"Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Порошина Жанна Владимировна

 Данный урок разработан в соответствии с программой Л.В.Занкова, составлен по учебнику Н.Я. Дмитриевой "Окружающий мир", 4 класс. Является вторым  уроком в изучении раздела «Органы пищеварения».  Тип урока – сообщение новых знаний. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся, поставленным целям. Ребята  знакомятся с системой органов пищеварения человека,  с правилами правильного питания, у них формируются  представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.                  

 Подача нового материала построена в форме путешествия по  «пищеварительной системе человека », где главный герой урока  - «бутербродик» в доступной форме знакомит детей с системой органов пищеварения, с понятием «правильное питание», компонентами здоровья, помогающими сохранять здоровье.        

  Используемая на уроке презентация «Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения» помогает  значительно разнообразить задания, наглядно показать сложные понятия, улучшает качество восприятия нового материала, оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                               ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»                                                              Г. ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКА  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

"Длинная дорога бутерброда Система органов пищеварения"

окружающий мир
4 класс
Образовательная система

 «Л.В.Занкова»

выполнила: Порошина       Жанна Владимировна                                                                                           учитель начальных классов высшей квалификационной категории

                                                                                                                                               

Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: окружающий мир (урок - изучение нового материала)

Тема: Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 4 класс

Технологии: презентация, видео

Аннотация: Данный урок разработан в соответствии с программой Л.В.Занкова, составлен по учебнику Н.Я. Дмитриевой "Окружающий мир", 4 класс. Является вторым  уроком в изучении раздела «Органы пищеварения».  Тип урока – сообщение новых знаний. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся, поставленным целям. Ребята  знакомятся с системой органов пищеварения человека,  с правилами правильного питания, у них формируются  представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.                                  

    Подача нового материала построена в форме путешествия по  «пищеварительной системе человека », где главный герой урока  - «бутербродик» в доступной форме знакомит детей с системой органов пищеварения, с понятием «правильное питание», компонентами здоровья, помогающими сохранять здоровье. На уроке используются высказывание древнего мудреца и врача Авиценны, народные  изречения, отрывок из произведения К. И. Чуковского «Бутерброд», а также  рентгеновская съёмка передвижения пищи по пищеводу, рекламный ролик бифидобактрий «Активия»

       Используемая на уроке презентация «Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения» помогает  значительно разнообразить задания, наглядно показать сложные понятия, улучшает качество восприятия нового материала, оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся. Использование на уроке мультимедийного проектора, проекционного экрана способствует повышению интереса к предмету «окружающий мир» и учебе в целом, появляется желание быть не просто наблюдателем, а активным участником образовательного процесса. Это средство обучения раскрывает новые возможности учебного процесса, позволяет сделать урок ярким, наглядным, динамичным. При изучении нового материала информация выводится на доску, и учитель комментирует изображение на доске. При закреплении и повторении уже изученного материала - позволяет быстро и интересно организовать работу с одним, несколькими или всеми учащимися. Материал,  представленный на уроке, может быть использован как на классных, так и на внеклассных занятиях по предмету «Окружающий мир» или на классных часах по формированию здорового образа жизни.

Конспект урока

Тема урока: "Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения"

(урок составлен по учебнику Н.Я. Дмитриевой "Окружающий мир", 4 класс)

Цели:

  • формировать новые анатомо-физиологические понятия: о питательных веществах, пищеварении, роли органов пищеварения, продолжить развивать связи строения и роли органов человека;
  • обобщить знания учащихся о строении организма человека, повторить изученные анатомо-физиологические понятия;
  • развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности, умение рассуждать и доказывать;
  • воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности за здоровье своего организма.

Оборудование:

  • проектор; компьютер;  иллюстрации, изображающие строение пищеварительной системы; карточки для самостоятельной работы
  • учебник

     Методические рекомендации: - тип урока (изучение нового материала)


ХОД УРОКА

1.Организационный момент

                        Снова звонок

                        Нас зовет на урок.

                        Чтоб сильным и здоровым стать,

                        Нужно организм свой изучать.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Слайд №1

-Дома вы исследовали состояние своих зубов. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваши зубы были здоровыми?

- Верно ли утверждение, что больные зубы ведут к заболеванию всего организма?                     - А если вы пообедали в школе,  с собой нет зубной щетки, как в этом случае вам сберечь зубы здоровыми?

Наблюдение                                                                                                                               – Возьмите кусочек бутерброда. Съешьте его. Расскажите, что происходило с пищей во рту? (Разжевали, смочили слюной, проглотили.) Какую роль выполняют зубы?                                                                            

Слайд  №2.  (Рисунок: паровоз везёт  бутерброд в далёкое путешествие)                                                                                                                                                        

-Давайте разберемся, что произойдет с бутербродом, когда мы его съедим. Какие органы помогут нам совершить такое увлекательное путешествие по организму? 

