Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс, умк ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

 Рабочая программа составлена на  основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования  программы «Окружающий  мир» автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_kl.docx108.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                                      «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«Принято»                           Руководитель МО

__________ Л.А. Грибанова

Протокол № ______

от  «____»_________2014г.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

__________Н.А. Кочура

«____»_________2014г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Факел Социализма СОШ»

__________А.В. Глазкова

Приказ № ___

от «___»_________2014 г.

Рабочая программа

Учебного предмета

«Окружающий мир», 2 класс

Начального общего образования

Для УМК «Перспективная начальная школа»

Уровень базовый

на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на  основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования  программы «Окружающий  мир» автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2011г.

Составитель: Багаева Нина Ивановна,

учитель начальных классов

   

пос. Факел Социализма

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на  основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования  программы «Окружающий  мир», автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 2011 г.

Цели и задачи учебного предмета «Окружающий мир»формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной линии учитывались следующие положения «Перспективной начальной школы»:

—топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник, что обусловливает учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Осуществлялся такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно – предметной и культурной среде, естественно –природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а так же высокая степень социального контроля;

—        особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно – познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета.

Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершенной предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:

—        принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

—        принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми сверстниками;

—        принцип охраны  и укрепления психического и физического здоровья, базирующийся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной безопасности, гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе в течение всех четырех лет тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Приоритетными задачами курса является формирование в сознании обучающихся единого образа окружающего их мира, систематизация и расширение представления детей о семье, о школе, о необходимости соблюдения правил общественного поведения, об объектах природы, развития интереса к познанию и опытной деятельности.

Основной источник познания окружающего мира детьми, не умеющими еще читать, —их органы чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание помогают детям изучать наблюдение опытов, рассчитанных на обобщение всех органов чувств.

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на  основе учета его жизненного опыта;
  • Формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • Развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
  • воспитаниеушкольниковбережногоотношениякобъектамприродыирезультатамтрудалюдей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Специфика предмета«Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный, интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально – гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а та же реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении,  в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов по окружающему миру системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему: —        на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро по средством переписки с активом клуба или через Интернет;
  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

—задании на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в рол обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Новая форма организации учебного занятия—заседание школьного клуба—позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры—к чтению, от экспериментирования—к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала—к исследованию.

Место учебного предмета «Окружающий мир»в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится  2 часа в неделю

(35 недель).

Ценностные ориентиры учебного предмета «Окружающий мир»

Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

  • природа—эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • наука—ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • человечество—мир во всем мире, многообразии и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • труд и творчество—уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • патриотизм—любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность—свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность—долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
  • поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья—любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
  • личность—саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • традиционные религии—представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца—источника тепла и света—на смену времен года, растительный и животный мир);
  • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные - пресмыкающиеся-млекопитающие (животные);
  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние - двулетние -многолетние растения; цветковые –хвойные -папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
  • характеризовать роль грибов в природе и жизни  людей;
  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциями технике безопасности при проведении опытов;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии)  о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • осознаватьценностьприродыинеобходимостьнестиответственностьзаеесохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество»  обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
  • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
  • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

•         ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);

•        описывать достопримечательности Московского Кремля;

•        использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

•        работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

•        проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;

  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию  о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Основные содержательные линии второго класса (источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков.

Человек и природа (40 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля—планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус—модель

Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух— смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни  животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношении человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 ч)

Обмен письмами как один  из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек—член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край—частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина—Россия. Конституция России—основной закон страны. Важнейшие права граждан России—право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных  с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4 ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота—залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход   железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом. 

        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

 

Разделы

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Человек и природа

40

40

2.

Человек и общество

24

24

3.

Правила безопасного поведения

4

4

4.

Резерв

2

Итого:

68

70

Виды и формы организации учебного процесса

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология игрового обучения;

- ИКТ - технологии.

Методы обучения:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, самостоятельные работы и практические работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, самостоятельные занятия и практические занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменный опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Формы организации учебного процесса:

Используются формы работ:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные

Уроки окружающего мира делятся на следующие типы:

1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом.

2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.

3. Обобщения и систематизации знаний.

4. Комбинированные уроки.

5. Контроля и проверки знаний/Проверки и коррекции знаний.

