Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тема: Природные зоны. Пустыня.

Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;

ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mavlyautdinova_l.a._nizhnekamsk_gimnaziya_25.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по окружающему миру

в 4классе

«Природные зоны. Пустыня»

подготовила

учитель начальных классов

Мавляутдинова Лилия Азгамовна

Тема: Природные зоны. Пустыня.

Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;

ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка знаний

1.Фронтальная работа.

- Перед тем как отправиться в путешествие для изучения новой природной зоны, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. Расскажите о степи по плану:

1) положение зоны

2) климат

3) растения

4) животные

5) занятия населения.

  2. Давайте вспомним и ранее изученные природные зоны

- Узнайте по описанию о какой природной зоне идет речь:

Карточка №1

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт ( тундра).

Карточка №2

С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы- пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее остались только травы с узкими листьями. (степь).

Карточка №3

Эта зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

3.Расположи названия природных зон с севера на юг по порядку и рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания:

Песец                          Арктическая пустыня                тюлень

                Лось                           Тундра                                            суслик

                Лемминг                    Степи                                              тупик

                Кобылка                    Зона лесов                                      северный олень

                Бурундук                                                                         журавль-красавка

III.Работа над новой темой

- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее на юго-западе.

Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»). Какой вы  увидели пустыню?( пустыня- это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)

- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной  пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. А чего хочется человеку, когда ему очень жарко?

К сожалению, в пустыне ыпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.

- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.

Ботаники - рассказ о верблюжьей колючке, колосняк и джузгун (показ слайда)

- Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (слайд). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? ( Из-за недостатка влаги.)

- А вот так выглядит пустыня весной (показ слайда). В пустыне участки  вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (показ слайда).

- А сейчас предоставим слово нашим зоологам- рассказ о тушканчике, песчанки, ушастый еж, лисичка-корсак, сайгаки, песчаный удавчик, ящерица круглоголовка, ящурка быстрая.

- Спасибо, зоологи. Мне бы хотелось рассказать о верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают 2 метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находятся запасы жира. Он может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато,  добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. ( показ видеосюжета).

- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Физкультминутка.

Рассказ экологов:

1.Неумеренное орошение ( накопление соли)

2.Большое количество подвижных песков.

3.Браконьерство.

Создан заповедник «Черные Земли».

- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем- человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

 Работа в тетрадях.

IV.Закрепление изученного материала .

 Дать ответ о пустынях по плану.

Домашнее задание: прочитать текст с. 122-131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Пустыня".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема:"В жаркой пустыне". УМК"Перспектива"

Урок по окружающему миру. 4 класс. УМК"Перспектива" Тема:"В жаркой пустыне"...

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Перспектива", тема: "Ледяная зона"

Целью данного урока является формирование представлений о природной зоне арктической пустыни....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: «Природные зоны России»

Планируемые результаты:Предметные: осуществлять анализ карты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение карт; объяснять, почему происходит смена природных з...

Конспект урока по окружающему миру 4 класса.Тема: " Зона арктических пустынь"

конспект урока и весь материал  используемый во время урока...