Урок окружающего мира по теме "Леса России".
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Абрамова Елена Александровна

Урок с использованием оборудования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

ДАТА: 20.10.2014

КЛАСС: 4-2

УЧИТЕЛЬ: АБРАМОВА Е.А.

ТЕМА УРОКА:  «ЛЕСА РОССИИ».

Цели и задачи  
деятельности
учителя

Формируемые УУД

Образовательные: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; установления  взаимосвязи в природе; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Развивающие: развитие  умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде; воспитание познавательного интереса; воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик. воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Здоровьесберегающие:  используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке; способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке; обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку; способствовать  созданию ситуации успеха используя  разноуровневые задания и вопросы; организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Задачи: 

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
  2. Развивать умения структурировать информацию,  делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Познавательные: умения  извлекать информацию, описывать, сравнивать. классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон; различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе; находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; умение анализировать свои действия и управлять ими; развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; частично — поисковый; репродуктивный; фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах и в группах.

Образовательные
ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; MacBook; карта «Природные зоны России»;проектные работы Романовой Анастасии, Панкратовой Марии и Серебряковой Елизаветы (выполнены с использованием компьютерной презентации)  с изображением растительного и животного мира зоны лесов; учебник «Окружающий мир 4 класс» Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный материал ( карточка с контурной картой, карточка с вопросами, тест).

Основные
понятия

Тайга, смешанный лес, широколиственный лес


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный ммомент

Психологический настрой

(1 мин.)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начнём урок.

У нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Л. – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

К.-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Организация рабочего места

2.  Актуализация  опорных

знаний

(5 мин.)

3. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

(2мин.)

4. Постановка учебной задачи

(2 мин.)

Проверка
домашнего
задания:

Индивидуальная работа
по карточкам и на компьютерах

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Составление цепи питания на компьютерах MacBook выполняют Галимов Эмиль, Крутиков Павел, Губанова Мария.

 По индивидуальным карточкам работают: Барышев Роман, Астанин Егор, Иймамкулова Нигора, Кальнова Арина, Теплякова Александра.

Если Вы согласны «+», а если нет «-».

(КАРТОЧКА)

СЛАЙД 1

Сверяем с ответами на экране. СЛАЙД 2

(+  +   -  -  +  -  -  +  +  +)

Оцените работу соседа.

Закройте глаза.(Звучат в записи голоса птиц.)

Что Вы представляли ?

(ответы детей о лесе)

Читает стихотворение Куликова Олеся

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

-Определим цели работы на уроке.

1. Познакомиться с расположением зоны лесов на карте.

2. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.

3 Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов

Учитель предлагает выполнить работу для  проверки домашнего задания группе детей на компьютерах

MacBooc, группе детей по индивидуальным карточкам и оставшейся группе детей графический диктант  и ВЗАИМОПРОВЕРКИ.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Ученики определяют тему и цели работы.

Фронтальная, индивидуальная, кол-

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная,

.

Р-осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания

П – понимают важность
теоретических знаний
для решения практической задачи; применяют термины при формулировке
ответа.

К – следят за правильностью речевого оформления.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

П – анализируют учебный материал с целью решения проблемной ситуации

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Выполненные

задания

Устные ответы

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

П.-осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана-логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р-ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

5.

Усвоение
новых знаний
и способов действий.

(изучение нового материала)

(10 мин.)

6. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

(1мин.)

Работа
с картой.

Презентация проектных работ.

Работа с карточками (сравнение природных зон)

Выполнение упражнений

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России.

На занятии по  проектной деятельности Романова Анастасия, Панкратова Мария и Сереебрякова Елизавета подготовили проектные  работы о природной зоне лесов. Сейчас они нас познакомят.

 Вы ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО   слушаете  и по ходу выступления  заполняете карточку «Природные зоны»  

(КАРТОЧКА №2 «Природные зоны»)

Проверим, что вы записали .

  1. Расположение на карте.

Южнее зоны Тундры.

  1. Природные и климатические условия.

Много осадков. Тепло. Почва богата питательными веществами. Тайга. Смешанные и широколиственные леса.

  1. Растительный мир.

Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

 Дуб ,клён,  липа, ясень, вяз.

  1. Животный мир.

Кедровка, бурундук, летяга, соболь,

лось, заяц, белка, медведь, олень, рябчик, глухарь, тетерев, бурундук, рысь.

Сравним природные зоны «Тундра» и «Зона лесов».

Составим план сравнения природных зон (устно вместе составляем)

1.Расположение на карте.

2. Природные и климатические условия.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Деятельность людей(тема следующего урока).

РАБОТАЕМ В ПАРАХ (совещаемся 1 минуту).

Тундра расположена  на  севере, а леса южнее.(показать на карте)

Климат Тундры холодный, а в зоне  лесов тёплый, температура намного выше, чем в Тундре.

В Тундре вечная мерзлота и бедные питательными веществами почвы, а в лесах почва богата питательными веществами.

В Тундре растений мало и они низкорослые , а в лесах высокие деревья и  разнообразные растения.  