Тематический поурочный план учебного предмета  «Окружающий мир»

количество часов в неделю - 2, количество учебных недель- 35

№ п/п

дата

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы и методы, средства обучения на уроке

Предметные

Метопредметные

1

2

3

4

5        

6

Раздел 2 «Человек и общество» - 1 час

1/1

03.09

Письмо экологов школьникам. Мир живой и неживой природы.

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся: различать объекты неживой и живой природы, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; получат возможность получить представление о значении природы для здоровья и жизни человека.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выделять необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность своих действий для решения учебно-познавательной задачи; работать по предложенному учителем плану.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь

Раздел 1 «Человек и природа» -  3 часа

2/1

06.09

Мир живой и неживой природы родного края.

экскурсия

Научатся находить взаимосвязи живой и неживой природы, узнавать растения и животных данной местности, называть отличительные свойства природных объектов и изделий; получат возможность научиться характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

 Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, работать в паре и группе.

Личностные:  осознают роль языка и речи в жизни людей, выражают свои эмоции по поводу услышанного; высказывают свое отношение к иностранным языкам; примеряют на себя роль социально активной, мобильной, толерантной и адаптивной личности.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания

3/2

4/3

10.09

13.09

Экскурсия на пришкольный учебно-опытный

участок

экскурсия

Научатся устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: работа с учебником

Раздел 2 «Человек и общество» – 2 часа

5/4

6/5

17.09

20.09

Где найти ответы на вопросы. Книги - наши друзья

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся выделять важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, по тематическим разделам, в предметных и именных указателях и др.), находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе, определять тип справочной и научно-познавательной литературы.

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания, выставка книг.

Раздел 1 «Человек и природа» -  20 часов

7/1

24.09

Земля. Модель Земли

Получат представления, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель Земли; научатся приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты, использовать глобус.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

 Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги России для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

 Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, глобус, фотографии с изображением Земли из космоса.

8/2

27.09

Почему на Земле день сменяется ночью?

практическая работа; классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое, делать выводы на основании полученных результатов; получат возможность научиться использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, глобус, фонарик, лампа настольная, иллюстрации с изображением Солнца и Земли.

9/3

01.10

Звёзды и созвездия

Научатся называть2–3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе, рассказывать о составе Солнечной системы, объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами, находить планеты на рисунке-схеме.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания,                            иллюстрации с изображением звездного неба, карта звездного неба.

10/4

04.10

Планеты

Научатся сравнивать космические тела – планеты, находить сходства и различия между ними, находить планеты на рисунке-схеме.

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, фотографии, иллюстрации с изображением звездного неба, планет Солнечной системы.

11/5

08.10

Движения Земли вокруг Солнца

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся наблюдать с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи, анализировать схему движения Земли вокруг Солнца, объяснять, почему происходит смена времен года.

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: видеозапись, работа с учебником, иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.

12/6

11.10

Как связаны живая и неживая природа?

Научатся использовать при выполнении заданий иллюстративный материал учебника как план, отображающий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения заданий; научатся обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

 Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, иллюстрации с изображением природы осенью и зимой, растений и животных осенью и зимой.

13/7

15.10

Условия жизни на планете Земля

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся сравнивать и различать день и ночь, времена года; характеризовать движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания ,рисунки с изображением планеты, природы Земли.

14/8

18.10

Свойства воздуха (Первое заседание клуба)

практическая работа

Научатся наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, называть основные, легко определяемые свойства воздуха.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, колбы, термометры для измерения температуры воздуха, воды.

15/9

22.10

Кому и для чего нужна вода? (Второе  заседание клуба)

Научатся наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, иллюстрации

16/10

25.10

Вода и её свойства(Третье заседание клуба)

практическая работа, классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, колбы, термометры для измерения температуры воздуха, воды.

17/11

29.10

Условия, необходимые для развития растений

практическая работа

Научатся характеризовать   условия,   необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

 Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, пророщенные семена, иллюстрации, таблицы с изображением пророщенных семян.

18/12

12.11

Корень, стебель и лист

практическая работа

Научатся определять части цветкового растения;

различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, таблицы с изображением частей растений, рисунки с изображением различных растений.

19/13

15.11

Питание растений

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

 Научатся характеризовать   условия,   необходимые для жизни растений; иметь представление о питании растений.

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником,

20/14

19.11

Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения

практическая работа

Научатся приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности);

определять части цветкового растения.

