Проект "Ты и твоя семья"
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Комиссарова Ольга Анатольевна

На первом родительском собрании я знакомлю с традициями, сложившимися в воспитательной работе в предыдущих выпусках. Дети вместе с родителями готовят презентацию «Моя семья» в свободной форме. Презентации в формате А3 дети приносят после осенних каникул и вывешивают в классе. В образовательной системе "Школа 2100" в курсе "Окружающего мира" есть тема "Ты и твоя семья". На этом уроке мы подводим итоги этого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект урока44.34 КБ
Файл Презентация2.97 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Проект урока «Ты и твоя семья» (окружающий мир)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района

Комиссарова Ольга Анатольевна

Квалификационная категория высшая

Нижний Новгород

2014

  1. Общие сведения о проекте.

Окружающий мир

1 класс

Образовательная система «Школа 2100»

А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан

Раздел «Твоя семья и твои друзья» (7 часов) Тема урока «Ты и твоя семья» урок № 1

Деятельность учащихся (ролевые театральные игры; работа с учебником, тетрадью с печатной основой, ИКТ; парно-групповая работа; индивидуальная работа по карточкам.

  1. Диагностический блок.

Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий

Познавательные УУД

Диагностика «Проба на определение количества слов в предложении»

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.

Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.

Уровни оценивания:

  1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные – предметы.
  2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
  3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлоги, или союзы) или полностью верный ответ.

Результаты входной работы мы отразили в таблице.

Распределение учащихся по уровням ориентации на речевую деятельность

Уровень оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Количество

учащихся(в %)

12%

58%

30%

Коммуникативные УУД

Диагностика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

  • Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
  • Покажи мне мою правую руку. Левую. Покажи мне мою правую ногу. Левую.
  • Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
  • На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
  • Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке моне6та, а влевой руке карандаш. Монета в левой или правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех заданиях.
  2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-ом и 3-ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
  3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

Распределение учащихся по уровням сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Уровень оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Количество

учащихся(в %)

26%

50%

24%

Диагностика «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково.

Критерии оценивания:

  • Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • Умение детей договариваться, приходить к общему решению;
  • Взаимоконтроль по ходу выполнения деятельности;
  • Взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают отличия или вообще нет сходства.
  2. Средний уровень: сходство частичное – совпадают отдельные признаки.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают и приходят к общему решению.

Распределение учащихся по уровням сформированности согласованных действий

Уровень оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Количество

учащихся(в %)

16%

50%

34%

Социальный паспорт класса

Всего семей

Полные семьи

Неполные семьи

24

21 семья         87,5 5 %

3 семьи              12,5 %

  1. Тема урока

«Ты и твоя семья»

Цели урока

  • Научить правильно понимать значение семьи в жизни каждого человека;
  • Закрепить положительное отношение ко всем членам семьи;
  • Помочь увидеть новые нюансы семейных отношений;

Задачи урока

  • Развитие познавательных логических УУД анализа, классификации, обобщения, установления аналогий;
  • Развитие познавательных информационных УУД (извлечение информации, представление информации в виде схемы, плана, алгоритма)
  • Развитие коммуникативных УУД в процессе совместной работы в паре, разыгрывания ситуаций из жизни;
  • Развитие регулятивных УУД определения цели урока, оценивания своих действий в соответствии с поставленными задачами;
  1. Оборудование урока

На первом родительском собрании учитель знакомит с традициями, сложившимися в воспитательной работе в предыдущих выпусках. Дети вместе с родителями готовят презентацию «Моя семья» в свободной форме. Презентации в формате А3 дети приносят после осенних каникул и вывешивают в классе.

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

  1. План урока с хронометражем
  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин)

Организационный момент

Проверка домашнего задания  по теме «Чему могут научить учителя, родители и книги»?

  1. Совместное открытие знаний (12 мин)

Знакомство с семьей одноклассников слайд №1

Рассказ о члене семьи по плану на доске слайд №2

Знакомство с более широким понятием «семья» слайды №3,4,5

Обязанности членов семьи учебник стр. 66

Работа в парах в рабочих тетрадях стр. 28 задание №2

  1. Физкультминутка (3 мин) слайды №7-13
  2. Применение нового знания (12 мин)

Работа в рабочих тетрадях стр. 29 задание №3

Фронтальная беседа. Обобщение слайд №6; Знакомство с выводом учебник стр. 66

Работа в парах «Собери пословицы» слайд № 14

Разыгрывание ситуаций из жизни слайды № 15,16,17

  1. Итог урока слайд №18 (3 мин)
  2. Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 30 «Семейный альбом» (2 мин)

  1. Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

  1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Посмотрите на стенд, что изображено на ваших презентациях с фотографиями?

