Рабочая программа по окружающему миру, " Школа России",3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Доронина Марина Евгеньевна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешкова," Школа России", в 2014году. Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование,КИМ,критерии оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе

следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Курс «Окружающий мир» для 3 класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам  естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

        Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2013-2014учебный год разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  на основе авторской программы А.А. Плешакова « Окружающий мир» в соответствии с требованиями  федерального  компонента  государственного  стандарта  начального  образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.

2.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( ст.2,пп9,10)

3.        ФГОС,п.19.5

4.        Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5.        Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»

6.        «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

7.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Локальные акты ОУ:        

1.        Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2014-2015 учебный год.

2.        Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2014-2015 учебный год.

3.        Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2014г.).

Сведения о программе

Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова

«Окружающий мир» в соответствии с требованиями  федерального  государственного  стандарта  начального общего образования.

Обоснование выбора авторской программы

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в УМК полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального образования.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России».

Информация об используемом УМК

 Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

 Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.

Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

Информация о количестве учебных часов

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 270 ч.: 1 класс-66 ч. ( 33 учебные недели), 2,3 и 4 классы- по 68 ч. ( 34 учебные недели в год)

Таблица №1

График проведения экскурсий, проверочных и практических работ

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

1  четверть

18ч

Практическая работа

 Проверочная работа

Стартовая диагностика

 6

1

1

2 четверть

14ч

Практическая работа

 Тест

 Проверочная работа

1

 1

1

3 четверть

20ч

Практическая работа

 Проверочная работа

Тест

5 ?

 1

3

4 четверть

16ч

Проверочная работа

Тест

Итоговая диагностика

1

2

 1

Итого

68ч

Практическая работа

 Тест

Проверочная работа

Диагностика

12

 1

 4

2

Информация об используемых технологиях обучения, формах урока

Виды и типы уроков, используемых  в курсе «Окружающий мир»:

  • комбинированный урок;
  • урок изучения нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • нетрадиционные формы уроков:  урок-игра, , урок-практика, урок-презентация, урок-проект, урок-путешествие, урок-исследование;
  • урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

Формы организации урока:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

В основе методики преподавания курса « Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания   Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

 

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

 Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность  третьекассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения, развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений ФГОС общего образования формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результат

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Таблица №2

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь:

- человек — часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

 - владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Содержание программы

Таблица №4

3 класс (68 часов)

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия по городам и странам

15

Итого

68

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит  экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство–отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Содержание программы ПДД

Таблица №3

Тематический план занятий по ПДД, интегрированных в курс «Окружающий мир»

Наименование темы

Часы

1

Дорога, её элементы и правила поведения на ней

1

2

Пешеходные переходы

2

3

Нерегулируемые перекрестки

2

4

Регулируемые перекрестки. Светофор.

Регулировщик и его сигналы

2

5

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

2

6

Дорожные знаки

1

7

Где можно и где нельзя играть

1

8

Зачет

Итого

11

1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.(1час)

Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

2. Пешеходные переходы(2 часа)

Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и наземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.

3.Нерегулируемые перекрестки(2 часа)

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. (2 часа)

Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.

5. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. (2 часа)

Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.

6. Дорожные знаки (1 час)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», « Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,  «Железнодорожный переезд без  шлагбаума», « Пешеходный переход», « Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

7.Где можно и где нельзя играть (1 час)

Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.

Учебно-методический комплекс программы

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях;М-Просвещение,2012г

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2-х частях;М-Просвещение,2013г.

3.Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ-М:Просвещение,2012г.

4.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М: Просвещение,2012г.

5.Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2013г.

Материально-техническое обеспечение программы

Печатные пособия:

таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной осанке;

демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

Технические средства обучения:

классная доска  ;

магнитная доска;

компьютер;

ксерокс;

телевизор;

Экранно-звуковые пособия:

Электронный диск к учебнику А.А.Плешакова « Окружающий мир.3 класс»;

 мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.

Учебно-практическое оборудование:

простейшие школьные принадлежности: ручка, карандаш, линейка, ластик, циркуль, треугольники;

материалы: бумага (писчая).

