Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Белова Елена Викторовна

Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы" для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravniny_i_gory_rossii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Равнины и горы России

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

– Почему в целом свете нет родней страны?

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Мы пройдем по стране, изучая е с востока на запад и с севера на юг. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

III. Работа над новой темой.

– У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

– Узнайте его.

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

– Конечно, это солнышко. Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

– Где встает солнышко?

– С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты.

– Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (на карте несколько цветов)

– Давайте разберемся в этой цветовой схеме. Посмотрите на стр.65 учебника. Что интересного увидели на этой диаграмме?

– Что находится ближе всего к уровню моря?

– Что находится выше?

– С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы к путешествию?

Полуостров Камчатка

– Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

– Что вы скажите о поверхности полуострова?

“Горы полуострова Камчатка”
“Ключевская Сопка”

– Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.

– Какую он имеет высоту?

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана – 4750м. А всего на полуострове 28 вулканов.

Продолжаем наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

Средне-Сибирское плоскогорье

– А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думайте?

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

– В целом cредне-cибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства.

– Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

Алтай и Саяны

– А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.

– Какая здесь земная поверхность?

“В горах Алтая”
“Саяны”

– Что вы можете сказать о высоте гор?

“Гора Белуха”

– На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

Западно-Сибирская равнина

– Продолжим наше путешествие.

– Где мы оказались?

– Что нам об этой равнине расскажет карта?

– Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол, и т.д.)

– проведем опыт. Я выливаю на поверхность стола воду. Что произошло? ( Вода растеклась по столу)

– Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

– Продолжим двигаться дальше за солнышком на запад.

Уральские горы

– Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора – НАРОДНАЯ (гора Народа), наиболее высокая горная вершина Приполярного и всего Урала. Высотой 1895 м.

“Гора Народная”
“Гора Народная”

– Что вы можете сказать об этих горах?

– Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная).

– Что это доказывает? ( Горы Алтая высокие, а Уральские горы – невысокие)

– Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

– Уральские горы называют “старые горы”, потому что форма их стала плосковершинной.

– На рисунке изображены старые горы.

– Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие)

“Уральские горы”
“Уральские горы”

Привал

– А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
В право, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.

– И опять нас дорога зовёт.

– Где остановились мы сейчас?

Восточно–Европейская равнина

– Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной.

– А сейчас держим путь на юго-запад в горы.

Кавказские горы

– Их называют Кавказскими горами.

“Кавказские горы”
“Гора Эльбрус”

– Самая высокая гора – Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

– Что вы можете сказать об этих горах?

“Гора Эльбрус”
“Кавказские горы”

– Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?

– Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

– Наше солнце закатилось за горизонт, мы с вами прошли огромный путь от восточных границ до западных.

IV. Закрепление.

Работа в рабочей тетради с.21 № 1, 2

V. Подведение итогов урока

– Какие названия гор и равнин вам запомнилось? Назовите их.

– На какой равнине расположен наш город?

Домашнее задание

Стр. 64-71. Прочитать текст учебника, найти на карте равнины и горы России.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе Тема: Равнины и горы России.

Пояснительная записка к уроку окружающий мир с презентацией по теме«Равнины и горы России». Тип урока: урок открытия нового знания.Форма урока: урок – путешествие....

Конспект урока: К.И.Чуковский «Федорино горе».

Цель: • продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; • познакомить с произведением “Федорино горе”; • познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие г...