Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Скурляева Зинаида Владимировна

Предлагаю вашему вниманию Рабочую  программу  экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_tropinka.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                        Елизаветопольская ООШ –

                    филиал МОУ Южно-Степная СОШ

         

          Рассмотрено:        Согласовано:          Утверждаю:

                                                                       Директор школы:

                         

             Экологическое объединение

         

                 Образовательная программа

           для обучающихся 2-4 классов

                    Срок обучения 1 год

 

      Руководитель объединения: Скурляева З.В.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Дополнительное образование по окружающему миру «Тропинка» осуществляется на основе необходимости охраны живой и неживой природы в условиях технического прогресса; взаимосвязи организмов к совместному существованию в определенных природных сообществах:

          Изучение материала основывается на знаниях материала по окружающему миру. Она призвана прививать умения правильного поведения и труда в природе.

Цель: Способствовать становлению экологически грамотной позиции

            младших школьников. 

Задачи курса:

  1. развивать начальные представления учащихся об экологии растений, животных, о природных сообществах на этой основе;
  2. воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
  3. содействовать нравственному и трудовому воспитанию школьников;
  4. формировать их научное мировоззрение;
  5. расширять кругозор учащихся.

           При проведении курса имеется широкая возможность использовать уже накопленные знания об окружающем мире, пополнять и углублять их, используя межпредметные связи (ИЗО, трудовое обучение).

           Особое внимание следует уделить вопросам охраны видов растений, животных и всей природы в целом. Воздействие человека на природу и роль его в деле ее охраны дополнительно раскрываются в разделе «Красная книга России».

Сроки реализации программы.

       Программа рассчитана на один год обучения. Объем программы

 34 часа (по 1 часу в неделю).

Участники программы.

      Программа рассчитана на детей 7-10 лет и срок реализации данной программы 34 часа (1 раз в неделю с сентября по май).

           Данная программа включает в себя следующие разделы:

  1. « Хочешь увидеть – стань невидим» - 2ч.
  2. «Записная книжка»       - 1ч.
  3. «Охрана природы»         -8ч.
  4. «Красная книга»              - 8ч.
  5. «Растения открытого грунта» -6ч.
  6.  «Растения и животные вокруг нас»  - 6ч.
  7. «Мир аквариума»                                  -3ч.

          В работе курса используются следующие формы: таблицы, диафильмы, экскурсии, картинки, наблюдения, утренники, сценки, доклады, конкурсы, практические работы.

Учащиеся должны знать:

  • роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и о рациональном использовании растений;
  • названия природных сообществ и их отличительные особенности, растительный и животный мир сообществ;
  • взаимосвязь растений живой и неживой природы, приспособленность растений к совместному обитанию.

Учащиеся должны меть:

  • распознавать растения, животных, насекомых по гербариям, коллекциям, рисункам;
  • проводить рыхление, полив, окучивание цветов;
  • проводить наблюдения в природе, оформлять результаты наблюдений;
  • ухаживать за рыбами, растениями;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • ориентироваться в научно-популярной литературе, рисунках, схемах.

       

                                    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Разделы

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Всего

1

2

3

4

5

6

7

«Хочешь увидеть – стань невидим»

Записная книжка

Охрана природы

«Красная книга»

«Растения открытого грунта»

«Растения и животные вокруг нас»

«Мир аквариума»

1

4

4

3

3

1

1

1

4

4

3

3

2

2

1

8

8

6

6

3

                                                                                 16                   18                34

                                     Содержание программы.

п/п

Содержание

дополнительного

образования

Всего

часов

теория

практика

Форма занятия

Приемы и методы

Хочешь увидеть-стань невидим

2

1

1

Беседы, инструктаж, наблюдения, экскурсии

Индивидуальн.

и группов.

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Практика

2

«Шапка – невидимка»

«Что там под шапкой»

Конкурсы

3

«В лес по загадки»

Экскурсия, наблюдение

4

Конкурс загадок составленных детьми

конкурс

Самостоятельное составление загадок

5

«Осенний букет»

КТД

Репетиции

6

Утренник «Осенины»

Групповая и творческая работа.

