Окружающий мир. 4 класс. Прошлое и настоящее глазами эколога. Учитель начальных классов Красник С.А.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Задачи урока: рассмотреть и понять мысль - человек-часть природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okr_mir.zip263.46 КБ

Предварительный просмотр:

Красник С.А.

учитель начальных классов,

ГБОУ НШ-ДС № 624, СПб

Окружающий мир

Тема урока: Прошлое и настоящее глазами эколога (4 класс)

Цели урока:

  1. Рассмотреть и понять мысль: человек – часть природы.
  2. Обсудить экологические проблемы: загрязнение океана, уничтожение тропических лесов, как избавиться от мусора.
  3. Познакомить с организациями, занимающимися охраной окружающей среды.
  4. Учить взаимодействовать  в паре, группе, договариваться, приходить к общему мнению, активизировать поисковую деятельность.

Оборудование: Презентация  PowerPoint

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания.

Слайд 1.

Вспомним тему, которую изучали на последних уроках. (Мир глазами историка)

Проверим домашнее задание с помощью кроссворда. (Работа в парах)

  1. Древние записи, которые велись год за годом. (летопись)
  2. Первый в России музей. (Кунсткамера)
  3. На площади Искусств находится … А.С.Пушкину. (памятник)
  4. «История, вооруженная лопатой». (археология)
  5. История одного человека. (биография)
  6. Хранилище документов. (архив)
  7. Многие предметы старины бережно хранятся в … (музеях).

Прочитайте ключевое слово. (ИСТОРИЯ) Что такое история? Какие вопросы чаще всего задают историки? (Когда? Где?) Как мы отвечаем на вопрос когда? (Называем дату) Как обозначаются года? (Арабскими цифрами) А века? (Римскими)

Слайд 2.

Игра «Соотнеси год с веком».

В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? А если быть точными? (археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события.) Расскажите подробнее о работе археологов. (Рассказ ученика, на основе статьи «Ключи от заветной двери»)

А ведь мы не случайно

Как вы думаете, первобытные люди жили до нашей эры или в нашей эре? (До нашей эры, потому что отсчет времени в нашей эре идет от Рождества Христова.)

2.Новый материал.

А ведь мы не случайно сегодня заговорили о первобытных людях. Тема нашего урока: «Прошлое и настоящие газами эколога». Вспомним, что такое экология? (Экология – наука, изучающая как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. Название этой науки происходит от греческих слов: «эко» - дом, жилище и «логос» - учение.) Кто такие экологи?

Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. Что использовали  люди для строительства жилищ? (Ветки деревьев, их дома похожи на шалаши.) Ещё люди жили в пещерах, чтобы жить, человеку необходима пища. Как древние люди добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья.) А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далёкие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд. Прочитаем статью «Сын или покоритель?» на стр. 47 с третьего абзаца.

Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее её, и даже решил покорить природу с помощью техники.)

К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов растений и животных.)

Может ли человек господствовать над природой? (Нет такое господство может погубить всё.) А кем человек должен быть для природы? (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

Как человек связан с природой? (На доске появляется схема.)

Слайд 3.

Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. А значит, на повестке нашего урока три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить. Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?». Заслушаем докладчика первой группы.

Рассказ ученика.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходы различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, которые содержат ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки рыб. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

Основываясь на содержании доклада, заполним схему.

Слайд 4.

Что является причиной загрязнения океана? 80% загрязнений – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.

Рассказ ученика.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Создана «Красная книга Международного союза охраны природы».

О каких мерах защиты океана услышали в докладе? Какие меры для защиты океанов предложите вы? (Работа в группах) Заслушаем ваши предложения (Сконструировать суда, которым не нужен мазут, поставить фильтры на трубах слива заводов и фабрик и т.д.)

Заполним схему «Меры защиты океанов».

Слайд 5.

А что же самое главное должны понимать люди? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное, не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы.)

Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема «Как спасти тропические леса?» Заслушаем доклад о проблемах тропических лесов.

Рассказ ученика.

Тропические леса – это «легкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. Эти леса вырубаются, выжигаются, выкорчевываются для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины. Нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приводит к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Какие проблемы возникли в тропических лесах? (Их беспощадно вырубают, выжигают, выкорчевывают.) С какой целью это делают люди? К чему это приводит?

Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке кислорода, продовольствия. Заполним схему.

Слайд 6.

На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. Подумайте, что можно сделать для спасения тропических лесов? (Работа в группах) Выскажите свое мнение. (Дети высказывают свои предложения)

Ваши высказывания говорят о том, что и эта проблема не оставила вас равнодушными.

Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?» Предлагаю вам изучить эту проблему самостоятельно, а затем обсудить. (стр.49,50)

Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают пустые бутылки, упаковки, технику, пищевые отходы.) Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике, других странах Западной Европы уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.

3.Закрепление.

Как вы думаете, может ли планета заболеть? (Конечно, может.) Мы уже сегодня говорили о том, к чему приводит загрязнение океана, вырубка леса.) А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям.) Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество.

Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглашений Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки, например, обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов.

Созданы различные международные организации. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды – одного из самых редких животных мира.

Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис.

Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите приоды. Ты можешь узнать о них, изучив «Экологический календарь». (стр. 52)

4.Подведение итогов.

О чём говорили на уроке? Что нового узнали?

Какие проблемы вас не отставили равнодушными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"

На  планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем,  очень много. Для их обсуждения  молодые экологи  объединились в гр...

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...