- Итак, наш бутерброд начинает своё путешествие.                                                                 Как у наших у ворот,
За горою
Жил да был бутерброд с колбасою.

Захотелось ему прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.

И вышел бутерброд,
Из ворот,
И попал бутерброд
Прямо... в рот.
                                                                                                                                          - Вы уже догадались, о какой системе органов человека мы будем сегодня говорить?    Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Слайд  №3.  Название темы урока: “ Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения”

- Давайте вместе с бутербродом отправимся в путешествие по системе органов пищеварения человека и попробуем разобраться, куда попадает съеденный бутерброд.

Совместное открытие знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

-  Человек захотел есть. Подходит к холодильнику. Достает кусочек сырого мяса, овощи – лук, картофель, морковь. Садится и начинает есть. Нет- нет. Сначала надо всё это приготовить - сварить. Так будет вкуснее, зубам меньше работы и желудку легче переварить.                                                                                                                                                                                                              

    Привлекательный запах, вкусная еда, красиво оформленная на тарелке еда, вызывают аппетит и появление слюны во рту. Это начали работать слюнные железы в ротовой полости. Одновременно начал вырабатываться и желудочный сок. Так организм готовится начать перерабатывать еду.      

                       

3. Проверка домашнего задания

 - Первая наша “остановка”- ротовая полость

Слайд.№4-5  Ротовая полость 

 - С чем же встретится бутерброд в ротовой полости сначала? Что находится у нас во рту?                                                                                                                            

-Что же такое зубы? 

Зубы — образования, состоящие в основном из твердых тканей, предназначены для первичной механической обработки пищи. Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы –  которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки –  предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые и большие  коренные -  эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

У взрослого  человека 32 постоянных зуба, а у детей 20 молочных. Зубы мудрости и малые коренные вырастают без молочных предшественников.-  Во рту слюна смачивает пищу, зубы размельчают, разжёвывают её. На прошлом уроке мы говорили о самой твёрдой части нашего организма, о зубах.  -Как же устроены наши зубы?

- Почему у людей с плохими зубами часто болит желудок?                                                   - Что делает язык?                                                                                                                          - Почему глотать невозможно, если во рту нет слюны?                                                                 - Какие функции выполняет ротовая полость?                                                                                        - Почему же кто долго жует, тот долго живет?

4. Изучение нового материала                                                          

1) Совместное открытие знаний.

- Дальше в работу включается язык. Он  ощупывает, переворачивает и подкладывает куски пищи под жернова зубов. Язык и зубы «замечают» всё, что нельзя пропустить дальше в пищевод. Обнаружив во рту посторонний предмет: песчинку, кость, волос, человек их удаляет.                                                                                                                

   Чем дольше пища находится во рту, тем тщательней она разжёвывается и тем самым облегчается работа желудка. Вы, наверное, замечали, что кусочек чёрного хлеба при тщательном жевании под действием слюны приобретает сладковатый вкус. Это начался процесс  переваривания – превращение одних веществ в другие.                                                                                                                              

    Размельчённый, смоченный слюной комочек (кусочек бутерброда, нашего отважного путешественника) легко проскальзывает вниз….  И что же происходит дальше  с пищевым комком?

Слайд №6  Вопрос от бутерброда: «Куда попадает кусочек бутерброда?»                                 Видео №1  (Рентгеновская съёмка передвижения пищи)

 - Итак, смоченный слюной  путешественник-комочек легко проскальзывает вниз по широкой трубке – пищеводу и попадает в желудок. А что будет происходить с ним в этом главном отделении  пищеварительной системы и куда он отправится дальше, я предлагаю вам изучить самим   в группах.

У вас на столе лежит  один из органов пищеварительной системы. Изучите материал  учебника и  ответьте на вопрос: “ Какую роль играет изучаемый вами орган в путешествии нашего бутерброда? ”

  2) Работа по группам    

 Слайд №7 Система органов пищеварения. Желудок.                                                                – Наш путешественник попал через ротовую полость по пищеводу в желудок…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          а) Выступление первой группы.                                                                                   Отвечающий  из каждой группы берет картинку изученного органа и крепит на плакат «Органы пищеварительной системы» 

   Желудок - это главный орган пищеварительной системы.   В его мускулистых стенках находятся желёзы, вырабатывающие желудочный сок. Он кислый, потому что в нём много кислоты, и способен растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. В желудке пережёванная пищевая масса делает первую длительную остановку. Здесь под воздействием желудочного сока начинается основное переваривание, которое может длиться 4- 5 часов. Правда, с фруктами и сладостями желудок справляется значительно быстрее, чем с мясом, яйцами, рыбой. Желудок трудится медленно, но основательно. Стенки желудка периодически сокращаются, при этом пищевая масса перемешивается и пропитывается желудочным соком. Но иногда человек задаёт желудку непосильную работу, проглатывая большие куски плохо пережёванной и не смоченной слюной пищи. Это даже может привести к заболеванию желудка.

