Урок: «Размножение растений» с применением интерактивных методов обучения
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

С введением ФГОС современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Я хочу предложить конспект урока  с использованием интерактивных методов через групповую форму работы учащихся. Урок окружающего мира «Размножение растений» 3 класс (УМК «Начальная школа 21 века»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_rasteniy.docx440.25 КБ
Office presentation icon razmnozhenie_rasteniy_2.ppt661.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа №26»

города Зимы Иркутской области

Автор учитель начальных классов :

Вантеева Елена Валерьевна

Урок: «Размножение растений» с применением интерактивных методов обучения

2014г

Важнейшими целями обучения в данное время является создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка.

С введением ФГОС современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты).          

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий, например ТИО.    Технология интерактивного обучения (ТИО) - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

    Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы, организуются индивидуальная, парная и групповая работа.       Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

                 Я хочу предложить конспект урока  с использованием интерактивных методов через групповую форму работы учащихся. Урок окружающего мира «Размножение растений» 3 класс (УМК «Начальная школа 21 века»).

Размножение растений

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.

Планируемые результаты

Личностные результаты: развитие мотивов учебной   деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества

Метапредметные универсальные учебные действия:  

Регулятивные: определение общей цели    и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.

Коммуникативные:  использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать     иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Формулирование  темы и цели урока

(На столе стоят герань, хлорофитум, фиалка, циртантус)

Учитель:

    Наш класс получил задание озеленить коридор, но у нас всего 4 цветка. Что же делать ?

(Дети предлагают способы  решения проблемы среди которых размножение  данных растений .)

   Так какова тема сегодняшнего урока? (Размножение растений)

   А цель урока?  (Узнать как размножаются растения?)

III Открытие нового знания

  1. Работа со словарем

А каково же лексическое значение слова размножение? Найдите словарную статью в словаре.

(Размножение – это свойство организмов воспроизводить себе подобных)

Так как же растения воспроизводят себе подобных ? Чтобы узнать мы разделимся с помощью цветовых жетонов на 4 группы . Каждая группа выберет растение, рядом с ним лежит карточка в которой указан способ размножения и записан алгоритм практической работы как размножить данное растение. Вы выполните работу и приготовитесь представить  способ размножения растений,  с которым познакомились.

  1. Практическая работа в группах

Фиалка

Карточка № 1

Размножение листовыми черенками

  1. Полей почву.
  2. Сделай углубление палочкой.
  3. Возьми целый лист с черенком.
  4. Черенок помести во влажную почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка, основание пластинки не должно касаться почвы.
  5. Закрепи черенок.
  6. Накрой стеклянным стаканом.
  7. Поставь в светлое, теплое место.

Через 2-3 дня   после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям горшка, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

   Герань  

Карточка №2    

Размножение стеблевыми черенками.

  1. Отрежь веточку наискось под четвертым листом длиной  от 7 до 15 см.
  2. Отрежь нижний лист.
  3. Поставь в воду до появления корней.
  4. Сделай углубление палочкой.
  5. Черенок вставь в углубление.
  6. Закрепи, присыпав землей.
  7. Полей

         Можно накрыть стеклянным стаканом и поставить в светлое место. Через 2-3 дня   после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям горшка, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

Хлорофитум.

Карточка №3.

Размножение усами

Полей почву. Не отрезая от куста ус, закрепляем, присыпая землей. После укоренения растение отделяют от материнского.

Циртантус

Карточка №4.

Размножение луковицей.

  1. Полей почву.
  2. Сделай углубление.
  3. Отдели луковицу.
  4. Луковицу вставь в углубление.
  5. Закрепи.
  6. Полей.

С какими способами размножения растений вы познакомились. (Представление своей работы детьми.)

  1. Работа с учебником

Прочитайте статью в учебнике стр. 78-80.

О каких способах размножения вы узнали из учебника?

(корнем или корневой порослью, клубнем или его частью, корневищем, семенами)

  1. Работа со схематичным рисунком. Вот еще один способ размножения растений. Рассмотрите схематичный рисунок .

          

Используя рисунок, расскажите о последовательности действий при размножении  растений этим способом.

А как вы думаете, как называется данный способ размножения? (деление куста).

IV Физминутка

V Закрепление изученного

Еще раз вспомним все способы размножения растений, изученные на уроке.

  • Стеблевыми черенками
  • Листом (листовыми черенками)
  • Усами
  • Луковицами
  • Клубнем
  • Корневой порослью
  • Корневищем
  • Делением куста
  • Семенами

Все эти способы размножения кроме одного называются вегетативными

Еще раз перечитайте статью в учебнике. Найдите способ размножения который нельзя назвать вегетативным и докажите.  (Семенами, т.к. вегетативными называются только способы размножения частями растений).

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какая цель стояла перед нами на уроке? Достигли  ли мы поставленной цели?

Давайте оценим  вашу работу на уроке . (Учитель слушает высказывания детей и благодарит их за хорошую работу. Акцентируя внимание на  «изюминках» урока, отмечая рост некоторых детей. Выставляет отметки.)

VII. Домашнее задание

  1. Размножить любое комнатное растение, узнав об особенности его размножения, подготовить сообщение и  фотоотчет о проделанной работе.
  2. Желающим, узнать о способах размножения растений, о которых не говорили на уроке.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 3 класс: учебник для общеобразовательной школы в двух частях. – М.: «Вентана-Граф».2012г
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 3 класс: рабочая тетрадь в двух частях. – М.: «Вентана-Граф».2012г
  3. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
  4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. «Учитель», 2008 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.twirpx.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных методов обучения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В статье описан опыт работы по применению интерактивных методов в профилактике ДДТТ....

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....

Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате к...

Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....

Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе в начальной школе

Наиболее современной формой активных методов в образовательном процессе являются интерактивные методы обучения.Надо управлять не личностью, а процессом ее развития....

Статья "Применение интерактивных методов и форм обучения на уроке в начальной школе "

Данная статья адресована учителям начальной школы. В ней представлен  материал, рассказывающий о формах и методах обучения. повышающих эффективность образовательного процесса....