве можно забывать:

               Улететь могли,

               А остались зимовать

               Заодно с людьми.

            5.Приучите птиц в мороз

              К своему окну,

              Чтоб без песен не пришлось

              Нам встречать весну!

           Учитель:

             - Спасибо!

  1. Итог урока.

- Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы  услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

- Итак, где же зимуют птицы?

Приведите примеры перелётных птиц?

Приведите примеры зимующих птиц?

Ответы детей.

Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?

А теперь приготовили свои светофоры.

 Зелёный. Ура! Здорово! Я научился группировать птиц на зимующих и перелётных. У меня всё получалось.

   Жёлтый. У меня всё было хорошо, многое получалось, но мне придётся дома повторить материал.

Красный. Увы! Я сегодня не очень хорошо работал и не понял урок.

Ребята, сегодня хорошо работали......

  Старались, но допустили ошибки......

    Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Птицы и звери-позвоночные животные" по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект  урока и презентация  по предмету "Окружающий мир". 3 класс. Программа "Школа ХХ1 века". Тема урока: "Птицы и звери - позвоночные животные".Урок способствует формированию ключевых к...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".

Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России....

Исследование жизни зимующих птиц (конспект урока окружающего мира)

Цель: Обобщение знаний детей о зимующих птицах и их значении зимой....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....

Конспект урока окружающего мира "Где зимуют птицы"

Конспект урока для 1кл " Где зимуют птицы?"...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...