Окружающий мир, 3 класс, "Как разрушаются камни"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Белых Ольга Ивановна

Окружающий мир, 3 класс, "Как разрушаются камни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razrushayutsya_kamni.doc64.5 КБ
Office presentation icon kak_razrushayutsya_kamni.ppt2.46 МБ
Office presentation icon kak_razrushayutsya_kamni_2.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Как разрушаются камни.

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с причинами разрушения камней; способствовать формированию у учащихся представлений о том, как разрушаются камни; первоначальных умений поиска информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные:

овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке;

умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником и физической картой.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Оборудование

Экран, проектор, ноутбук, физическая карта России, карточки, учебник «Окружающий мир» Плешаков, «Рабочая тетрадь»

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Проверка готовности учащихся к уроку.

1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализа-ция опорных знаний

Проверка домашнего задания

Организует работу по проверке домашнего задания.

Викторина предполагает ответы “да” или “нет”.

  • Может ли вода двигаться вверх? (да) Круговорот воды в природе.
  • Можно ли принести воды в решете? (да) Когда она замёрзнет
  • Вода в морях и океанах пресная? (нет) Солёная
  • Может ли вода стать товаром? (да)
  • Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? (да) Слайд 1.

- Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались? Выберите ответ. Слайд 2.

  • Строить очистные сооружения.
  • Не загрязнять открытые водоёмы.
  • Беречь воду.

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД Слайд 2.

-  Бережно относиться к воде.

Отвечают на вопросы, сверяют ответы по презентации.

3. Вызов.

Работа с бортовым журналом.

 Какую большую тему мы изучаем? (тела, вещества, частицы)

– В каком состоянии вещества в природе мы можем наблюдать? ( жидком, твёрдом, газообразном)

- Из каких веществ состоит газообразное вещество – воздух? Слайд 3.

– Что происходит с частицами воздуха при нагревании? (расширяются, удаляются) Слайд 3.

– Что происходит с частицами воздуха при охлаждении? (сжимаются, сближаются) Слайд 3.

– А как мы убедились во всех этих свойствах газообразных и жидких веществ? (Проделали опыты)

 Мы с вами изучили свойства газообразных и жидких веществ. Как вы думаете, свойство, каких веществ мы будем изучать сегодня? (Твёрдых)

– Что для этого нужно знать? (Понятия: тела, вещества, частицы, свойства веществ)

– Что для этого нужно уметь? (Наблюдать, сравнивать, делать выводы.)

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. Слайд 4.

– На какой вопрос нужно ответить? (Как они разрушаются?)

– Значит, есть причины, по которым происходит разрушение?

– Какую цель ставим перед собой? (узнать причины разрушения камней)

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «камень»? Запишите 5 существительных ассоциируемых со словом «камни».

- Прочитайте свои ассоциации. (Горы, скалы, утёс, вулкан, вершины и т.д.) Слайд 5

– Какие горы в России вы знаете? (Кавказ, Уральские, Саяны, Алтай, вулканы п-о Камчатка) Слайд 6

  1. Самые высокие горы в России – Кавказские горы их высота до 5000 м, многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты снегом. Здесь находится самая высокая гора в России Эльбрус. У неё две вершины высота первой – 5642 м, второй – 5621 м.
  2. На полуострове Камчатка находится вулкан Ключевская Сопка высотой – 4750 м. Всего на полуострове 28 вулканов.
  3. Горы Алтай и Саяны достигают высоты 4 с половиной метров. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.
  4. Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской». Потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Они самые древние и самые низкие: менее 2000 м.

- Сравните Кавказские горы и Уральские. Как вы думаете почему эти горы такие низкие и пологие? Слайд 7

- От чего разрушаются эти горы?

- Вспомните, что вы знаете по данной теме или думаете что знаете, запишите в бортовой журнал.

Что я предполагаю, что знаю по данной теме?

Что я узнал(а) по данной теме?

Дети вспоминают, отвечают на вопросы.

Работа в группах.


Ответы детей.

Называют горы, показывают на карте, рассказывают.

Дети записывают в бортовой журнал.

5. Осмысление содержания.

Чтение с марки-ровкой.

