Мини-лекция для родителей Влияние семьи на формирование тревожности у ребенка.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

В настоящее время психологами, педагогами, работниками образования все чаще замечаются проявления тревоги в поведении школьников, которые выражаются в эмоциональной напряженности, повышенной чувствительности к огорчениям и неудачам, неуверенности в себе, своих силах, способностях, в правильности поступков, в беспокойстве, озабоченности, недовольстве собой, своим поведением. Эти характеристики присутствуют и у младших школьников, и у учеников средних классов, и у старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-лекция для родителей

Влияние семьи на формирование тревожности у ребенка.

В настоящее время психологами, педагогами, работниками образования все чаще замечаются проявления тревоги в поведении школьников, которые выражаются в эмоциональной напряженности, повышенной чувствительности к огорчениям и неудачам, неуверенности в себе, своих силах, способностях, в правильности поступков, в беспокойстве, озабоченности, недовольстве собой, своим поведением. Эти характеристики присутствуют и у младших школьников, и у учеников средних классов, и у старшеклассников.

Что же такое состояние тревоги и чем оно вызывается? С одной стороны - это показатель значимости, ценности чего-либо для человека, который проявляется в определенных ситуациях. Если она возникает, то это говорит о неравнодушии человека, о его определенном отношении к тому, что происходит. Это так называемая ситуативная тревога. Но если человек начинает испытывать ситуативную тревогу в большом количестве жизненных ситуаций, даже при отсутствии реальной угрозы своему «Я», то поведение человека в таких ситуациях становится не эффективным и более того, отрицательно влияет на результаты его деятельности: будь то учеба или отношения с другими людьми. Кроме того, состояние ситуативной тревоги постепенно может превратиться в устойчивую личностную черту, характеризующую все поведение человека.

Несомненно, семья играет важную, главенствующую роль в формировании, становлении и развитии личности ребенка. Но, к сожалению, также, ведущая роль у семьи и в возникновении различных психических нарушений, в том числе и в формировании тревожности ребенка. Это обусловлено рядом обстоятельств. Семейные отношения занимают главное место в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. И поэтому семейные события всегда принимаются близко к сердцу. Кроме этого, именно в семье существует особая открытость и, следовательно, уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травмирующим. Слабости и недостатки здесь проявляются наиболее открыто. Наиболее доступным объектом для воздействия со стороны других членов семьи, особенно со стороны родителей, является ребенок, так как его личность недостаточно сформирована и взрослые видят много недостатков, которые, по их мнению, непременно нужно искоренить для его же блага.

На формирование тревожной личности ребенка особое влияние оказывает тип воспитания в семье, а также отношение к ребенку со стороны родителей. Среди наиболее неблагоприятных стилей воспитания, т.е. тех, которые могут вызывать состояние неуверенности и тревоги, можно выделить жесткий авторитарный стиль, при котором ребенок вынужден играть роль слабовольного. При таком стиле ребенок недоволен собой и тем, что он делает, поскольку судит о себе по критериям родителей, чувствителен и пытается постоянно компенсировать свою слабость и трусость. Наибольшее негативное воздействие на развитие ребенка оказывает эмоциональное отвержение родителями, когда им тяготятся, а его потребности игнорируются. Взрослые постоянно проявляют общее недовольство им, а он в свою очередь не может понять, чем это вызвано и стремится всеми средствами вернуть любовь близких.

Кроме этого можно выделить следующие причины возникновения тревоги:

• противоречивые требования к ребенку, непоследовательность в осуществлении воспитательной функции;

• неадекватные требования к ребенку, не соответствующие его возрасту, возможностям, стремлениям и желаниям. Особенно такая ситуация становится опасной, когда ребенок не хочет и не может выполнять требования родителей, но чувствует себя ответственным, обязанным перед ними и боится их разочаровать;

Примером этого могу послужить результаты исследования на выявление уровня тревожности и ситуаций, с которыми это связано, проведенного в 1997-98 учебном году среди учащихся 8-9 классов средней школы №18. Результаты показали, что около 40% подростков имеют повышенный и высокий уровень тревожности. Среди ситуаций, вызывающих тревогу на первом месте стоит учебная деятельность, на втором межличностные отношения и на третьем - ситуации, связанные с самооценкой. Но при ответе на вопрос: что больше всего беспокоит в учебной деятельности, наравне с ответами сложность предмета, строгость учителя, насмешки одноклассников, боязнь плохой отметки, все чаще в качестве источника тревоги отмечался страх перед родителями, боязнь не оправдать их надежды, чувство вины перед ними. Кроме этого наблюдалась значимая корреляция между высоким уровнем тревожности и неадекватной (заниженной) самооценкой.