 - Недаром говорят: «Ешьте медленно и тщательно пережевывайте, пишу». Однако один желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в хлебе и мясе, в завтраке или обеде. Поэтому он время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную кашицу дальше.  

- Хорошо поработали, но нам надо немного отдохнуть. 

Слайд № 8-9   Физкультминутка

 Бутерброд

Как у наших ворот                        Но чайные чашки в печали,

За горою                                         Стуча и бренча, закричали:
Жил да был бутерброд.                «Бутерброд, Сумасброд,
С колбасою.                                    Не ходи изворот,
Захотелось ему прогуляться,         А пойдёшь —
На траве-мураве   поваляться.      Пропадёшь,

И сманил он с собой                      Муре в рот попадёшь!                                                                               На прогулку                                    Муре в рот,
Краснощёкую сдобную                 Муре в рот,
Булку.                                              Муре в рот попадёшь!»
-      А дальше  наш герой отправляется в длинное путешествие по  извилистому лабиринту кишечника, уложенного петлями внутри живота.
                                                                                         

 Слайд № 10  Тонкий кишечник. Печень.                                                                                                  б) Выступление второй группы о тонком кишечнике.

Отвечающий прикрепляет картинку «Тонкий кишечник», «Печень» на плакат «Органы пищеварительной системы»

     Тонкий кишечник - самая длинная часть пищеварительной системы- 6-7 метров. Жидкая кашица медленно движется по тёмным закоулкам кишечника, в которые выходят протоки различных желёз. Так в двенадцатиперстную кишку (наиболее широкая часть кишки) выходят протоки печени и поджелудочной железы.  

     Печень – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Под действием соков этих и множества мелких желёз происходит окончательное превращение одних веществ в другие. По мере того как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь.  Прежде чем она понесёт их по всему телу, кровь пройдёт через печень, которая очистит её от ядовитых веществ.

 - Оставшиеся непереваренными вещества продвигаются в последний отдел пищеварительной системы - в толстую кишку

Слайд № 11   Толстая кишка                                                                                                         в) Выступление третьей группы о толстой кишке.

     Длина толстой кишки около полутора метров. В толстой кишке всасывается  большая часть воды из пищевой массы….

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Слайд № 12-14  (Бифидобактерии, бифидобактерии «Активия»)  

      Полезные кишечные микробы - бифидобактрии, постоянно живущие в кишечнике,  перерабатывают остатки пищи. Они сторожат своё « тёплое место» в кишечнике и не допускают туда опасные болезнетворные микробы. Беда только в том, что сами бифидобактерии кишечника большие «неженки». Они гибнут от антибиотиков и плохой пищи.

 - Беде  легко помочь, если каждый день выпивать стакан молочнокислого продукта: кефира, йогурта, простокваши.  Также большую помощь пищеварению окажут уникальные бифидобактерии «Активия»

Видео  №2  «Активия»

- Непереваренные остатки продвигаются вниз, в прямую кишку и удаляются из организма. И весь этот длинный путь наш путешественник бутерброд совершает за 1 – 2 суток. Половина этого времени приходится на продвижение в толстом кишечнике. Все отделы пищеварительной системы работают чётко и последовательно. Задача человека - не мешать природному порядку и вовремя есть.

 Слайд  № 15  Высказывание древнего мудреца и врача Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время,  место и порядок».

- Как вы  понимаете слова древнего мудреца и врача Авиценны? 

– Человек торопится и, пытаясь утолить голод, быстро съедает булочку, бутерброд с колбасой, пару сосисок. Всё это, плохо разжёванное попадает в желудок. Желудок не успевает выделить достаточное количество сока для переваривания свалившихся в него кусков. Да ещё ему надо заняться своим делом - размять, размельчить эти куски. Непереваренная пища скапливается в желудке. Появляется тяжесть, боль. Надо принимать лекарство. Питание всухомятку часто приводит к заболеванию пищеварительной системы. А это отражается на здоровье всего организма      

Слайд № 16  Бутерброд предупреждает вас!  

Слайд № 17   В чём правильность изречения: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу»? 