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, коллекция гербария

21/15

22.11

Папоротники, мхи и водоросли

Научатся: Приводить примеры папоротников, мхов и водорослей, выделять их отличия

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, коллекция гербария

22/16

26.11

Красная книга России. Правила поведения в природе.

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России.

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги России для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, красная книга, выставка книг по теме, карта «Заповедники России».

23/17

29.11

Для чего люди выращивают культурные растения?

Научатся выделять группы культурных растений, называть характерные признаки культурных растений, отличающие их от дикорастущих.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, макеты фруктов и овощей

24/18

03.12

Какие части культурных растений используют люди? (Четвёртое заседание клуба)

Научатся выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих, выделять группы культурных растений.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные :определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, макеты овощей

25/19

06.12

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (Пятое заседание клуба)

практическая работа Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся ухаживать за огородными растениями, правильно подбирать рассаду или семена, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений.

Методы: практический, наблюдение, словесный  

Формы: фронтальная, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, рабочая тетрадь на печатной основе,

26/20

10.12

От чего зависит урожай зерновых? (Шестое заседание клуба)

Получат возможность научиться понимать важность зерновых культур в жизни человека, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания

Раздел 2 «Человек и общество» – 1 час

27/1

13.12

Знакомство с сельскохозяйственными

машинами и оборудованием

экскурсия

Научатся: наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни животных на животноводческой ферме, рассказывать о профессиях людей, которые работают на ферме.

Познавательные: проводить несложные наблюдения за домашними животными; делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: уметь следовать инструкциям при проведении наблюдений.

Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: имеют положительный интерес к учебной деятельности на основе имеющихся знаний, ориентируются на их практическое применение.

Раздел 1 «Человек и природа» – 17часов

28/1

17.12

Растения сада

Экскурсия; классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями, называть основные растения сада.

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют ценностное отношение к растениям сада.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, раб. тетрадь

29/2

20.12

 Комнатные растения.

Научатся находить и определять комнатные растения, ухаживать за растениями, называть основные комнатные растения.

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги России для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

30/3

24.12

Сколько живут растения? (Седьмое заседание клуба

Научатся определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о возрасте растений

Методы: практический, наблюдение, словесный

Формы: фронтальная, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, рабочая тетрадь на печатной основе,

31/4

27.12

Размножение растений  своими частями(Восьмое заседание клуба)

практическая работа

Научатся вегетативно размножать растения.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, раб. тетрадь, коллекция гербария

32/5

14.01

 Размножение растений с помощью черенков

практическая работа

Ознакомятся c понятиями «черенок», «отросток», «семя», «плод»; получат представление о возможности вегетативного размножения растений.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, картинки грибов

33/6

17.01

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

практическая работа; классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Получат представление, почему грибы выделены в особое царство живой природы; научатся отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

34/7

21.01

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

 Как правильно собирать грибы?

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся

характеризовать роль грибов в жизни человека, различать съедобные и несъедобные грибы, выявлять условия, необходимые для жизни грибов.

35/8

24.01

Разнообразие животных

Научатся приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

Личностные:

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Методы: проблемно-поисковый, наблюдение                           Формы: индивидуальная, групповая                         Средства: учебник, раб. Тетрадь, презентация, муляжи-насекомые и животные

36/9

28.01

Насекомые

Научатся называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых.

37/10

31.01

Рыбы

Научатся называть характерные признаки рыб, рассказывать о строении рыб в зависимости от условий обитания, группировать виды рыб.

38/11

04.02

Земноводные

Научатся называть характерные признаки земноводных, рассказывать о жизни лягушек, жаб, тритонов.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные:

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

39/12

07.02

Пресмыкающие-ся

Научатся правилам поведения со змеями.

Находить черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей.

Методы: практический, наблюдение, словесный  

Формы: фронтальная, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, рабочая тетрадь на печатной основе,

40/13

11.02

Птицы

Научатся определять отличительные признаки птиц, узнают   о важности перьевого покрова в жизни птиц, о питании птиц; воспитывать бережное отношение к птицам

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, иллюстрации птиц, макеты птиц

41/14

14.02

Звери

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Получат возможность научиться понимать  понятие «млекопитающие», познакомятся с главными отличительными  признаками млекопитающих, расширить знания о питании зверей, познакомятся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

 Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации животных, презентация, карточки – задания

42/15

18.02

Как животные защищаются

Получат возможность научиться описывать внешний вид, характерные особенности  представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности);  рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь

43/16

21.02

Домашние животные

Научатся называть отличительные признаки домашних животных, распределять животных по систематическим группам.