 Оборудование класса:

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

настенные  стенды для вывешивания иллюстративного материала.



Предварительный просмотр:

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру

2-Б класс, учитель Солдатова С.В.

№ урока

Тема урока

Тип( форма) урока

Освоение предметных знаний

УУД

Виды и формы контроля

Дата проведения

Примечания

1 четверть-18часов             Тема: Где мы живем?( 2 ч)

1.

Россия-священная наша держава. ПДД Дорога, её элементы и правила поведения на ней.

Комбинированный урок.

Формирование знаний о названии нашей планеты, родной страны, ее столицы, региона, в котором проживаем; формировать умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира.

Познавательные:собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками

Личностные: проявлять интерес к процессу письма способам решения новой частной задачи, положительно относиться к школе Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию

Текущий индивидуальный.

групповая работа

2.

Россия-священная наша держава. Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

Комбинированный урок.

Формировать знание символов России-герба, флага, гимна. Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

Текущий индивидуальный.

Тема: Природа(20ч)

3.

Живая и неживая природа

ПДД Пешеходные переходы

Урок изучения нового материала

Формировать знание о предметах живой и неживой природы, которые нас окружают; умение различать объекты живой и неживой природы.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

4.

Связи между живой и неживой природой

ПДД Пешеходные переходы

Урок-исследование

Формировать знание названий времен года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных; умение различать объекты живой и неживой природы.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

5.

Явления природы

Как измеряют температуру? Практическая работа №1

 « Измерение температуры»

ПДД Нерегулируемые перекрестки

Урок изучения нового материала

Урок-практика

Формировать понятие «явление природы», основных свойств воздуха и воды; умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Формировать понятие «температура», знание правил измерения температуры

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий индивидуальный.

проблемное обучение

6.

Смена времен года

ПДД Нерегулируемые перекрестки

Комбинированный урок.

Формировать понятие «температура», знание правил измерения температуры, названий времен года; умение определять температуру человека, воздуха, воды.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

7.

Что такое погода?

ПДД Регулируемые перекрестки. Светофор.

Регулировщик и его сигналы

Комбинированный урок.

Формировать понятие «погода», названий времен года, название осенних месяцев; умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру человека, воздуха, воды.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Проектная деятельность

8.

В гости к осени. Экскурсия №1.

ПДД Регулируемые перекрестки. Светофор.

Регулировщик и его сигналы

Урок-экскурсия

Формировать знание правил поведения на экскурсии; понятие «погода», названий времен года, название осенних месяцев, умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Текущий индивидуальный.

9.

Неживая и живая природа осенью. Звездное небо

ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

Комбинированный урок.

Формировать знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды;

умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. Формировать знание  понятий «звездное небо», «созвездие»;

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

10.

Твердые тела, жидкости и газы. ПДД Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

Комбинированный урок.

Формировать знаний о свойствах твердых тел, жидкостей и газа

Текущий индивидуальный.

проблемное обучение

11.

Про воздух и воду

ПДД Дорожные знаки

Урок-исследование

Формировать знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных; умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды

Индивидуальные задания.

12.

Из чего состоят вещи. ПДД Где можно и где нельзя играть се предметы

Урок-практика

Формировать знание  понятий «вещество»,

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

13.

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2

 « Знакомство с горными породами и минералами»

ПДД Зачет

Комбинированный урок.

Формировать знание  понятий «горная порода» и «минерал»; учить названия горных пород и минералов, знать их отличия. Сформировать умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком

Текущий фронтальный, индивидуальный.

14.

Какие бывают растения? Практическая работа №3  

«Распознава-ние деревьев, кустарников и трав»

 Урок-практика

Формировать знание о том, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники , травы; лиственные и хвойные деревья; знание  растений, занесенных в Красную книгу; умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края.

Практическая работа Текущий индивидуальный.

групповая работа

15.

