Урок-лото по окружающему миру "Обобщение знаний о природе жаркого пояса (на примере Африки)"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Чалдаева Дарья Геннадьевна

Интересный урок в нетрадиционной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_loto.zip1.67 МБ
Microsoft Office document icon voprosy.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку-лото.

Ученикам предварительно сообщается тема и дата проведения урока, общая численность выносимых на него вопросов, методика и организация занятия, оценка работы. Далее ученикам дают карточки с заданиями, дифференцированные по сложности работы; карточки имеют порядковые номера.

Предлагается на листках подготовить ответы в течении 10-15 минут на эти задания. Затем начинается игра лото: в произвольном порядке из конверта учитель достаёт небольшие картонные квадратики с номерками и объявляет громко «вынутый» номер; ученик, имеющий карточку – задание с таким же номером, даёт ответ.

        Основные правила:

  • Нельзя допускать паузы, чтобы не поощрять невнимательность учеников и не снижать темпа игры;
  • Оценивается только прочтённая запись на листке, а не число доставшихся ученику в ходе урока «номерков»;
  • Ученику предлагается прочитать ответ и сам вопрос;
  • Если необходимо уточнение или дополнение, то предлагается это сделать желающим, которые выражают своё намерение поднятием руки; номерок в этом случае получает тот, кто дал лучший ответ; если же такого ответа не последовало, то номерок остаётся у учителя.

Игру в «лото» целесообразно проводить по темам программы, содержащим значительный объём материала.

        Оценивание: если все карточки оказываются заполненными правильно – ученику выставляется оценка «5». Если один ответ неверный – «4». Остальные оценки не выставляются (можно не выставлять и «4»).

 

Класс: 3 класс

Учебник: «Мы и окружающий мир»

 Дмитриева Н.Я. Казаков А.Н., часть 1

Тема: Обобщение знаний о природе жаркого пояса (на примере Африки)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме.

Задачи: 1) Обобщить знания детей о природе жаркого пояса.

              2) Развивать познавательную активность, интерес к предмету, творческий потенциал.

              3) Воспитывать  интерес к урокам окружающего мира.

Оборудование: презентация, карточки с вопросами, карточки с лото, бочонки, жетоны, призы,

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Форма проведения: урок-лото

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Урок начинается с видео фрагмента, напоминающего вступление телеигры «русское лото», в конце появляется название темы.

У: Здравствуйте уважаемые участники урока, сегодня мы с вами поиграем в лото и обобщим полученные нами знания о природе жаркого пояса. Итак, я сообщаю вам правила проведения сегодняшней урока-лото. Она пройдёт в три тура. У вас на столах лежат карточки с прономерованными ячейками и  карточки с вопросами первого тура. Первая строка в карточке – первый тур, вторая строка – второй, и третья соответственно третий. В ходе лотереи вы будете получать жетоны. Таким образом, мы выберем самых активных, которые получат призы.

  1. Игра «Лото».

Итак, преступим к первому туру. Сейчас я дам вам несколько минут для того, чтобы вы вписали ответы в ячейки первой строки, карточки с вопросами у вас на столах. Обратите внимание что ответ должен быть коротким, слово или сочетание слов. (музыкальный фрагмент около 3 минут) Время окончено.

  1. Второй по площади материк. (Африка)
  2. Высочайшая вершина Африки. (Килиманджаро)
  3. Самая полноводная река мира. (Нил)
  4. Каменистые поперечные возвышения дна реки. (Пороги)
  5. Один из самых крупных водопадов мира. (Виктория)
  6. Озеро по глубине уступающее только Байкалу. (Танганьика)
  7. Какая из природных зон жаркого пояса наиболее богата растительностью? (экваториальный лес)
  8. Травянистое растение, достигающее в высоту 15 метров. (Банан)
  9. Самые многочисленные насекомые  в экваториальном лесу. (Термиты)
  10. Ползучие растения, обвивающие стволы деревьев. (Лианы)
  11.  Какие сезоны года Африки вам известны? (влажный и сухой)
  12. Зона между тропическими лесами и пустынями, иначе называемая африканская степь. (Саванна)
  13. Самое высокое растение саванн. (Слоновая трава)
  14. Птица, которую так же называют грозой змей. (Птица-секретарь)
  15. К какому виду птиц относятся грифы и стервятники? (Падальщики)
  16. Ствол этого дерева достигает в диаметре 10 метров. (Баобаб)
  17.  Самая большая африканская пустыня. (Сахара)
  18. Как называется ветер пустыни? (Самум)
  19.  Сколько градусов может достигать температура песка в пустыне. (70 градусов)
  20.  Места в пустыне богатые растительностью. (Оазисы)
  21.  Основная пища населения и домашних животных Африканских пустынь. (Финики)
  22.  Ягода родом из Африки, получившая широкое распространение в России. (Арбуз)
  23.  Природная зона, связывающая жаркий пояс с умеренным. (Средиземноморская)
  24.  Древняя культура, из плодов которой получают ценное масло, богатое витаминами.

  Учитель достаёт бочонки из мешка, громко называя число. Отвечающий поднимает руку и даёт быстрый ответ, получает жетон. Таким образом,  проходит весь тур.