• негативные требования, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Ведь родители знают все слабые стороны своего чада и часто пользуются этим. А так как может обидеть самый родной человек, не может обидеть никто.

В результате такого отношения ребенок начинает испытывать чувство вины, развитие его самостоятельности сковывается страхом, чувствует себя действительно неспособным, не достойным. Вследствие этого страдает самооценка, появляется неуверенность в себе, своих силах. Постепенно это состояние тревоги усиливается и начинает окрашивать все поведение ребенка. Такое состояние требует уже более серьезной коррекционной работы.

Необходимо выделить еще один аспект влияния семьи на формирование тревожности у ребенка, а именно, отношения между родителями, когда свои супружеские проблемы они начинают решать за счет ребенка. На нем могут вымещать обиду как на более слабом. Тем более, что повод «придраться» всегда легко найти (несделанные вовремя уроки, неаккуратность за столом и т.д.). Также ребенка могут использовать как средство при решении конфликтов, как ценное оружие семейных битв, каждый стремиться переманить ребенка на свою сторону, тем самым иллюзорно подтверждая собственную правоту. В результате - серьезная психологическая борьба, страх, отсутствие чувства безопасности, эмоциональная напряженность, неуверенность в правильности своего поступка. Через ребенка может происходить и отвержение супруга. Недовольство им и невозможность уже его изменить переносит все раздражение на ребенка. В таком случае наблюдается стремление любой ценой искоренить ненавистные черты, которые ребенок перенимает, подражая родителям. Но слишком эмоциональное отношение к этому приводит к обратному: нежелательные черты закрепляются, появляются различные комплексы, соматические расстройства, неврозы.

Воспитание и спешка.

Обращаясь к психологу, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка свободного времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время ограничивает родительскую любовь…

И все же проблема времени, не столько в его количестве, сколько в его содержании, в его психологическом аспекте, играет существенную роль в семейном воспитании, в общении родителей с детьми.

Время детей и время родителей различно: у первых все в будущем, у вторых многое в прошлом… Ребенок хочет как можно быстрее освободиться от связи с родителями, а они стараются, как можно дольше ее удержать. Может быть, поэтому нам часто кажется, что у ребенка всегда много времени, а нам самим его катастрофически не хватает.

 Многим родителям свойственно чувство постоянной усталости, они отдыхают, но никак не могут отдохнуть, не проходит ощущение напряжения. Такие семьи живут в непрерывной торопливости, постоянно стремятся что-то еще успеть и постоянно не успевают. За такими ощущениями часто скрываются весьма сложные психологические причины. Обычно это сопровождается неосознанным негативным отношением человека к своему времени, он как бы бессознательно хочет освободиться от этого бремени, ждет лучших времен, отвергает свою реальную жизнь, не живет, а только собирается жить. Подобное состояние взрослых окрашивает и их общение с детьми. В семье царит атмосфера постоянной спешки, дети ежедневно слышат: «Давай скорее», «быстро ешь», «опять остановился», «поторопись», «не застывай», «уже уходим», «я побежал», «ох, опять опаздываем», «что ты копаешься», «скорее, не задерживай меня».

Иногда мы торопим детей по другим причинам – нам хочется, чтобы они скорее стали взрослыми, «Ох поскорее бы ты научился сидеть, ходить, говорить, читать, писать…» Ну, конечно же, все это будет, но не стоит ли за этим ожидание ребенка завтрашнего? Не отвергаем ли мы сегодняшнюю жизнь, сегодняшний день ребенка, а вместе с этим и его самого?