Приём «инсерт» - маркировка текста с использованием знаков

Работа с физической  и контурной картой.

Работа с кластером.

Развёртывание информации по кластеру. Рассказы детей.

- Прочитайте текст, используя пометки на полях (ν, +, -, ?) Слайд 8

 ν - уже знал

 + - новое

 - - думал иначе

 ? – не понял, есть вопросы

Самостоятельная работа с текстом.

Работа в парах. Обобщение информации.

Текст.

   Камни – это тоже твёрдые тела.

   В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются.

   Причём в одних местах они нагреваются больше, а в других – меньше. Значит, расширяются и сжимаются камни неравномерно.

   Поэтому в них образуются трещины.

   В трещины попадает вода. Зимой она замерзает и расширяется. Лёд с огромной силой давит на стенки трещин, ещё больше раздвигает их. Отдельные куски камней откалываются, падают к подножию скал.

   Сильный ветер может выдувать с поверхности скал маленькие частички.

   Бывает, что во время бури ветер несёт с собой множество песчинок. Ударяясь о камни, эти бесчисленные песчинки обрабатывают их, словно наждачная бумага.

   В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревца.

   Корни их, разрастаясь, ещё больше расширяют трещины, как бы разламывают камни.

   Так постепенно прочные каменные глыбы разрушаются. Проходят годы, сотни тысяч лет, и у подножия могучих скал накапливаются россыпи больших и маленьких камней.

   Потоки воды после дождей и при таянии снега подхватывают эти камни и камешки, перекатывают их, переносят с места на место, перетирают друг о друга, измельчают. И постепенно превращают в глину и песок.

Обсуждение возникших вопросов.

- Что же разрушает камни? Заполните «кластер», используя полученную информацию.  Слайд 9

- Давайте проверим, что у нас получилось. Слайд 10

Учитель по гиперссылке переходит на слайды.

Учитель демонстрирует Слайды 15-19.

Самостоятельная работа с текстом. Дети читают и делают пометки.

Обобщение информации в парах.

Дети выступают по тексту, делают выводы.

Дети заполняют кластер.

Проверяют друг у друга по слайду 10.

Дети рассказывают, что разрушает камень и как это происходит.

Дети рассматривают Слайды 15-19 и рассказывают причину разрушения камней.

6. Рефлексия.

Работа с бортовым журналом.

- Вернемся к нашему бортовому журналу. Запишите, что у вы узнали о разрушении камней.

- Какую цель мы ставили на уроке? задачи?

- Выполнили ли мы их? Почему так считаете?

Дети записывают, что узнали по теме. Делают выводы.

Дети отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание.

Записывают д\з

  • прочитать текст стр. 62-64 пересказ
  • рабочая тетрадь стр 27 зад. 2.

Записывают д\з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Белых Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Часовская СОШ» Сыктывдинского района Республики Коми 2014 год Окружающий мир «Как разрушаются камни»

Слайд 2

Температура - нагреваются и остывают.

Слайд 3

Частицы твёрдых тел при нагревании при охлаждении

Слайд 4

Вода - лёд расширяется, давит на стенки щели.

Слайд 5

Ветер – выветривание.

Слайд 6

Растения – корни.

Слайд 7

Назовите причину разрушения.

Слайд 11

Д\з: 1. с. 62 – 64 пересказ; 2. с. 27 №2 в тетради; Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Как разрушаются камни"

Урок по окружающему миру "Как разрушаются горные породы" по УМК "Перспективная начальная школа" для 3 класса...

Как разрушаются камни

Наши почемучки узнают как же огромные каменные глыбы разрушаются     под  воздействием  ветра ,солнца...Материал подготовлен по   УМК   "Школа РОССИИ "....

Тест, окружающий мир, 3 класс - как разрушаются камни

Материал  содержит тестовые задания на указанную тему...

Как разрушаются камни. 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....

Конспект урока в 3 "а" классе по окружающему миру на тему: "Как разрушаются камни".

Данный конспект урока может использоваться на уроке окружающего мира в 3 классе....

тест №12 "Как разрушаются камни"3 класс

тест №12 "Как разрушаются камни"3 класс...