Дикорстущие и культурные растения Практическая работа №4

«Распознавание деревьев, кустарников и трав»

Урок-практика

Формировать знание о том, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники , травы; лиственные и хвойные деревья; знание  растений, занесенных в Красную книгу; умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края.

. Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

16.

Какие бывают животные? Дикие и домашние животные Проверочная работа

Контрольно-обобщающий урок

Формировать знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными, знать животных, занесенных в Красную книгу; умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера.

константирующий

проблемное обучение

17.

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Комбинированный урок.

Формировать понятие «невидимые нити в природе; умение устанавливать взаимосвязи.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

18.

Экосистема

Комбинированный урок

Формировать знание о экосиситеме.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

2 четверть-14 часов

19.

Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приемов ухода за животными живого уголка»

Урок-практика

Формировать знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; Формировать знание особенностей выращивания комнатных растений

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронталь-

ный, выборочный

Проектная деятельность

20.

Красная книга

Урок-проект

Формировать знание истории создания Красной книги, знание растений и животных, занесенных в Красную книгу; умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Текущий фронталь-

ный, выборочный

групповая работа

21.

Будь природе другом

Комбинированный урок.

Формировать знание истории создания Красной книги, знание растений и животных, занесенных в Красную книгу; умение устанавливать взаимосвязи в природе, умение объяснять значение экологического знака.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Защита проекта

проблемное обучение

22.

Обобщающий урок по теме «Природа» Тест№1

Контрольно-обобщающий урок

Формировать знание истории создания Красной книги, знание растений и животных, занесенных в Красную книгу; умение устанавливать взаимосвязи в природе, умение объяснять значение экологического знака.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

Константирующий Тест№1

Тема: Жизнь города и села (  8часов)

23.

Что такое экономика?

Комбинированный урок.

Формировать знание понятий «город», «село», названий строительных машин, составных частей экономики, умение отличить город от села.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронталь-

ный, выборочный

групповая работа

24.

Что из чего сделано? За покупками

Комбинированный урок.

Формировать знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, профессий; умение определять материалы, из которых сделаны товары; умение классифицировать товары.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

25.

Строительство и транспорт. Виды транспорта

Комбинированный урок.

Формировать знание понятий « транспорт», виды транспорта, названий профессий; умение приводить примеры видов транспорта.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

26.

Культура и образование. Все профессии важны.

Урок-игра

Формировать знание понятий « культура», «образование», «культурное учреждение», «образов. учреждение». Учить называть профессии в сфере образования и культуры.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Индивиду-

альные задания.

27.

Защита проект

Урок-проект

Формировать знание понятий « культура», «образование», «культурное учреждение», «образов. учреждение». Учить называть профессии в сфере образования и культуры.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

28

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2.

Урок-экскурсия

Формировать знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц; умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Текущий фронталь-

ный, выборочный

проблемное обучение

29.

Промежуточная диагностическая работа.

Контрольно-обобщающий урок

Формировать  составных частей экономики, понятий «торговля», « гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачейПознавательные: оценивать результаты выполненного задания.

Диагностическая работа

30.

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. Невидимые нити в лесу.

Комбинированный урок.

Формировать знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц; умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

Тема : Путешествия ( 22 часа)

31

Посмотрите вокруг,

природные  часы, календарь, компас

Урок введения в новую тему

Формировать знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

32

Для чего нужен компас? Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу»

Урок-практика

Формировать знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Практическая работа

групповая работа

3 четверть- 20 часов

33

Глобус –модель Земли. Земля в космосе

Урок введения нового знания

Формировать знание понятий « глобус», условных обозначений на карте; умение показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различные водоёмы, границу нашей Родины, столицу России-город Москву и другие города России.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

проблемное обучение

34

Притяжение Земли

Урок введения нового знания

Формировать знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

35.

Проверочная работа. Глобус и карта

Урок введения нового знания

Формировать знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

36

Что такое карта и как ее читать? Практическая работа №10 «Освоение основных приемов чтения карты»

Урок-практика

Формировать знание понятий « карта», условных обозначений на карте; умение показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различные водоёмы, границу нашей Родины, столицу России-город Москву и другие города России.