Как вы понимаете слово «семья»?

Учитель записывает слово Семья на доске

– О какой роли родителей в жизни ребёнка мы уже говорили на прошлом уроке?

– Как вы думаете, чему ещё могут научить взрослые?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Что мы узнаем сегодня на уроке?

Учитель подбирает наиболее точную и полную формулировку и схематично записывает её на доске.

На доске:

  • Семья?
  • Кто?
  • Обязанности?
  • Счастливая семья?

(Наши семьи.)

Дети в течение недели знакомились с презентациями друг друга

Предположения детей

Мама и папа, близкие родственники, бабушки и дедушки

Родители научили детей ходить, говорить, ухаживать за собой;

Могут помочь в учебе; у родителей богатый жизненный опыт

Дети высказывают предположения

Познавательные УУД

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Регулятивные УУД

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

Познавательные УУД

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

  1. Совместное открытие знаний

– Расскажите (по желанию) о членах своей семьи по плану. Слайд № 2

В классе 3 детей из неполных семей. Задача урока – показать семью и взаимоотношения в семье, не делая акцент на отсутствие того или иного члена семьи

1) Назвать члена семьи.

2) Имя и Отчество

3) Чем занимается.

4) Что умеет делать

5) Любимое занятие

Как мама называет папу?

 Как папа называет маму?

– Как ты ласково называешь маму?

 – Кто может составлять семью? Слайды № 3-5

Каждый член семьи имеет свои обязанности. Давайте попробуем разобраться, кому в вашей семье подходят эти действия.

Готовит обед.

Хвалит за хорошую отметку.

Любит смотреть телевизор.

Чинит сломанные вещи.

Помогает чинить сломанные вещи.

Убирает в комнате.

Гуляет с собакой.

Стирает бельё.

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 66. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Лены и Миши. Расскажите, чем были заняты взрослые и дети.

– Как же родители и дети могут помогать друг другу?

– А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

Работа в парах: читающий и не читающий ученики.

Работа в рабочей тетради.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 28, задание № 2. Подчеркните, что нужно делать, чтобы ваша семья жила счастливо.

Проверка.

– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули.

– Какие предложения не подчеркнули? Почему?

– Какой вывод можете сделать?

– Прочитайте его на с. 66. Совпали наш вывод и вывод учебника?

Мама и папа

Дети; бабушки и дедушки; двоюродные братья и сестры

Дети делают вывод, что семья — это группа близких родственников, живущих вместе.

Мама

Бабушка

Папа

Дедушка

Сын

Мама

Дети

Мама

У взрослых в семье свои обязанности, а дети им помогают в домашних делах. Лена помогает маме, а Миша помогает папе.

Дети дополняют первоначальные выводы:

семья — это группа близких родственников, живущих вместе, у которых в семье есть свои обязанности, и они все делают сообща.

Семья будет жить счастливо, если в ней все будут помогать друг другу.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии выделенного плана

Познавательные УУД

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные УУД

Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Познавательные УУД

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Личностные УУД

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

  1. Физкультминутка

А сейчас, ребята, давайте отдохнем с пользой слайды 7-13

«Поможем маме помыть посуду»

«Подметем пол в комнате»

«Можем воспользоваться пылесосом»

«Вымоем окно на кухне»

«С папой напилим дров»

«Бабушке поможем на даче»

Вместе работать веселей! Мы молодцы!

Дети повторяют соответствующие движения под музыку

  1. Применение нового знания

Работа в рабочей тетради.  

Задание № 3 в рабочей тетради. Распредели домашнюю работу между членами семьи так, чтобы успеть всё сделать и попасть в кино.

– Чьи портреты мы видим?

– Прочитайте, какие дела нужно сделать?

– Соедините стрелками «работу» и члена семьи, которому предлагаете её сделать.

Проверка.

Фронтальная беседа

Что нужно делать, чтобы мама чаще улыбалась и не уставала?

– Как вы помогаете своим родителям?

– Почему нужно любить друг друга в семье?

– Как выразить свою любовь к родителям?

– Как вести себя, если провинился?

Слайд 6

«Собери пословицы»

Работа в парах

Детям предлагают найти продолжение пословицы

На каждом столе листочки с

Частями пословиц

Объясните значение слова лад

Работа в группах

Разыгрывание ситуаций из жизни по рядам

 Слайды 15-17

1) Воскресный день в семье.

2) День рождения в семье.

3) Если кто-то заболел.

Учитель знакомит детей с праздником, который отмечают 8 июля

День семьи, любви и верности

Мамы, папы, бабушки, дедушки и ребят

Лена и Миша могут выгулять собак

Мама приготовит ужин

Бабушка помоет посуду, а Лена может им помочь

Папа или дедушка починят дверной замок, а Миша им поможет. Тогда они точно все успеют и попадут в кино.

Не огорчать, хорошо себя вести и учиться, помогать по дому

Убираю в своей комнате

Выношу мусор

Хожу за хлебом и молоком

Чтобы жить счастливо

Попросить прощения и больше так не делать

Дети называют качества жизни в счастливой семье

Любовь

Уважение

Доверие

Помощь друг другу

Дружба

Совместные дела и отдых

Вся семья вместе, так и душа на месте

Коли в семье лад, так и

 не нужен клад

В семье любовь да совет, так и нужды нет

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

 Дети в группе договариваются, какого члена семьи они будут играть. Придумывают и разыгрывают ситуацию из жизни счастливой семьи.

Личностные УУД

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

формируем умение определять цель деятельности

на уроке

Личностные УУД

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение совместно договариваться

Личностные УУД

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Регулятивные УУД

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) воспитание здорового образа жизни;

4) экологическое воспитание;

5) эстетическое воспитание

  1. Домашнее задание

Рабочая тетрадь, с. 30, № 1.

Я хочу предложить задание, которое вы сможете сделать только вместе с родителями.

Учитель объясняет детям, как выполнить задание «Семейный альбом».

  1. Итог урока

Что же нужно делать, чтобы ваша семья жила счастливо?

– Что узнали нового на уроке?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Самоанализ урока

№ п/п

Порядковый № в схеме

Параметр оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

2

2

Реализация компетентностного подхода

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

4

4

Развивающая направленность заданий

5

6

Логика построения урока

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

8

9

Характер используемой наглядности

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

13

15

Формирование познавательных УУД

14

16

Формирование регулятивных УУД

15

17

Формирование коммуникативных УУД

Всего баллов

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

2

Качество диагностического блока проекта

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

4

Соблюдение требований к плану урока

5

Качество теоретического обоснования

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Ты и твоя семья» Комиссарова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №19

Слайд 2

Расскажи о члене своей семьи Назвать члена семьи Имя и Отчество Чем занимается Что умеет делать Любимое занятие

Слайд 3

Кто может составлять семью?

Слайд 4

Кто может составлять семью?

Слайд 5

Кто может составлять семью?

Слайд 6

Жизнь в счастливой семье Любовь Уважение Взаимопонимание Помощь друг другу Совместные дела и отдых Доверие

Слайд 7

Вместе с мамой помоем посуду

Слайд 8

Подметем пол в комнате

Слайд 9

Можем пользоваться пылесосом

Слайд 10

Поможем маме помыть окно

Слайд 11

С папой напилим дров

Слайд 12

Бабушке поможем в саду

Слайд 13

Вместе работать веселей

Слайд 14

Собери пословицы Вся семья вместе, так и душа на месте Коли в семье лад, так и не надобен клад В семье любовь да совет, так и нужды нет Кто родителей почитает, тот вовек не погибает В тесноте, да не в обиде Когда нет семьи, так и дома нет

Слайд 15

Воскресный день в семье

Слайд 16

День рождения в семье

Слайд 17

Если кто-то заболел в семье

Слайд 18

8 июля - День семьи, любви и верности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ты и твоя семья

Методическая разработка для урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Моя семья"...

Урок в 1 классе по Окружающему миру "Ты и твоя семья"

Тема: Ты и твоя семья.Вид урока: урок введения новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.Задачи:Образовательные:-уто...

Ты и твоя семья Окружающий мир

Школа 2100 план конспект урока для 1 класса....

урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Твоя семья" УМК "Гармония"

Материал представляет собой разработку урока и презентацию по теме "Твоя семья"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе "Ты и твоя семья"

Тема урока: Ты и твоя семья.Вид урока: урок введения новых знаний.Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.Задачи:Обра...