Урок окружающего мира. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Прус Елена Анатольевна

Водные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okruzhayushchego_mira.zip59.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: «Водные богатства» (2 класс).

Цели:

Обучающие: организовать работу по изучению водоемов; познакомить с их многообразием; научить различать части реки;

Развивающие: содействовать развитию умения составлять рассказ по схеме реки; обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;

Воспитывающие: вовлечь учащихся в совместную учебную деятельность; прививать желание замечать и ценить красоту природы; воспитывать бережное отношение  к природным ресурсам; учить диалоговому общению в группе.

Проблема: Исчерпаемы ли водные богатства?

Предметные результаты:

Знания: узнают, что составляет водные богатства нашей страны.

Умения: научатся называть части реки.

Навыки: замечать и ценить красоту русской природы.

УУД.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться ее выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и то, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы; узнавать и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, пруд, озеро).

Коммуникативные : формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения, обращаться за помощью.

Личностные: готовность следовать нормам природоохранного поведения, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, воспринимают гражданскую идентичность в форме самосознания.

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой блок.
  1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Пока живешь, не ленись

 путешествуй и учись.

2) Мотивация. Блиц – опрос.

У. – Какую тему изучаем на уроках окружающего мира?

(Путешествия).

У. - Какими знаниями уже овладели?

(Горизонт, стороны горизонта, ориентирование, формы земной поверхности).

У. - Продолжите фразу:

Путешествия развивают… (ум). Гилберт Честертон ( Англ. мыслитель, писатель 20 в.)

Кто путешествует, тот познает. (карфагенская пословица).

У. – Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. Это вода.

(Показывается фотография Земли из космоса).

Есть одна планета -  сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

Стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

( модель) 2/3 на нашей планете занимает вода. Вода на Земле встречается повсюду. Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни.

У. - Сегодня мы отправимся в  путешествие, связанное с водой. А куда – вы сами отгадаете с помощью кроссворда.

1. Создано людьми для накопления и использования воды. (водохранилище)

2. Огромное пространство соленой воды. (океан)

3. Небольшой искусственный водоем. (пруд)

4. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (река)

5. Молодые березки свои перед ним поправляют прически.

И месяц , и звезды в нем отражаются,

Как это зеркало называется? (озеро)

6. Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется,

Потому что невкусна, и горька, и солона. (море)

( получается слово – водоемы).

У. – Кто догадался,  куда отправляемся?

Можно ли воду назвать богатством? Почему? Водоемы можно назвать богатством? Почему?

(Потому что содержат запасы воды).

3) Целеполагание.

У. – Как сформулируем тему урока?

(Водные богатства).

У. – Какие учебные задачи поставим?

Узнать: что составляет водные богатства;

Научиться: рассказывать по схеме о частях реки; замечать и ценить красоту родного края.

Как будем работать: в парах, группами?

У. – Где мы можем найти информацию, материал для урока?

( В учебнике с.82-83, рабочей тетради с.51)

  1. Исполнительский компонент.

У. – Прочитайте названия водоемов. На какие 2 группы их можно разделить?

Море, пруд, река, канал, водохранилище, море, озеро.

( На естественные и искусственные).

У. – Составим кластер.

                                                                                                                                                             

У. – Каких знаний у нас недостаточно? Какие водоемы знаете, какие не знаете?

(Искусственные).

У. -  Познакомимся с искусственными водоемами по учебнику на с. 82. Разберитесь с деформированным текстом. Работаем в парах.

У. – Начинаем наше путешествие. Какие естественные водоемы назвали? Какой из них самый огромный?

(Это океаны. Их на планете 4 – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый).

У. – Кто из вас бывал на море? На каком? Какие моря вы знаете?

(Географы различают от 54 до 93 морей. Берега России омывают 12 морей. Море – это фантастический мир красоты и многообразия его обитателей).

У. – Рассмотрите на карте реки нашей страны. Как они изображаются?

(Тоненькими синими ниточками).

У. – Назовите, какие реки России знаете.

Как вы думаете, почему реки текут?

(Поверхность Земли неровная, и реки текут из более высокого места в низкое).

У. – Какое течение может быть у рек? (Быстрое и медленное).

У. – Почему так думаете? (Есть горные и равнинные реки).

У. – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха приготовили для вас задания. У каждой реки выделяют некоторые части. Муравей вопросик никогда не слышал слов исток, устье, русло. Он хочет узнать, что это такое. Научите Муравья.