 Ведь когда это долгожданное завтра настало, мы опять ждем нового завтра, отдавая очень малую дань тому, что уже есть сегодня, сейчас… Может быть, мы испытываем усталость потому, что не умеем любить сегодняшний, пусть еще не совершенный, день нашего ребенка и наш собственный сегодняшний день. А может быть, мы еще не просочувствовали всю важность и значимость ношей родительской роли, нет, нет, не только для наших детей, но и для нас самих, для ощущения полноты и значимости нашей сегодняшней жизни.

Ведь любимый труд не мучает, а если и приходит «здоровая» усталость, то отдых от нее особенно приятен, потому что к нему присоединяется глубокое удовлетворение смыслом и значением проделанной работы.

Американская классификация ДSМ-111-R содержит шкалу для кодирования психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания.

Ниже приводится шкала тяжести психосоциальных стрессов для детей и подростков.

Код 1. Отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания.

Код 2. Слабый стресс: переход в другую школу, разрыв с другом (подругой), хронический — жизнь в условиях перенаселения (отсутствие отдельной комнаты), конфликты в семье.

Код 3. Умеренный стресс: острый — исключение из школы, рождение братьев или сестер, хронический — хроническое заболевание у одного из родителей с утратой трудоспособности, постоянный конфликт с родителями.

Код 4. Тяжелый стресс: острый — развод родителей, арест, нежелательная беременность, хронический — жестокие родители, передача на воспитание в разные учреждения.

Код 5. Чрезмерно тяжелый стресс: острый — смерть одного из родителей, насилие, обнаружение сексуальной или физической неполноценности, хронический — устойчивые сексуальные или физические нарушения.

Код 6. Катастрофический стресс: острый — смерть обоих родителей, хронический — события, воспринимаемые как несущие угрозу жизни, например, хроническое заболевание.

Разработанная под эгидой Всемирной организации здравоохранения многоосевая диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает пять групп факторов, способствующих формированию болезни и, соответственно, имеет пять осей (уровней) измерения:

1. клинический психиатрический синдром (например, синдром гиперкинезии);

2. отставание в развитии (например, задержка речевого развития);

3. уровень интеллекта (например, его коэффициент);

4. органические заболевания (например, минимальная дисфункция мозга);

5. аномальные психосоциальные условия (например, наличие психически больных членов семьи).

В теории Лазаруса критические жизненные события могут приводить либо к нарушению механизмов преодоления и патологическим явлениям, либо к конструктивным решениям. Лазарус делает акцент на позитивном варианте развития и возникающих в результате созидательных и приспособительных силах.

Можно рассматривать три стадии процесса преодоления трудностей:

1. первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации;

2. вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы;

3. третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.

Все эти стадии не обязательно разделены и следуют друг за другом. Они могут переходить одна в другую, оказывая взаимное влияние на результат.

Формирование новых стратегий преодоления трудностей происходит тогда, когда известный индивиду набор готовых шаблонов поведения оказывается исчерпанным и необходимо сделать нечто новое. Следовательно, возникновение новых стратегий преодоления трудностей ведет к дальнейшему развитию личности.

Родители могут придерживаться различной тактики во взаимоотношениях с психологом, в частности:

1. Пытаться использовать психолога для выполнения тех задач, которые ставили перед собой в процессе воспитания ребенка, но не смогли их решить.

2. Стремиться полностью исключить психологическую помощь под любыми предлогами, например, утверждая, что ребенок здоров, или доказывая, что в другом месте ему окажут более квалифицированную помощь. Это может косвенно свидетельствовать, например, о попытке скрыть факты внутрисемейного насилия.

3. Пытаться вступить с психологом в конкурентные отношения, например путем неадекватного «задаривания» ребенка.

4. Пытаться предложить психологу «дружбу семьями».

Как правило, все эти тактики используются в различных комбинациях на разных этапах терапии.

В случае, когда родители настаивают на досрочном, с точки зрения психолога, прерывании терапии, психолог должен согласиться с этим, однако следует оставить родителям и особенно подростку возможность для обратного хода.



Предварительный просмотр:

Изучение личности воспитанника

Отслеживаемые параметры.

Как отслеживаются.

