Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знай, люби и охраняй природу"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Ермилова Наталья Николаевна

Мероприятие направлено на расширение и обобщения знаний о птицах; развитие внимания, памяти;  умения анализировать и сравнивать, переключаться с одного вида деятельности на другой; прививать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к окружающему миру, бережному отношению к природе; формированию чувства солидарности и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnek._meropr._1_kl_po_okr.miru_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знай, люби и охраняй природу»

Цели: - в игровой форме расширить и обобщить знания о птицах;

           - развивать внимание, память, умение анализировать и сравнивать, обобщать;  учить детей  переключаться с одного вида деятельности на другой,   прививать умение работать в коллективе,

           - воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе,  чувство солидарности и  взаимопомощь.

Оборудование:  мультимедиа;   картинки с изображением птиц;  презентация со звуковым сопровождением по материалам диафильма «Птичьи голоса», презентация «Знай, люби и охраняй природу», презентация игры «В тундре», листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

 Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя!

(Звучит песня в исполнении Елены Лаптандер "Дом мой Ямал" в сопровождении презентации «Знай, люби и охраняй природу).

Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наша природа так прекрасна!

Работа в группах.  

Уважаемые, ребята, составьте как можно  больше слов -  из слова ПРИРОДА.

 (У каждой группы лист и карандаш. ).

- Молодцы,  вы составили много слов из слова « природа», ведь она такая разнообразная и красивая.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте несколько загадок и попробуйте их отгадать.

Введение в тему занятия. Загадки.

 Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится...
– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,
А птицу эту звать... (
Кукушка)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина... (
Орла)

То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный... (
Попугай)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (
Соловей)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд-приятель!"
И ставит подпись... (
Дятел)

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес... (
Павлин)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый... (
Гусь)

-Теперь вы догадались, о ком пойдёт сегодня речь на занятии?  (о птицах).

 Редкие птицы Ямала. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех птиц, которые прилетают на Ямал,   надо знать.

(показ  некоторых  птиц Ямала на слайдах)

             Чернозобая гагара- перелётная,  приметная птица водоемов. Прекрасный пловец и ныряльщик, с воды она взлетает тяжело и совершает прямолинейные, грузные полеты на небольшой высоте. Крик гагары похож на сильные и резкие стоны, исчезающий вид. Стоит под охраной государства.

              Красношеиная поганка- внешностью, строением тела  похожа на гагар. Главное анатомическое отличие — в строении ног. Размеры мелкие—с чирка. Весной на голове пышное украшение из удлиненных рыжих и черных перьев. Осенью окраска невзрачна: низ белый, верх серый. Перелётная птица.

Лебедь кликун - наиболее крупный представитель птиц нашей области. Его трубный сильный голос слышен иногда за несколько километров. Некоторые пары занимают одни и те же гнездовья по нескольку лет. Гнезда большие, массивные. Кладка состоит из 4—6, реже—3—9 яиц. Молодые на крыло поднимаются поздно — в сентябре — первой половине октября. Отлет совпадает с началом становления льда. Кликун взят под охрану в нашей области. Замечено, что в последние годы численность его в ряде районов стала восстанавливаться.

Краснозобая казарка - это редкая птица и подлинное украшение любого зоопарка мира. Есть сведения, что в 60-е годы Индия предлагала нашему Зооцентру двух слонов в обмен на пару казарок. Очень красивая птица.

            Стерх ( БЕЛЫЙ ЖУРАВЛЬ) — очень редкая и, птица, священная для многих народов Севера.

 - О каких птицах вы узнали? (об исчезающих птицах на Ямале.)

-  Почему осенью птицы улетают?

- Какие птицы остаются зимовать на Севере? (ворона, воробей, куропатка, голубь и т.д.)

Путешествия перелётных птиц. 

"Куда это птицы улетают каждую осень?" – издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в ХVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

 Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

 Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

– Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам.

- Почему же тогда улетают не все птицы? Например, воробьи, голуби, вороны остаются. (Улетающим птицам зимой есть нечего)

Игра – разминка «Весёлые вороны».

Ребята, давайте поиграем в игру. Под чтение стихов выполните физические упражнения. представьте, что вы птицы.

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны: Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар.

С ветки на ветку летят,

Пойманными быть не хотят:  Кар-кар-кар.

Машут крыльями,  кричат,

Угомониться не хотят. Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают: Кар-кар-кар.

 Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. – Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.
"Гра-гра! – представляется грач.
"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Давайте послушаем крылатых артистов и посмотрим на «Птичий концерт». Ведь у каждой птицы своя песня и своя неповторимая мелодия.

 Звучит запись птичьих голосов и демонстрируется  презентация «Птичий концерт»

Подошел к концу наш птичий концерт.

 Мы послушали лишь немногих крылатых артистов.

Понаблюдайте за птицами сами.

Попробуйте определить их по голосам.

А главное научитесь беречь их. Полюбите их.

- Сейчас вам предлагаю несколько интересных игр про птиц.

Игра «Узнай по признаку и объясни,  почему так назвали птиц?»

Ребята в группах соединяют стрелочкой слова из соседних столбиков.

Птица-рыболов
Птица-плотник
Лесная кошка
Птица-строитель
Птица-акробат
Пернатый солист
Ночной хищник
Легкомысленная мамаша

соловей
ласточка
поползень
баклан
иволга
кукушка
дятел
сова

Игра «Найдите восемь птиц»

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

 Игра «В тундре» Будьте внимательны, отгадывайте загадки старательно.

(Игра-презентация)

Заключительная часть. Мы сегодня мы поговорили о многих птицах, не важно, какие они: перелетные, оседлые или кочующие.

Иллюстрирование птиц.

- Нарисуйте ту птицу, которая вам особенно понравилась и запомнилась.

(выставка рисунков)

Итог занятия.

- Можно ли сказать, что птицы приносят природе огромную пользу, охраняя  её от разных вредителей?

 Да! Птицы  красота нашей природы, её музыка, её душа!

Мы можем с гордостью сказать:

- Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!

Так скажем дружно: раз, два, три: Природу уважай, люби и береги.


Используемая литература

  1. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов – на Дону: Феникс, 2006.
  2. Козлова М.А.  Учебно – методическое пособие. Я иду на урок. – М.,2002.
  3. Соколова А.В.  Интеллектуальные игры. – М.,2007.
  4. Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Экологический КВН "Люби и охраняй природу!" для 1 класса

Программное содержание: Способствовать осмыслению разных аспектов  взаимодействия человека с природой. Развивать экологическое мышление и творческое воображение. Расширять предста...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"

Внеклассное мероприятие для первого класса....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"

Внеклассное мероприятие для первого класса....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. КВН «Береги природу!»

Цели:1. Углубить знания учеников о природе.2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.3. Учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в п...

Внеклассное мероприятие "Знай,люби и охраняй природу!"

Когда ты идешь по тропинке лесной,Вопросы тебя обгоняют гурьбой.Одно «почему?» меж деревьями мчится,Летит по пятам за неведомой птицей.Другое – пчелою забралось в цветок,А третье &nd...