Практическая работа

проблемное обучение

37

Формы земной поверхности. Материки и океаны

Комбинированный урок.

Формировать знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

групповая работа

38

Реки и озера

Комбинированный урок.

Формировать знание понятия « водоём», правил поведения у водоема; умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте , глобусе  океаны, , моря, реки и различные водоёмы.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

проблемное обучение

39

Равнины и горы

Урок введения нового знания

Формировать знания о равнинах и горах, о сменяющих горных экосистемах

Текущий фронталь-

ный, выборочный

40

Моря и острова

Урок введения нового знания

Как образовались острова, формировать понятие «острова» и «Моря», как части океана

Текущий фронталь-

ный, выборочный

проблемное обучение

41

Контрольная работа

Контроль знаний, умений и навыков

Проверить знание изученных тем

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

констатирующий.

групповая работа

42

Путешествие по родной стране

Комбинированный урок.

Закреплять знание названия родной страны, условных обозначений на карте; умение показывать на карте , глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различные водоёмы, границу нашей Родины.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронталь-

ный, выборочный

Проектная деятельность

43

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Урок-путешествие

Формировать знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы; умение показывать на карте столицу России-город Москву и  ее достопримечательности.

Текущий фронталь-

ный, выборочный

44

Город на Неве

Урок-экскурсия

Формировать знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга; умение показывать на карте город Санкт-Петербург и его достопримечательности.

Беседа по вопросам

Работа в паре

45

Путешествие по Оке.

Урок-путешествие

Формировать знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке; умение показывать на карте города на Оке.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронталь-

ный, выборочный

46

Путешествие по Европе

Урок введения нового знания

Формировать знание о Европе, правил работы с картой, изучение достопримечательностей, особенностей климатической зоны

Текущий фронталь-

ный, выборочный

групповая работа

47

Путешествие по Азии

Урок введения нового знания

Формировать знание о Азии, правил работы с картой, изучение достопримечательностей, особенностей климатической зоны

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

48

Путешествие по Африке

Урок введения нового знания

Формировать знание о Африке, правил работы с картой, изучение достопримечательностей, особенностей климатической зоны

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

49

Путешествие по Северной Америке

Урок введения нового знания

Формировать знание о Северной Америке, правил работы с картой, изучение достопримечательностей, особенностей климатической зоны

Текущий фронталь-

ный, выборочный

групповая работа

50

Путешествие по Южной Америке

Урок введения нового знания

Формировать знание о Южной Европе, правил работы с картой, изучение достопримечательностей, особенностей климатической зоны

Текущий фронтальный, индивидуальный.

51

Путешествие по Австралии и Антарктиде

Урок введения нового знания

Формировать знание о Австралии и Антарктиды, правил работы с картой. Изучение своеобразия культуры, достопримеча-тельностей,особенностей климатической зоны

Текущий фронтальный, индивидуальный.

52

Контрольная  работа

Контроль знаний, умений и навыков

Проверить знание изученных тем

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

констатирующий.

Тема: Здоровье и безопасность ( 9 часов)        4 четверть- 16 часов.

53

Строение тела человека

Урок введения в новую тему

Формировать знание основных систем органов человека, их роль в организме, правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни»; умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

54.

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц»

Урок-практика

Формировать знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Учить выполнять правила дорожного движения.

Практическая работа

55

Домашние опасности.

Комбинированный урок.

Формировать знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Учить умению выполнять правила безопасности дома.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

тест

56

 В гости к весне. Экскурсия № 3.

Урок-экскурсия

Формировать знание признаков весны, названий весенних месяцев, раннецветущих растений; умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

57

Пожар

Комбинированный урок.

Формировать знание правил безопасности дома, правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Учить умению выполнять правила безопасности дома.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Текущий

58

Лесные опасности

Урок-исследование

Формировать знание правил безопасности в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правила экологической безопасности; умение правильно вести себя на природе.

