урок в 4 классе по теме "Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Павлова Светлана Владимировна

Урок по окружающему миру в 4 классе на основе деятельностного подхода по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. (ОС «Школа 2100») «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

Урок по окружающему миру

в 4 классе на основе деятельностного подхода

по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др.

(ОС «Школа 2100»)

  Тема: Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма.

 Цели:

– формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и роли кожи, о терморегуляции;

– развивать понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи;

– развивать понятия о клеточном строении организма, об обмене веществ, о единстве строения и функции органа (на примере кожи).

-  развивать познавательную активность учащихся в процессе наблюдений и на этапе самостоятельного применения знаний.
-  воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

  Оборудование:

1. Учебник "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4 класс.
2. Тетрадь "Мир и человек". 
А. А. Вахрушев. 4 класс.
3. Лупы.
4. Зеркала.
5. Таблица “Кожа”.
6. "Тело человека" - иллюстрированный атлас для детей. 
Ольга Петровская.
7. Книга для учителя “Мир и человек”. 4 класс. 
А. А. Вахрушев.
8. Лист учёта.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Интеллектуальная разминка.

Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
- Что же является главным в жизни каждого человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться.

2. Проблемная ситуация.

– Человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему живую кожу. Почему?

Высказывают гипотезы:

Кожа защищает наш организм, дышит, выделяет вредные вещества. Человек погибает, потому что нарушаются эти процессы.

– Прочитайте диалог Лены и Миши на с. 12. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?

– Как могут мёртвые клетки защитить наш организм?

– О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О коже.)

– Какие знания нам пригодятся?

1. Из каких частей состоит организм животного? человека?

2. Как называется наименьшая часть живого организма?

3. Какую роль в организме играет покровная ткань? у каких организмов

она имеется?

4. Чем отличаются покровы земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей?

5. Какова роль перьев и шерсти в жизни птиц и зверей?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План   

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Давайте ознакомимся со строением кожи. Рассмотрите рис. на с. 12.

– Сколько и какие слои кожи выделены? (Два слоя, наружный и внутренний, и жировая ткань.)

– Какова роль наружного слоя? (Он защищает клетки внутреннего слоя.)

– Что располагается во внутреннем слое? (Живые клетки. В этом слое располагаются: волосяная сумка и волос, сальная и потовая железы, нервные окончания.)

– Что мы встречаем во всех слоях кожи? Почему? (Кровеносные сосуды – по ним

передаются питательные вещества и кислород; нервные окончания – они воспринимают различные ощущения.)

2. Практическая работа.

- Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.

1. Рассмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её. Оттяните и отпустите. Что происходит и почему?

Вывод: Кожа хорошо растягивается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.

2. Рассмотрим кожу через лупу.

- Что увидели? ( Поры)
- Каково назначение пор? ( Через них кожа дышит, выделяет пот, жир.)

3. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? ( Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.)

3. Работа с учебником.

– Вы ознакомились со строением и свойствами кожи. Какую же роль она выполняет? Рассмотрите рисунки и выполните задания на с. 13, 14.

(Кожа защищает организм от трения, ударов, проникновения вредных веществ или микроорганизмов, высыхания.)

– Как мы ответим на вопрос урока? (Мёртвые клетки наружного слоя кожи защищают живые клетки внутреннего слоя, которые выполняют очень важную роль в организме.)

– Как вы понимаете почему кожу называют «пограничником организма»?

(Кожа защищает организм от проникновения в него вредных веществ и микробов, через кожу выделяются лишние соли и вода.)

– Кто быстрее найдёт правильный ответ на этот вопрос? (Работа с текстом учебника на с. 14.)

– Как кожа предохраняет наш организм от перегрева? (Кожа сохраняет постоянной температуру тела: работают потовые железы, при испарении пота организм охлаждается.)

– Зачем нам нужны волосы и ногти? (Волосы защищают от перегрева и переохлаждения, ногти защищают чувствительные кончики пальцев.)

– Что слепым заменяет зрение? (Кожа – орган осязания. В её внутреннем слое есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают все неровности поверхности.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике. 

1. Обсуждение вопросов 1–4 на с. 15 (в случае затруднения рекомендуется работа с учебником).

Работа в паре -  разработка памятки  по уходу за кожей.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа в тетрадях, по выбору 2-3 задания.

- При затруднениях в ходе самостоятельной работы обращайтесь за помощью к учителю или к учебнику.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

1. § 2
2.Творческие вопросы и задания в тетради на выбор.

V. Итог урока.

Обмен мнениями по выполнению заданий:
- Какие новые знания помогли справиться с заданиями?
- Поделитесь опытом решения задач из рабочей тетради.
- Почему кожу называют нашей природной одеждой?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Обращение внимания учащихся на процедуры поиска и логической обработки

информации.

- Сегодня на уроке, как и на многих других, вы работали с информацией. Какие

информационные процессы вы использовали при работе над новой темой? ( Сбор информации)

-  Каким был основной способ сбора информации? ( Наблюдение. Потом мы занимались обработкой информации)

- Что такое обработка информации? (Это процесс перехода от исходной информации к итоговой)

- Перечислите, что вы делали на уроке. (Наблюдали, выдвигали гипотезы, делали выводы, сверяли свое мнение с мнением авторов учебника, с мнением Миши и Лены. В результате обработки мы получали новую информацию. Далее мы приступили к сохранению информации)

-  Каким образом сохраняли информацию? (Мы ее запоминали, записывали в тетради, кодировали.

- А какой способ кодирования использовали? (Графический. С помощью рисунка «Роль кожи в нашем организме».

-  Присутствовала ли на уроке передача информации? (Да, мы представляли добытую информацию учителю и одноклассникам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

Урок литературы 4 класс "Б. Сокпакбаев "Меня зовут Кожа""

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Литературное чтение...

Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова

Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...