В Тундре в связи с климатическими условиями животный мир не разнообразен. Проживают только те, кто приспособлен к холодным условиям. В лесах разнообразие животных и птиц.

 

«Деревца» проводит Мавланова Алина

«Пчёлы» проводит Яворский Даниил

«Мишка» проводит Куликова Олеся

Показывают
на карте.

Презентация проектов.

Заполнение карточки «Природные зоны»

Сравнение природных зон России.

Отвечают
на вопросы.

Слушают учителя.

Задает эмоциональный тон

Фронтальная, индивидуальная

Коллективная. Практический

Устные ответы

Работа по карточке

Презентация проекта

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Первичное закрепление.

(Практическая деятельность)

(15 мин.)

8. Подведение итогов урока.

(3 мин.)

9.Рефлексия.Выставление оценок. (3 мин.)

10. Домашнее задание

(3 мин.)

Работа
по учебнику, работа в  тетрадях, работа с контурной картой.

Работа с плакатом «Природное сообщество лес»

Проверочная работа-тест

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Составление синквейна к уроку

Выставление оценок

Комментарий учителя

Работа с контурной картой.

Откройте учебник стр. 72-73 .

Возьмите контурную карту «Природные зоны».

Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте зону лесов.

Проверьте друг друга. (взаимопроверка).

Работа с учебником.

Откроем учебник стр.96 

Какие растения преобладают в Тайге?

Стр. 100 учебник

Какие растения преобладают в смешанных и широколиственных лесах?

ЗАКРЫВАЕМ УЧЕБНИК, мы к нему ещё  вернемся.

Работа в тетрадях по  группам  4 человека.

Тетрадь стр. 47 задание №2.выполняем в группе.

ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ ПО РИСУНКУ УЧЕБНИКА.

Кто выполнил работу без ошибок?

Есть группа, которая допустила ошибку?

Тетрадь стр. 48.задание №2 (3) , а поможет нам учебник стр. 98-99.

Читает задание в тетради Галимов Эмиль.

Называем и записываем(Рысь, соболь, летяга, бурундук, кедровка, глухарь, бурый медведь.)

Работа с оборудование по ФГОСНОО.

Посмотрите на магнитный плакат

. С помощью магнитных карточек составим  цепи питания, характерные для зоны лесов.

Пример:

 1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

4. Дуб  → кабан → волк

5. растения  → мышь→ лиса

6. растения  → мышь→ сова

РАБОТА С ТЕСТОМ.

У вас на партах лежат карточки с тестом. Приступаем к работе. У вас 1 минута на работу с тестом.

САМОПРОВЕРКА С ЭКРАНОМ И САМООЦЕНКА.

В начале урока мы поставили себе цели работы.  

  1. Познакомиться с зоной лесов на карте.

Где расположена зона лесов? (Зона лесов расположена южнее Тундры и занимает самую большую территорию России)

  1. Познакомиться с частями зоны лесов и     природными условиями.

Зона лесов состоит из тайги , смешанных и широколиственных лесов. Климат теплее, чем в тайге. Много влаги. Богатая почва.

  1. Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов.

Растительный и животный мир очень разнообразный. Хвойные деревья сменяются лиственными. Есть  и смешанные леса. Много разнообразных животных.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА К УРОКУ

У вас на партах карточки с правилом составления синквейна. Предлагаю вам составить синквейн к нашему уроку.(РАБОТА В ПАРАХ)

Прочитайте свои синквейны.

Сложите свои результаты  по каточкам за проверку домашнего задания и за тест по итогам урока.

Если у вас получилось в сумме:

 10 или 9 баллов – это «5»

8 или 7 баллов – это «4»

6 или 5 баллов – это «3»

 

  1. Прочитать текст на стр. 95-102
  2. Выполнить задание в рабочей тетради

 стр. 48-49

  1. Дополнительное задание: выполнить сообщение в электронном виде (учебник стр.102 (2)) об одном из растений или животных, изображенных на рисунке и отправить сообщение в пространство класса на форум «Зона лесов».

Выполняют
задание

Заполняют схему в тетради.

Выполняют
задание

Составляют цепи питания.

Выполнение теста по карточке.

Отвечают
на вопросы.

Слушают учителя.

Выполняют
задание в парах, читают свои работы

Оценивают работу на уроке

Задают уточняющие вопросы

.

Работа в парах, работа в группах..

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная

Самостоятельная

.

Фронтальная,

Работа в парах

Индивидуальная

Фронтальная

К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л.-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

П – находят признак классификации предметов,
применяют свои знания при решении нестандартных заданий.

Р – принимают учебную
задачу

Л- оценивают свою  работу.

К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного

П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р.-оценивают собственную деятельность на уроке

П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р.-оценивают собственную деятельность на уроке

Р.-осуществляют поиск решения поставленных задач

Устные ответы, работа  с контурной картой и в тетради

Работа в тетради

Устные ответы, работа с оборудованием

Самостоятельная работа

Устные ответы

Синквейн

Самооценка

Задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...