Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Верченко Марина Александровна

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградова Окружающий мир Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011,

Учебники:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2012.

Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь; - М.: Вентана-Граф, 2012 -2013

Дополнительная литература:

Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2011

Электронный образовательный ресурс 1 класс Окружающий мир - М.: Вентана-Граф, 2011

Количество часов: всего - 66 часов, в неделю-2 часа

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Результаты изучения учебного предмета

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Работа с одаренными детьми. На уроках окружающего мира предусмотрена индивидуальная работа с одаренными детьми. Карточки разноуровневые, задания повышенной сложности, ребусы, кроссворды, работа с картами разной направленности. Ребята выполняют задания и являются консультантами по основным темам курса «Окружающий мир» для других детей класса.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Дата плнируемая

Дата фактическая

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Планируемый результат

(характеристика деятельности учащихся)

Вид контроля

измерители

ЭОР

Учебно- лабораторное и наглядное оборудование

1.

02.09

Природа вокруг нас

Нас окружает удивительный мир

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Т

ЭОР к учебнику

2.

05.09

Я – школьник

Давай познакомимся

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Т

3.

09.09

Я – школьник

Мы – школьники

1

Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.

Т

4.

12.09

Я – школьник

Правила поведения в школе

1

Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.

Т

5.

16.09

Времена года

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года

Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.

Т

Набор карточек «фрукты», «овощи»

6.

19.09

Природа неживая и живая

Что нам осень подарила

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать дары осени

Т

Набор карточек «Времена года»

7.

23.09

Природа неживая и живая

Грибная пора

1

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Т

ЭОР к учебнику

8.

26.09

Моя Родина

Семья. Взаимоотношения в семье.

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Т

9.

30.09

Родной край – частица Родины

О маме

1

Поддерживать семейные традиции.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Т

10

03.10

Родной край – частица Родины

Любимые занятия.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Подготовить рассказ о своих любимых занятиях

Т

11

07.10

Моя Родина

Воскресный день.

1

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Т

12

10.10

Значение труда для человека и общества

Как из зерна получилась булка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством.

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

Т

ЭОР к учебнику

13

14.10

Природа вокруг нас

Человек и домашние животные

1

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Т

14

17.10

Времена года

Октябрь уж наступил

1

Описывать сезонные изменения в природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

15

21.10

Природа неживая и живая

Явления природы.

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Т

ЭОР к учебнику

16

24.10

Моя Родина

Где ты живешь. Памятные места города

1

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Т

17

28.10

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила поведения на дорогах. Беседа по вопросам

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Т

18

31.10

Значение труда для человека и общества

Ты и вещи

1

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.

Т

19

Значение труда для человека и общества

Кто работает ночью

1

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Т

ЭОР к учебнику

20

Тело человека

Что такое здоровье

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Т

ЭОР к учебнику

21

Тело человека

Твои помощники – органы чувств

1

Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни.

Т

ЭОР к учебнику

22

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила гигиены

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Т

23

Я – школьник

О режиме дня

1

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Работать в группах по составлению режима дня

Определять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

Т

24

Я – школьник

О времени и часах

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Ориентироваться по часам .

Т

25

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Развивать ловкость, быстроту.

Моделировать и оценивать правила поведения в спортивном зале

Т

26

Времена года

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

27

Времена года

Дикие животные

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

28

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Т

29

Времена года

Что мы знаем о птицах

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

30

Родной край – частица Родины

Родной край

1

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

Т

31

Моя Родина

Дом, в котором ты живешь

1

Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.

Т

32

Значение труда для человека и общества

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда

Моделировать профессиональные ситуации

Т

ЭОР к учебнику

33

Времена года

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

34

Природа неживая и живая

Какая бывает вода

1

Характеризовать свойства воды.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Т

ЭОР к учебнику

35

Человек – член общества

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.

Т

36

Человек – член общества

Идем в гости

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Моделировать ситуацию похода в гости.

Различать формы поведения в гостях

Т

ЭОР к учебнику

37

Моя Родина

С Новым годом!

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Т

38

Времена года

Январь – году начало, зиме середина

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

39

Природа вокруг нас

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

1

Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.

Т

40

Природа вокруг нас

Жизнь птиц.

1

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Т

ЭОР к учебнику

41

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Наша страна – Россия

1

Уважать, узнавать и описывать государственные символы.

Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Т

42

Природа неживая и живая

Богата природа России

1

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Т

ЭОР к учебнику

43

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

1

Уважать и описывать обычаи народов России.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Т

44

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Народная сказка

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных.

Т

45

Времена года

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Описывать сезонные изменения в природе.

Т

ЭОР к учебнику

46

Природа вокруг нас

Звери – млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Т

ЭОР к учебнику

47

Природа вокруг нас

Наш уголок природы

1

Анализировать влияние современного человека на природу,

Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы.

Моделировать ситуацию ухода за домашними животными.

Т

ЭОР к учебнику

48

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Т

ЭОР к учебнику

49

Человек – член общества

О правилах поведения

1

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Т

50

Моя Родина

8 Марта – праздник всех женщин

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Т

51

Времена года

Март - капельник

1

Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

52

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровая пища. Режим питания.

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Т

53

Я – школьник

Какое бывает настроение

1

Чувства и эмоции. Учимся владеть собой.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Т

54

Времена года

Апрель – водолей.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

ЭОР к учебнику

55

Природа неживая и живая

Весенние работы

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Выращивание растения в группе (из семя, листа).

Т

ЭОР к учебнику

56

Значение труда для человека и общества

Кто работает на транспорте

1

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Знать профессии людей, связанных с транспортом

Т

57

Моя Родина

День космонавтики

1

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Т

58

Времена года

Май весну завершает, лето начинает.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Т

59

Природа вокруг нас

Жизнь земноводных весной

1

Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

Т

ЭОР к учебнику

60

Человек – часть природы

Животное – живое существо

1

Анализировать влияние современного человека на природу.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Т

ЭОР к учебнику

61

Времена года

Скоро лето

1

Характеризовать признаки времен года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Т

62

Времена года

Скоро лето

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию 

Анализировать изменения в природе весной.

Т

63

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Т

ЭОР к учебнику

64

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход

Я – школьник

Урок-экзамен

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил дорожного движения

Т

65 - 66

Резервное время

2

Т

Итого

66 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...