Познавательные: описывать на основе иллюстрации объекты живой природы; подводить под понятие (домашние животные) на основе выделения существенных признаков; использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника; устанавливать причинно-следственные связи; работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; применять установленные правила планирования способа решения.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание о домашнем животном.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, раб. тетрадь, рисунки домашних животных, схема «Домашние животные»; загадки о домашних животных.

44/17

25.02

Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир».

(девятое заседание клуба).

Научатся описывать (характеризовать) отдельных представителей животного и растительного мира уголка природы, выполнять приемы выращивания растений из черенка, листа, семени, луковицы.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,   Формы: фронтальная, работа в парах                     Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания, кроссворд,

Раздел 2 «Человек и общество» – 9 часов

45/1

28.02

экскурсия на животноводческую ферму

экскурсия

Научатся наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни животных на животноводческой ферме, рассказывать о профессиях людей, которые работают на ферме.

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги России для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, иллюстрации

46/2

04.03

Значение диких животных

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся называть признаки, отличающие домашних животных от диких, сравнивать характерные для животных способы питания, определять характер взаимоотношений человека и природы, называть представителей животного мира

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,   Формы: фронтальная, работа в парах                     Средства: учебник, иллюстрации диких животных, презентация, карточки – задания, кроссворд,

47/3

07.03

Человек в ответе не только за тех, кого приручил. Готовимся к школьной олимпиаде!

получат представление о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, о том, что нужно беречь природу, о значении Красной книги России; научатся осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

 Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

-осуществлять запись об окружающем мире;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь

48/4

49/5

11.03

14.03

Заповедники или заказники родного края.

заочная экскурсия

Научатся определять признаки зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,   Формы: фронтальная, работа в парах                     Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания, кроссворд,

50/6

18.03

Про тебя

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждени.

Получат возможность научиться объяснять понятия «живые существа», «живые организмы», понимать, чем человек отличается от других живых существ, осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Познавательные: использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Регулятивные: следовать установленным правилам планирования способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Методы: практический, наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником,

51/7

21.03

Что умеет человек?

Научатся различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий, классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.), решать учебные и практические задачи на правила безопасного обращения с предметами быта.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая                Средства: учебник, раб. тетрадь

52/8

01.04

Расти здоровым

Научатся понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдение режима дня, личной гигиены, правильного питания); получат возможность научиться осознанно выполнять режим дня.

Методы: моделирование, частично-поисковый, наблюдение,

Формы: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, иллюстрации, презентация, карточки – задания, настольная лампа, листы бумаги, карандаши.

53/9

04.04

Питание и здоровье

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение.

Получат возможность научиться соблюдать правила питания, объяснять понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», соблюдать культуру поведения за столом.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения задач.

 Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

-осуществлять запись об окружающем мире; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. 

Коммуникативные:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Методы: практический, наблюдение, словесный  

Формы: фронтальнаяиндивиду-альная

Средства: презентация, работа с учебником, рабочая тетрадь на печатной основе,

Раздел № 3: «Правила безопасного поведения» -2 часа

54/1

08.04

. От кого зависит твой режим дня? (десятое заседание

клуба).

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение.

Научатся: составлять и соблюдать режим дня, понимать его необходимость для человека, определять по часам время с точностью до часа как условие правильной организации режима труда и отдыха.

 

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения задач, осуществляют смысловое чтение; уточнят знания о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; закрепят основные правила гигиены; осуществляют сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников).

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, иллюстрации

55/2

11.04

Чистота – залог здоровья

Научатся демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальнаяиндивиду-альная                Средства: презентацияучебник, раб. тетрадь

Раздел № 2: «Человек и общество» -1 час

 

56/1

15.04

Берегись простуды!

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение.

Научатся: соблюдать правила закаливания, осознавать необходимость развития силы, ловкости и быстроты.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: следуют нормам здоровьесберегающего поведения; осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, полотенце; загадки о предметах личной гигиены; конверт с письмом, посылка.

Раздел № 3: «Правила безопасного поведения» -2 часа

57/1

18.04

Твоя безопасность на улице (одиннадцатое заседание

клуба).

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение..