*Познавательная  потребность  

*Школьная  мотивация

*Структура ЦО.

*Уровень воспитанности.

Анкета познавательная потребность (В.С. Юркевича)

Анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова).

Анкета «значимость учебных стимулов»

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Анкеты по определению уровня воспитанности (методика Н.Е. Капустина).

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности.



Предварительный просмотр:

http://cpprik-1905goda.narod.ru/ornament_150.gif
 Информация для родителей первоклассников

Советы родителям первоклассников

 

 

 

Как вести себя с первоклассником 

 

Простые и важные правила

 

 

  • Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Если он не сразу встает, лучше завести будильник на пять минут раньше и не начинать утро с замечаний. 
  • Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз оставьте на сборы чуть больше времени.  
  • Желательно покормить ребенка завтраком. Но, если он по какой-то причине отказывается есть, не принуждайте его. Старайтесь готовить его любимые блюда, отсутствие аппетита может быть связано с эмоциональной перегрузкой.
  • Не говорите малышу на прощание фразы типа: "Смотри не балуй" или "Чтобы сегодня не было плохих отметок". Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом - ведь у него впереди трудный день. 
  • Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами: "Что ты сегодня получил?" или "Ну как, сегодня без двоек?". Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его - ведь это не займет много времени. 
  • Если ребенок явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже. 
  • Не торгуйтесь, говоря: "Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе..." У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение. 
  • Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им. 

Составитель: учитель Л.В.Рогова

Помните, что первоклассники - это еще маленькие дети.
Для них все так же важны игры.



Предварительный просмотр:

Как делать домашнее задание?

Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.

Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.

Тщательно проветривайте комнату.

Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см.

Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.

Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Составитель: учитель Л.В.Рогова



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Состав и свойства почвы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.

Задачи урока:

 Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав;

                                  познакомить с веществом,  повышающим плодородие почвы.

Развивающая: развивать умение наблюдать, делать выводы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы.

Воспитывающая: учить работать в группе, бережное отношение к природе.

Оборудование: Образцы почвы своей местности, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага.

                                              Ход урока.

1.Организационный момент.

 Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Давайте приступим скорее к работе,

Пусть интересным будет урок.

2. Объявление темы урока.

Учитель: Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

Дети: Почва.

Учитель: Знаете ли вы  секреты этой кладовой?

Дети: Плодородие.

Учитель: На экскурсиях мы не раз наблюдали, что у многих трав, кустарников и деревьев корни  уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества. Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растут растения. Плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 15-200 см и больше. Посмотрите на образец почвы, какого он цвета?

Дети: почва имеет тёмный цвет.

Учитель: Когда вы рассматривали почву, что вы могли наблюдать?

Дети: Маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки сухих насекомых.

Учитель: Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.

3. Практическая работа.

Опыт №1.

Учитель: Возьмите  стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Учитель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт №2.

Учитель: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву  в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге.

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик. Я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

(По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.)

Опыт №3.

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделайте вывод.

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев – это перегной.

Опыт №4.

Учитель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?

Дети: В почве есть песок и глина. И … перегной. Его ещё называют – гумус.

Учитель: Молодцы. Продолжим наше изучение почвы.

Опыт №5.

Учитель: Я беру несколько капель  воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Это соли.

(Дети рассматривают налёт на стекле)

- Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Сделайте вывод.

Дети: в почве содержатся соли, которые растворяются в воде.

Учитель: Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы».

(Схема у каждого ученика)

4. Физкультминутка.

5.Первичное закрепление полученных знаний.

-Давайте дадим определение понятию «почва».

Чтобы это было легче сделать, задаю следующие параметры:

1. функция; (снабжение растений питанием и водой)

2.структура (состав);

3.операции; (Вспахивание, боронование, полив, снегозадержание, удобрение, защита и охрана почвы)

Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу».

Дети: земля.

Учитель:

Скажите: о каком параметре идёт речь в данной загадке?

Дети: Этот параметр «операции».

5. Работа по группам.

Детям предлагается три варианта заданий – на модельном, проблемном и эвристическом уровнях.

Группа 1.

Прочитайте по цепочке.

Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить гумус.

Гумус – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.