Переходим к следующему туру, теперь вам нужно дать более развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Самые активные также получат жетоны. Учитель продолжает доставать бочонки из мешка и дети, увидев данную цифру во второй строке карточки, поднимают руку и дают развёрнутый ответ.

  1. Что означает жёлтый цвет на карте Африки?
  2. Перечислите озёра Африки, которые вам известны.
  3. Что обозначено на карте пунктиром?
  4. Какие основные виды почв в Африке?
  5. Перечислите природные зоны Африки?
  6. Почему краснозёмы бедны питательными веществами?
  7. Какие культуры выращивают в Африке?
  8. Расскажите о положительной роли термитов.
  9. Что вы знаете о хамелеонах?
  10. В чём состоит зависимость леса от животного мира?
  11. Даете определение саванны?
  12.  В чём польза распределения растений по ярусам?
  13.  Стада каких животных можно встретить в саванне?
  14.  Каких хищных животных саванн вы знаете?
  15. Расскажите о зиме в саванне?
  16.  Вспомните всё что вы знаете о баобабе.
  17.  Чего ждать от ветра в пустыне?
  18.  Как растения пустынь приспособились к жизни в таких условиях?
  19.  Что вы знаете о финиках?
  20.  Какой климат в средиземноморской природной зоне?
  21.   Какие растения средиземноморской зоны вы знаете?
  22.  Назовите особенности растений средиземноморской природной зоны.
  23.  Назовите средиземноморскую природную зону в России.
  24.  Как распределилась речная система Африки?
  1. Физминутка.

Я думаю, вы немного устали, давайте отдохнём. (электронная физминутка)

  1. Продолжение беседы.

Последний тур, самый интересный на мой взгляд. Здесь две группы вопросов фото вопрос и разгадывание загадок. Что достанется вам, зависит от вашего везения, но я уверена, что вы со всем справитесь.

Учитель также достаёт бочонки с номерами, и дети отвечают на вопросы.

Последнее задание третьего тура, покажет насколько вы творческие, оно для всех общее, нарисуйте  (музыка около 5 минут). А сейчас давайте устроим выставку ваших работ.

  1. Итог.

А сейчас давайте подведём итоги нашей лотереи, посчитаем количество жетонов. (детям с наибольшим числом жетонов вручаются призы).

Скажите, в какой форме прошёл наш урок?

Вам понравилось так работать?

Что вам запомнилось?

Какие задания были наиболее трудными?

Ребята, мне тоже очень понравился наш урок, вы все большие молодцы, были активны, внимательны, принимали участие во всех турах лотереи. Самыми активными были … они получают пятёрки, а остальные были менее активны. Но я надеюсь, что вы также хорошо усвоили тему, поэтому сдайте мне карточки, я проверю ваши ответы и оценю всех. Спасибо за урок! До свидания.

 

        

1

9

17

25

33

41

49

57

65

2

10

18

26

34

42

50

58

66

3

11

19

27

35

43

51

59

67

4

12

20

28

36

44

52

60

68

5

13

21

29

37

45

53

61

69

6

14

22

30

38

46

54

62

70

7

15

23

31

39

47

55

63

71

8

16

24

32

40

48

56

64

72



Предварительный просмотр:

  1. Второй по площади материк.
  2. Высочайшая вершина Африки.
  3. Самая полноводная река мира.                                                                                                        
  4. Каменистые поперечные возвышения дна реки.
  5. Один из самых крупных водопадов мира.
  6. Озеро по глубине уступающее только Байкалу.
  7. Какая из природных зон жаркого пояса наиболее богата растительностью?
  8. Травянистое растение, достигающее в высоту 15 метров.
  9. Самые многочисленные насекомые  в экваториальном лесу.
  10. Ползучие растения, обвивающие стволы деревьев.
  11.  Какие сезоны года Африки вам известны?
  12. Зона между тропическими лесами и пустынями, иначе называемая африканская степь.
  13. Самое высокое растение саванн.
  14. Птица, которую так же называют грозой змей.
  15. К какому виду птиц относятся грифы и стервятники?
  16. Ствол этого дерева достигает в диаметре 10 метров.
  17.  Самая большая африканская пустыня.
  18. Как называется ветер пустыни?
  19. Сколько градусов может достигать температура песка в пустыне.
  20.  Места в пустыне богатые растительностью.
  21.  Основная пища населения и домашних животных Африканских пустынь.
  22.  Ягода родом из Африки, получившая широкое распространение в России.
  23.  Природная зона, связывающая жаркий пояс с умеренным.
  24.  Древняя культура, из плодов которой получают ценное масло, богатое витаминами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...

Урок- окружающий мир. Тема " Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России"

Данные об автореАвтор(ы):  Пупынина Лариса НиколаевнаМесто работы, должность:  МОУ СОш №127 учитель начальных классовРегион:  Республика БашкортостанХарактеристики урока ...

Конспект урока окружающий природный мир. Тема: «Животные жарких стран»

Формирование знаний у учащихся о животных, обитающих в жарких странах....

Презентация по Ознакомлению с окружающим миром к уроку "Животные жарких стран"

Актуализация знаний о разнообразии животного мира...

Шаблон кейса урока Природные зоны жаркого пояса

Шаблон кейса урока  для самостоятельной работы "Природные зоны жаркого пояса" учит детей самостоятельно работать по предложенному плану урока. В конце кейса урока есть вопросы для самок...