(Изучаем учебник на с. 83 в парах, стараемся запомнить части реки: исток, русло, устье, правый берег, левый берег, притоки.  В рабочей тетради на с.51 выполняем задание 2).

У. –Работаем со схемой реки. Проверка по слайду.

У. – Проблема! Как научиться определять правый и левый берег?

(Надо встать от истока к устью по течению реки, слева – левый берег, справа – правый берег).

Физминутка.

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернулись мы, и вот стало все наоборот.

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река,

Неужели стала правой

Моя левая рука?

У. – Летом Сережа и Надя вместе с папой побывали за городом. Они обследовали речки Незнанку и Осётрик и озеро Круглое. Ребята составили такую схему.

D:\МАМА\ШКОЛА\окр мир\фото для урока\схема реки черно-бел2.jpg

Нарисуйте на схемах стрелки, показав с их помощью течение рек Незнанки и Осётрик. В кружках пишите цифры, расположив их так:

  1. Исток реки Незнанки.
  2. Правый берег реки Незнанки.
  3. Левый берег реки Незнанки.
  4. Устье реки Незнанки.
  5. Исток реки Осётрик.
  6. Устье реки Осетрик.

(Работа в парах, проверка по эталону).

У. – Закончите предложения:

Река Незнанка впадает в… (озеро Круглое).

Река Осётрик впадает в … (речку Незнанку).

 Притоком является … (река Осётрик).

У. – Какие водоемы посетили? На каких еще предстоит побывать? Давайте разобьемся на группы.

1 группа – приготовит рассказ о реках Республики Коми.

2 группа – о водохранилищах.

З группа – об озерах.

(На изучение вопроса – 5 минут, далее выступление ребят. Выступление сопровождается показом слайдов).

У. – Как выдумаете, исчерпаемы ли водные богатства?

К сожалению, водные ресурсы исчерпаемы, несмотря на круговорот воды, поскольку вода в реках загрязняется промышленными и бытовыми отходами и становится непригодной к использованию).

У. – Как мы можем помочь в охране природы?

(Ежегодно проводится экологическая акция «Речная лента» по уборке берегов реки Печоры от мусора, в которой участвуют и взрослые, и дети).

У. – Вот  подошло к концу наше путешествие.

IV. Контрольно – оценочный компонент.

У. – Какие задачи удалось решить? (возврат к целеполаганию).

Какие новые знания получили? Какой этап самый интересный? Самый сложный?

Остались ли у вас вопросы?

Оцените свое самочувствие на уроке.

Домашнее задание.

  1. Из каких частей состоит река? Что составляет водные богатства?
  2. Провести опрос «Как мы охраняем водоемы нашего города». Составить анкету из 5 вопросов. Оформить результаты в таблице. Сделать вывод из 3-5 предложений.

Приложение.

1 группа – Реки республики Коми.

Река – это постоянный водоток.

Наша республика богата реками. Общая длина рек составляет более 84 тысяч километров, что в 2 раза превышает длину экватора. Большинство рек имеют равнинный характер течения. К равнинным рекам относятся – Вычегда, Сысола,  Луза, Летка, Вашка,  Печора, её среднее и нижнее течение. Горный и полугорный  характер течения имеют притоки реки Печоры – Уса, Щугор, Илыч. Почти все реки текут на север и впадают в Северный Ледовитый океан.

2 группа – водохранилища Республики Коми.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось …(водохранилище).

Водохранилище Печорской ГРЭС, которое находится в нашем городе, - самый большой искусственный водоем на территории Республики Коми. Для водохранилища выбрано естественное углубление на рельефе местности, которое было заполнено водой с реки Печоры. Подпитка водохранилища осуществляется насосной станцией с реки. Раньше здесь существовало большое рыбосадковое хозяйство, где разводили карпов и бестеров (помесь белуги со стерлядью).

В Койгородском районе восстановлено Кажимское водохранилище, созданное еще в 18 веке для чугунно- литейного завода.

3 группа – озера.

Озеро – это водоём со стоячей водой.

Самое глубокое озеро России – Байкал с его уникальной фауной. Самое большое озеро в мире – Каспийское.

В Республике Коми озер много. Но все они мелкие и занимают незначительную площадь. Самые большие озера: Ямозеро, Донты и  Синдорское. Данные озера имеют небольшую глубину, меньше 3 метров. На Урале встречаются горные озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...