Индивидуальные задания.

Работа в паре

59

Как нужно купаться?

Комбинированный урок.

Формировать знание правил безопасности на воде, правила экологической безопасности; умение правильно вести себя на природе.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

60

Очень подозрительный тип.

Комбинированный урок.

Формировать знание правил безопасности в социальной среде, как вести себя с незнакомцами; умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Беседа по вопросам

61

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность» Тест№3

Контрольно-обобщающий урок

Формировать знание правил безопасности в лесу, на воде, социальной среде, дома, на дороге. Учить умению выполнять правила безопасности.

Тестовая работа

Тема: Общение (7 часов)

62

Наша дружная семья

Урок-проект

Формировать знание понятий « культура общения», «семья»; умение выполнять элементарные  нормы общения в семье, в школе.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

Защита проекта

63

В школе

Комбинированный урок.

Формировать знание понятия « культура общения», элементарных  норм общения в семье, в школе; умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Текущий фронтальный, индивидуальный.

Работа в паре

64

Правила вежливости

День рождения. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета»

Урок-игра

Формировать знание понятия « культура общения», элементарных  норм общения в семье, в школе; умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах.

Практическая работа

65

Мы-зрители и пассажиры. Проверочная работа

Контрольно-обобщающий урок

Формировать знание понятий «зрители», «пассажиры», «культура общения»; умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в транспорте и в театре.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности. умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы

Познавательные:

строить несложные рассуждения, делать выводы, работать с разными  видами информации.Личностные: Принимают и осваивают социальную роль ученика, мотивы учебной деятельности и личный смысл учения; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

констатирующий.

66

Обобщающий урок по теме «Общение» Тест №4

Контрольно-обобщающий урок

Формировать знание понятий «зрители», «пассажиры», «культура общения»; умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в транспорте и в театре.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

констатирующий.

67

Итоговая диагностическая работа

Контрольно-обобщающий урок

Закреплять знание материала, изученного во 2 классе. Учить применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

Диагностическая работа

68

Впереди лето.

Экскурсия № 4

Урок-экскурсия

Формировать знание сезонных изменений в природе летом; умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявляют умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее 9реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: оценивать результаты выполненного задания.

Текущий фронтальный, индивидуальный.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Фонд контрольно – измерительных материалов по окружающему миру

для 3 «А» класса на 2014 – 2015учебный год

п/п

 ур

Вид работы

Тема

Разработчик

Источник

Стр

1

2

Стартовая диагностика

Входная

АППО

АППО

2

17

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за 1 четверть

И.Ф.Яценко

КИМ Окружающий мир 3 класс/Сост.И.Ф.Яценко-М: ВАКО 2013

С.21-24

3

24

Тест №2

Природа

И.Ф.Яценко

КИМ Окружающий мир 3 класс/Сост.И.Ф.Яценко-М: ВАКО 2013

С.36

4

31

 Тест №3

Итоговая работа за 1 полугодие

А,А.Плешаков

 Учебник  Окружающий мир 3класс/ М:Просвещение-2013

 С.43-46

5

38

Проверочная работа

Природа и наша безопасность

И.Ф.Яценко

КИМ Окружающий мир 3 класс/Сост.И.Ф.Яценко-М: ВАКО 2013

С.57

6

40

 Тест №4

Качество усвоения программного материала за 3 четверть.

А,А.Плешаков

Учебник Окружающий мир 3 класс/

  М:Просвещение-2013  

 С.65-68

7

50

 Тест№5

 Экономика и экология.

И.Ф.Яценко

КИМ Окружающий мир 3 класс/Сост.И.Ф.Яценко-М: ВАКО 2013

С.72

8

64

Тест№6

Качество усвоения программного материала за 4 четверть

А,А.Плешаков

Учебник  Окружающий мир 3 класс/

  М:Просвещение-2013  

С.84-87

9

65

Итоговая диагностическая работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

 АППО

 АППО

 



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Критерии и нормы оценок по окружающему миру

 3 класс

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...