7

Записная книжка

Зачем нужна записная книжка?

1

беседа

Наблюдения, сравнения

8

Охрана природы.

«Имена птиц»

«Птичьи прически»

8

1

1

Просмотр фотографий птиц

Оформление альбома

9

«Птицы Южного Урала»

1

1

Знакомство с картинками птиц

Групповая работа.

10

Гости подводной поляны

1

1

Работа с научной литературой

11

Мир домашних цветов.

1

1

Рассматривание цветов в классной комнате

Уход за цветами. Составление этикеток

12

Мир насекомых

1

1

Работа с коллекцией

13

Мир стрекоз

1

1

Беседа. Работа с коллекцией.

Подбор картинок.

14

Мир жуков

1

1

Рассматривание муляжей, таблиц.

15

Мир грибов

1

1

Подбор или раскрашивание рисунков.

16

Красная книга.

Редкие рыбы Южного Урала

1

1

Рассматривание картинок

Работа с энциклопедией

17

Охраняемые растения Южного Урала

1

1

Работа с плакатами с гербариями

Составление справки о растениях.

18

Охрана животных Южного Урала

2

1

1

Рассматривание и запоминание

Игра «Угадай-ка»

19

Природоохранные плакаты

1

1

КТД Создание плаката

Индивид. И групповая работа.

20

Заповедники России

1

1

Работа с картой «Заповедники России»

Выпуск книги «Заповедник»

21

«Нечеловеческие шаги»

1

1

Рассматривание фотографий. Беседа.

22

 Утренник « Птицы нашего леса»

1

1

Творческая работа

23

Растения открытого грунта

6

3

3

Обсуждение подобранного материала

Оформление цветочной клумбы.

24

А) тагетис

Б) бархатцы

В )аквилегия

Г) мальва и т.д.

25

Растения и животные вокруг нас.

6

3

3

Работа со справочным материалом

Оформление альбома

Кустарники

Деревья

Животные

Птицы

26

Мир аквариума

3

1

2

Работа с печатным материалам

Гуппи

Неоны

Барбусы

                                      Общее количество часов.

п/п

Содержание дополнитель

      ного образования

Всего

часов

теория

практика

Форма

занятия

Приемы

     и методы

34

16

18

разнообразная

индивидуальная

фронтальная

групповая

Разнообразные.

                                                   Литература.

  1. Познай свой край. «Челябинская область» Краткий справочник. «Абрис» 2006г.
  2. Энциклопедии «Мир животных» тома.
  3. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Что меня окружает» Москва 2005г.
  4. «Школьный атлас – определитель высших растений» В.С. Новиков, И.А. Губанов. Москва, Просвещение 1985г.
  5. В.В. Петров «Растительный мир нашей родины», Москва, Просвещение

1991г.

  1. «Игровые задания по естествознанию в начальной школе» Н.А. Евстифеева «Взгляд» 2002г.
  2. Подборка журналов «Юный натуралист»
  3. В.Бианки «Лесная газета» 1986г.

               

               Материально-техническое обеспечение

  1. Гербарий растений
  2. Рисунки животных, растений, насекомых
  3. Аквариум
  4. Цифровой  фотоаппарат
  5. Ноутбук
  6. Картон, цветная бумага, краски, фломастеры
  7. Энциклопедии
  8. Красная книга
  9. Карта Челябинской области

10.Инвентарь для ухаживания за растениями: лейка, грабли, рыхлитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка "Родничок"

При построении  программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...

Рабочая программа экологического кружка

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Почемучка» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа экологического клуба "Земля - мой дом"

Рабочая программа внеурочной деятельности: кружок по экологии для начальной школы. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственн...

Рабочая программа экологического кружка "Почемучки" для учащихся 1 класса

Содержание программы интегрирует в себе курсы: "Окружающий мир" Р.Г. Чуракова, УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа «Экологическая тропа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)«Экологическая тропа»...

Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс

Цели программы:1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.2.Фо...