Научатся различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице, применять знания о безопасном пребывании на улицах; получат возможность научиться анализировать дорогу от школы до дома, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения.

Познавательные: анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, раб. тетрадь

58/2

22.04

Твоя безопасность дома.

Научатся соблюдать правила безопасного поведения дома, в том числе правила обращения с электроприборами, газовыми установками, правила общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.

Познавательные :анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: реализовыватьв процессе парной работы правила совместной деятельности; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, рисунки с изображением знаков дорожного движения; цветные карандаши.

Раздел № 2: «Человек и общество» -10 часов

59/1

25.04

Имя посёлка.

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся различать понятия «город», «село», называть, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид, особенности строений, специфика городского и сельского труда, учреждения, общие для обоих, и др.).

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме; уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид, особенности строений, специфика городского и сельского труда, учреждения, общие для обоих, и др.); работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; слушать собеседника.

Личностные: осознают свою этническую принадлежность

Методы: игровой, наглядный, словесный  Формы: групповая, индивидуальная

Средства: презентация, работа с учебником, карта России

60/2

29.04

История Московского Кремля

заочная экскурсия

Научатся воспроизводить полное название страны, достопримечательности столицы России, называть символы государства.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, раб. тетрадь, посуда из гжельского фарфора, изделия других народных промыслов.

61/3

02.05

Экскурсия в город (двенадцатое выездное заседание

клуба).

экскурсия

Научатся соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города, осознают ответственность за свои поступки.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы: игровой, наглядный, словесный  Формы: групповая, индивидуальная Средства: презентация, работа с учебником, карта России

62/4

06.05

Урок — экскурсия по родному поселку

экскурсия

Научатся: соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города, осознают ответственность за свои поступки.

Познавательные: использовать общие приемы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; использовать модели для решения познавательной задачи; знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; строить рассуждения.

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; строить монологическое высказывание.

Личностные: демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе.

63/5

13.05

Общий дедушка

Получат возможность научиться называть своих ближайших родственников, рассказывать о семейных праздниках.

Личностные:

  Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю.

Познавательны:

Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Коммуникативные:

 вести диалог  в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Методы: наглядный ,словесный, игровой     Формы: коллективная, работа в парах               Средства:, учебник, рабочая тетрадь, презентация

64/6

16.05

Моя родословная.

проект

65/7

20.05

День Победы

Классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

принимать участие и знать важнейшее событие страны – День Победы;получат возможность научиться рассказывать об этом государственном празднике.

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, рисунки

66/8

23.05

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и труда

Научатся: принимать участие и знать важнейшее событие страны – День Победы; 

получат возможность научиться рассказывать об этом государственном празднике.

67/9

27.05

День Конституции России

Получат возможность научиться: называть государственный праздник – День Конституции России;

различать государственную символику РФ, символику городов России.

Личностные:

выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

-преобразовывать практическую задачу  в познавательную.

Познавательные:

осуществлять запись об окружающем мире;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Коммуникативные:

-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный

Формы: групповая, индивидуальная

Средства: учебник, иллюстрации

68/10

30.05

Заключительный урок

Экскурсия; классификация объектов, наблюдение,  сравнение, работа с источниками информации, выявление признаков, обсуждение, постановка опытов.

Научатся называть регион, где живут, родное город (село), осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае.

Познавательные: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), находить место изученных событий на ленте времени.

Регулятивные:определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: проявляют уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Методы: наблюдение, словесный, наглядный                                                                  Формы: фронтальная, индивидуальная                Средства: презентация, учебник, конституция РФ; плакаты с изображением государственных символов России, презентация

69-70

Резервный урок

Количество уроков в год – 70

Количество уроков  в неделю – 2

Практические работы – 10

Экскурсии – 10

Проект - 1

Учебно-методические пособия учебного предмета «Окружающий мир»

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий  мир. 2 класс: Учебник. в 2-х ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий  мир. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2 . М.:Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.:

Академкнига/Учебник.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1) натуральные живые пособия — комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых;  влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия — таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

7) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

8) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;

9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»2 класс  (Диск CD-ROM),

DVD   Природоведение. (выпуск 1,2)

DVD  Анатомия для детей.

CD – RV   Детская энциклопедия о животных

DVD  Уроки Тетушки Совы

Соответствует содержанию учебника.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

 Телевизор.

 Магнитофон.

 Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Принтер.

С диагональю не менее 72 см

Размер не менее 150×50 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...