5. Самостоятельное применение знаний 

Слайд № 18- 19  

а) Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:                 Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

-Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло,  морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб.

Неполезные продукты: пепси, фанта, чипсы, жир торты, «Сникерс», шоколадные конфеты.

Слайд № 20-22                                                                                                                                 б)  Правильно расставьте названия элементов пищеварительной системы        Тренажёр: «Строение пищеварительной системы»                                                                                              

Слайды № 23-24

в) Отгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. Это самое главное слово для каждого человека, то, что мы должны беречь смолоду 

1) Чем перемалывается пища во рту?

2) Кость ноги.

3) Чем покрыто наше тело?

4) Кость грудной клетки.

5) Какой орган защищает череп?

6) Трубка, по которой перемещается пища.

7)Жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека.

8) Орган, где происходит первичное переваривание пищи.

C:\Users\12\Desktop\кроссворд - копия.png

– Что же является для нас самым главным?

– Для чего мы изучаем свой организм?

6. Итог урока.

-Что такое переваривание пищи?                                                                                                            - Назовите органы пищеварительной системы.                                                                                       - Почему тема урока названа «Длинная дорога бутерброда»?

Слайд  № 25                                                                                                                                          - Каковы же функции системы органов пищеварения?

 Вывод:                                                                                                                                                      √ Органы пищеварения переваривают пищу  и обеспечивают организм питательными веществами.    

  √ Все органы пищеварительной системы работают чётко и последовательно. Задача человека - не мешать природному порядку и вовремя есть.

Рефлексия                                                                                                                                           - Оцените свою работу на уроке.                                                                                         Ученики оценивают работу, выбирая  кружок определённого цвета.                                          Зелёный – я был активен и доволен своей работой.                                                            Жёлтый – я старался, но у меня  не всё получилось.                                                         Красный –  я работал не достаточно хорошо

7.  Домашнее задание                                                                                                              Чтение текста по учебнику стр.91-95. Составить режим питания для своей семьи.

Карточка№1  (для самостоятельной работы)

C:\Users\12\Desktop\Рисунок3.jpg

                 

Карточка№2  (для самостоятельной работы)

Кроссворд

1) Чем перемалывается пища во рту?

2) Кость ноги.

3) Чем покрыто наше тело?

4) Кость грудной клетки.

5) Какой орган защищает череп?

6) Трубка, по которой перемещается пища.

7)Жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека.

8) Орган, где происходит первичное переваривание пищи

ЗАЯВКА

на участие в городском фестивале педагогических идей с применением

информационно-коммуникативных технологий

Информация об участнике фестиваля

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Порошина Жанна Владимировна

Должность

учитель начальных классов

Место работы (название  ОУ по уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Лицей»

Педагогический стаж (полных лет)

18 лет

Квалификационная категория

Высшая

Преподаваемый предмет

Учитель начальных классов

Контактный телефон

8 908 4512204

Информация о работе

Название номинации

Урок с использованием авторских электронных образовательных ресурсов

Предмет/ы

Окружающий мир

Класс

4 класс

Тема урока

Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения

Необходимое техническое и программное обеспечение для проведения открытого урока

Нетбук, мультимедийный проектор, проекционный экран

Microsoft PowerPoint

Сведения об апробации урока на практике (если урок проводился)

Подтверждаю согласие на участие в фестивале с применением ИКТ и публикацию материалов на сайте администрации Дальнереченского городского округа

                                                 __________________________/     Порошина Ж.В.   /

                                                            (подпись)                                      (ФИО)

Руководитель МБОУ          ___________________/    Жарченко В.Н.    /

                                                       (подпись)                        (ФИО)

«___» ______________2013 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Длинная дорога бутерброда. Система органов пищеварения"

Данный урок разработан в соответствии с программой Л.В.Занкова, составлен по учебнику Н.Я. Дмитриевой "Окружающий мир", 4 класс. Является вторым  уроком в изучении раздела «Органы пищеварен...

САмостоятельная работа "Организм чловека. Системы органов"

Данная самостоятельная работа направлена на проверку усвоения обучающимися сведений о системах организма чаловека, структуре систем организма человека. Может быть полезна для подготовки к ВПР, посколь...

Системы органов человека.

Презентация. Окружающий мир 4 класс. Системы органов человека...

Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа 2100". Тема: "Человек. Система органов".

Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа 2100". Тема: "Человек. Система органов"....

Организм человека - системы органов

Системы органов организм человека3 класс, Куркова Ирина ОлеговнаУчитель начальных классов...

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме. На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс

Карточка по окружающему миру "Система органов человека", 3 класс...