Разлагают остатки растений и животных бактерии. Тем самым они повышают плодородие почвы.

Земляные черви и насекомые обогащают почву. Самым плодородным является верхний слой, называемый пахотным. В нём больше всего гумуса.

Следующий за ним слой – подпочва, которая в основном состоит из остатков скальных пород. Ещё ниже расположена коренная подстилающая порода.

Задания.

1. Прослушайте содержание текста ещё раз. Выберите для чтения читающего.

2. Ответьте на вопросы:

  • Что такое гумус?
  • Каким образом происходит разложение растений и животных?
  • За счёт чего ещё обогащается почва?
  • С какими понятиями, кроме гумуса, вы встретились при чтении текста? Назовите их.
  • -Как вы можете их охарактеризовать? В какой последовательности они располагаются?

3.Смоделируйте схему посадки комнатного растения в горшке. 

Для чего рыхлят пахотный слой? Кто в природе выполняет эту функцию?

 Группа 2.

Прочитайте по цепочке. Что  такое пыль?

Пыль состоит из частичек почвы или других твёрдых веществ. И частички эти достаточно лёгкие, чтобы их мог поднимать и нести ветер. Откуда появились эти частички? Это остатки животного и растительного мира, морская соль, вулканический песок, пепел, сажа. Пыль нежелательна и бесполезна, с одной стороны, но с другой – она помогает сделать мир более красивым! Чудесные краски восходов и заходов обязаны своей красотой именно пыл, рассеянной в воздухе. Частицы пыли в верхних слоях отражают солнечные лучи. Это делает солнечный свет видимым ещё час или два после заката.

1. Выберите для чтения читающего.

2. Ответьте на вопросы:

  • Из чего состоит пыль?
  • Насколько тяжелы частички пыли? Какое это имеет значение?
  • О каком происхождении пыли вы узнали из текста?
  • Какие две функции выполняет пыль?
  • Чтобы вы посоветовали своим товарищам, чтобы снизить вредные воздействия пыли в вашей классной комнате?

3. Объясните ситуацию.

К нам приехал гость из Норильска. Рассказывая о своём городе, он сказал: «У нас бывает северное сияние. А в Красноярске – нет».

Проверьте, все ли понятия вы использовали для объяснения ситуации: север, солнце, горизонт, пыль, изморозь…

Группа 3.

Прочитайте по цепочке.

Сказка о волшебной кладовой.

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля- матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Задания.

1. Выберите для чтения читающего.

2. Ответьте на вопросы.

  • Что называют волшебной кладовой? Почему?
  • В каких случаях волшебная кладовая щедро одаривает человека?
  • Чем одарила земля-матушка человека, когда он не умел её обрабатывать?
  • Какие изменения в мышлении человека произошли, приведшие его к земледелию?
  • В какой последовательности осваивались приёмы возделывания зерновых культур?

      3. Почему землю называют кладовой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала к данным глаголам подберите соответствующие.

                    Кладовка

                    Кладовая

            Что делает человек?

             Что делает человек?

                       Отпирает

                       Кладёт

                       Запирает

                       ?

                       ?

                       ?

Слова для справок: вспахивает, боронит, засевает.

6. Проверка работы в группах по всем позициям.

После этого прошу оценить работу соседних групп.

7. Итог урока.

- Что нового для себя узнали?

- Как бы вы охарактеризовали своё настроение на уроке?

8.Домашнее задание.  

  • Ответить на вопросы для повторения из учебника, запомнить составные части почвы, их основные свойства.
  • Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных частей почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам...

Статья "Влияние семьи на формирование самооценки младшего школьника"

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.  Самооценка является важным регулятором поведения личности. Основа формирования адекватной с...

Советы родителям "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

Даются советы по формированию в семье здорового образа жизни...

Влияние семьи на формирование коммуникативных навыков у младших школьников

Влияние семьи на формирование коммуникативных навыков у младших школьников...

Консультация для родителей "Роль семью в формировании здорового образа жизни"

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей "Влияние семьи на развитие ребенка"

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Для взрослого человека семья является источником удовлетворения...

Влияние позиции семьи на формирование личности ребенка

Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных черт. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяютс...