Урок окружающего мира " Ландшафт"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кнутарева Татьяна Владимировна

Разработка урока окуружайщий мир "Ландшафт" по системе Л.В. Занкова во 2-ом классе. В ходе урока дети выступают с заранее подготовленным материалом, Работают с кроссвордом,создают проект, в котором рельеф становится ландшафтом. В конце урока вывод в виде кластера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx25.96 КБ
Office presentation icon landshaft.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема: Рельеф Земли. Ландшафт.

Цель: создать условия для формирования знаний  на уровне:

  • понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);  
  • представлений (моделирование рельефа и ландшафта);
  • причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).  

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения работать с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу.  

Развивающие: содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к окружающему нас миру, бережное отношение к нему.  

Планируемые результаты: 

Предметные результаты 

Метапредметные результаты  и деятельность учащихся 

Узнают особенности рельефа и ландшафта Земли

 Научатся находить горы и равнины на карте.

 

Познавательные УУД:  

Научатся - пользоваться знаками, моделями, схемами, приведенной в учебной литературе; строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста. Коммуникативные УУД:  

Научаться – формулировать собственное мнение и позицию;  воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:  

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами. 

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Термины и понятия: рельеф, ландшафт, горы, равнины.

Оборудование для учителя:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1 – 2 классы. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для второго класса. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 2 класса.

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, физические карты мира, России, моделей холма, карточки-задания, иллюстрации с изображением животных и растений; таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.  

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

  1. Оргмомент

Психологический настрой:

Поговорим? – О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? –Поговорим!

Нам будет интересно!

  1. Актуализация опорных знаний.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
                                                  (Планета Земля)

 

-Чем отличается Земля от других планет? (ответы детей)

( Вова  Коротаев: Главное отличие - наличие больших масс ЖИДКОЙ воды водоёмы. Это главное условие возникновения жизни на планете. По крайней мере, на современном понимании проблемы возникновения жизни.
Магнитное поле, слов нет, вещь полезная, но для Земли оно полезно лишь постольку, поскольку атмосфера недостаточно плотная. На Венере магнитного поля нет, но из-за плотной атмосферы редкая частица долетит до поверхности Венеры...).

- Как красива наша Земля! Какие удивительные места есть на нашей планете. И с ними мы ещё познакомимся, а сегодня мы будем готовиться к путешествию по нашей планете.

- Подскажите мне, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету?     (глобус и карта) 

-Что такое глобус? (модель Земли) 

- Макар, проведи рукой по глобусу, а ты Даша по карте. Какая у них поверхность?      (ровная, гладкая)

- И на глобусе, и на карте можно увидеть поверхность земли, которая не является повсеместно ровной.    

- Почему на карте встречаются участки разного цвета?                     

(Саша Килюшина: На физической карте суша обозначена зелёным, коричневым цветом. Зелёный и жёлтый - это равнины; коричневый - это горы, чем выше горы, тем темнее их цвет; голубой и синий - это океаны, моря, чем глубже океан, тем темнее синий цвет.)

 

- А если мы мысленно проведем по поверхности Земли. Поверхность такая же будет? (Нет. Поверхность будет неровная, потому что на пути будут встречаться горы, впадины, ровные места).   МАКЕТЫ!!! НА СТОЛЕ У ДВЕРИ

- Что изображают эти макеты? (неровности земли – рельеф)

Проверка д/з.

- Какие главные формы рельефа вы знаете? (ответы детей)

РАВНИНА:

                     О чём идёт речь?

                  В  телеге еду по холмам

                  Порой для глаза нет границ,

                  И все поля по сторонам,

                  А над полями стаи птиц,

                  Я еду день, я еду два,

                  И все поля, поля, поля…”

Равнины - это большие пространства, которые могут быть покрыты лесом, травами или песком. Всё это равнины.  (картинки ЛЕС, ЛУГ, ПУСТЫНЯ )

Равнины занимают больше половины поверхности суши. На равнинах живёт основная часть населения Земли.                              

Самые большие равнины - это Западно-Сибирская равнина и Восточно-Европейская равнина.  

ГОРЫ:

              Вся в вершинах эта местность,

              Для людей неробких.

              Здесь туристам интересно

              Вверх идти по тропке. (Горы)

Горы - это высоко приподнятые участки земной   поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты    - Есть что добавить?

Горы бывают молодые и старые. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые,  а  у старых гор - покатые и склоны пологие.  

 

ВУЛКАНЫ:

Учитель: Представьте, что ладонь - это поверхность земли.

Накройте её платком -это земная кора- и пошевелите пальцами. Что вы видите? (земная поверхность находится в движении).

  • Почему это происходит?
  • Чтобы ответить на этот вопрос вспомните строение Земли.  

Что располагается в центре Земли?  

Чем покрыто ядро снаружи?

Что находится сверху? (Ответы - ядро, мантия, кора).                    

В мантии происходят постоянные процессы движения, иногда расширения от нагрева, так как она состоит из расплавленных металлов - магмы.

 Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера ей очень нужен. Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный вулкан.      

                 

Вулканы - особые по форме и составу пород горы.  

В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы - землетрясения. В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды, происходит смещение одних участков земной коры относительно других. Так может изменяться рельеф земной поверхности.

Все это находится на суше, а каков рельеф дна мирового океана?

Конечно, исследовать дно океанов сложно. Но существуют специальные батискафы для исследования рельефа под водой. Они позволили увидеть, что и там существуют  равнины, горы и впадины.  

Перед вами карточки. Если вы согласны с утверждением, ставите «+», если не согласны «-». Если вы успешно справитесь с заданием, то узнаете новое слово -  цель  нашего урока. Готовы? Приступайте (дети самостоятельно заполняют листочки).

1.

Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс – экватор.

+

2.

У Земли два полюса: северный и южный.

+

3.

Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. 

+

4.

Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. 

+

5.

Земную ось можно потрогать рукой.

+

6.

Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти.

+

7.

К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это Северный и Южный тропики.

+

8.

Рельеф –это все неровности суши, дна морей и океанов.

+

– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось. ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ

В карточке есть пустая строчка. Зачем она? Сюда вы впишите сейчас цель урока, которую каждый из вас ставит для себя. (про ландшафт)

ИТАК, какую цель вы для себя поставили?

  1. Моделирование рельефа на пенопласте.

Пластилин, пенопласт, картинки (флора и фауна)

Творческая работа детей с музыкальным сопровождением

– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.

Возьмите подложку (пенопласт) и не забывайте о технике безопасности.

– Опишите поверхность модели.

– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?

– Почему вы решили, что это рельеф?

– Зачем нам, как будущим путешественникам важно его знать?

(Мы должны знать, по какой местности нам идти.)

Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте (ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ каждой группе)

  1. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт

Проблемная ситуация.

- Ребята, а давайте обратим внимание еще раз на ваши РЕЛЬЕФЫ. Хотели бы вы жить на таком участке земли?

- Они  какие-то безжизненные?

- Что мы можем сделать, чтобы их оживить?

- На столах конверты с изображением разных растений и животных.

Заселите ими свой макет (продолжение работы в группах).

- Выйдите и покажите, что у вас получилось.

- Давайте, соединим ваши макеты.

У вас сейчас получился вид местности. Что же образует вид местности?   (Рельеф, вода, растения и животные, человек).

Работа с учебником:

-А вот как называется этот вид местности, мы узнаем из учебника на странице 88.

Так что же такое ландшафт?

!!! - Если на равнинном рельефе раскинутся поля, леса и озёра, в горном рельефе по ущелью течёт река с водопадом, все склоны покрыты растительностью, то рельеф уже становится ЛАНДШАФТОМ ( показ слайда)

Работа с дифференцированными заданиями:

Сильные учащиеся – создают кластер.

Остальные – работают с печатными заданиями.

Рефлексия.

- Наша подготовка к путешествию завершилась.

- А сейчас давайте вернёмся к карточке, на которой вы записали цель для себя. Прочитайте. Расскажите, вы достигли своей цели? Ставим +, Если есть сомнения V.

- Готовы ли вы к путешествию? На столах лежат смайлики.  Если вы хорошо знаете, что такое рельеф и ландшафт, то прикрепите их на вершине горы, если для вас осталось что то непонятным -  прикрепите на склоне горы, если вы не готовы к путешествию – прикрепите у подножья горы.

Домашнее задание

рабочая тетрадь страница 19, №43.

И еще я предлагаю вам подумать над одним вопросом. Меняется ли рельеф и ландшафт земли? И от чего это зависит? С ответа на этот вопрос мы начнем следующий урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе по ОС «Л.В. Занкова" по теме "Рельеф. Ландшафт."

Тема «Рельеф. Ландшафт.»Цели:Содержательная (предметные результаты):- формировать представление о рельефе и ландшафте ЗемлиДеятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать новые способы дей...

Урок окружающего мира во 2 классе "Ландшафт"

Разработка урока окружающего мира во2 классе системы Занкова (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...