Земля. Модель Земли
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Жердева Наталья Юрьевна

Открытый урок по окружающему миру

УМК ПНШ 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya._model_zemli.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира   во 2  классе

                                        ( по УМК  «Перспективная начальная школа)

Тема: Земля. Модель Земли.

 Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

Задачи урока:

  1. Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
  2. Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  3. Познакомить с новыми понятиями:  «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария»,  «Северный и Южный полюс».
  4. Формировать умение работать  с глобусом и навыка устного составления рассказа.
  5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнера по совместной деятельности.
  6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:  уметь объяснять значение терминов  «экватор», «полюса», «полушария», находить  на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные:

Коммуникативные:  навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа  и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить  практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока:  урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока:   индивидуально-групповая

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), красный и синий карандаши, маленькие магниты, солнышко с лучиками для самооценки.

                                    Ход урока

I. Организационный момент

(Цель:  Создание рабочей атмосферы, эмоционального   настроя.)

                                        Начинается урок,

                     Он пойдет ребятам впрок,

                     Постарайтесь все понять,

                     Учитесь тайны открывать.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, чему мы учились на прошлом уроке окружающего мира?   (Учились находить информацию, ответы на вопросы.)

- Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего урока:

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется…. Земля.

- Как вы думаете, что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы? А с маленькой?

 - Что вы знаете о Земле? (Это наша планета. Она похожа на шар.)

- Почему можно утверждать, что Земля имеет форму шара?

- Как вы думаете, всегда ли люди знали об этом? Какой они считали форму Земли? (Плоская, как блин. Стоит на трех слонах, китах.)

- Но люди наблюдательны, в ходе наблюдений, когда в космос полетели первые спутники, они определили, что Земля – шар.        (Слайд 2)

- Вот и вы будете сегодня на уроке разгадывать для себя тайны мира и делать открытия.

- Ребята, как вы думаете, вы готовы?

- Тогда начнем свою работу с работы в группах.

                               

Работа в группах.    (Раздать карточки с заданиями для групп)

                         

1 группа.                

                     – Какими источниками информации надо пользоваться, чтобы разгадать тайны окружающего мира. Назовите  их.  (Учебники, словари, взрослые, интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение). 

                     2 группа (работает на интерактивной доске): К изображениям предметов подберите соответствующие модели.   (Машина, самолёт, парусник.)    

                                                                                                                 (Слайд 3)

-Что же такое  модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)

                              3 группа:- Найдите оси вращения

  (пробка на зубочистке, клубок на спице, шарик пластилиновый на спичке, мяч)                   

-Что такое ось вращения? (неподвижный стержень, вокруг  которого вращается предмет). А как же быть с мячом?   

  Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.

- Есть ли ось? Почему так  считаете?  Что вы можете о ней сказать? Сегодня нам предстоит доказать или опровергнуть эту мысль.

                       4 группа. В словаре найдите  значение слова модель, прочитайте   (учебник, стр.125)

- Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.…  Мы молодцы!

- А теперь посмотрите, какие результаты дала работа в наших группах. Попробуйте ответить, какие же тайны окружающего мира и загадки мы должны разгадать сегодня на уроке?

II. Сообщение темы и цели  урока:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

                              (глобус)                 (Слайд 4)

  - Что такое глобус?

  -  Сформулируйте тему урока. (Модель Земли).

   - Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

 Цель: Расширить  представления о глобусе как модели Земли.

 - Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского - шар)

III. Работа над новым материалом.

  1. Знакомство с глобусом.

 а) Наблюдение и опыт.

 - Давайте понаблюдаем за глобусом.

 Покрутим его. Почему глобус вращается? (Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.)

-Что заметили? (он вращается, разноцветный) Сравните глобус с предметами 2 группы. (Это модель Земли.)

б) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6

 - Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите спичку. ( Работа в парах)

- Назовите  те предметы, у которых мы не видим ось вращения.

- Давайте сделаем вывод:

- Какая ось у планеты Земля - настоящая или воображаемая? (Ось, которую представляем, воображаемая, она наклонена.)  На доске выставляется термин «воображаемая ось»)

                     

                     Физминутка

Здравствуй,  солнце золотое,

Здравствуй,  небо  голубое,

Здравствуй, лёгкий  ветерок,

Здравствуй, крепенький  дубок.

Я живу в родном краю,

Я вас всех благодарю.

 в) Работа с окраской глобуса.

- Рассмотрите  окраску глобуса. Догадались, что означают цвета на глобусе?

- Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу. Белый – снег или лёд.

- Чего на земле больше – суши  или воды?

Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.

- Предположим, что яблоко – это модель Земли.  Я отделяю небольшую часть– это суша, остальное – вода.

 - Найдите в центре глобуса  жирную синюю линию.

Покажите её.  Это экватор, она опоясывает глобус.         Экватор – это линия,

                                                                                                   Кривая, ярко – синяя.

                                                                                                   Делит глобус пополам –

                                                                                                  Чтобы нам не спутать вдруг,

                                                                                                   где там Север, а где Юг.

- На сколько частей она  разделяет глобус?

На две - Северное и Южное полушария  (Слайд 5),  выставляются карточки Северное полушарие и Южное полушарие, экватор).

                 Посмотрите на глобус сверху, там вы увидите самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс. В противоположной стороне – Южный.

Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли. (На доске выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс»)

- Как вы думаете, ребята, в каком полушарии мы живем?

- Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

- На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

     г) Работа в группах.

 - Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс.

                     

 е) Первые глобусы. Работа с хрестоматией, стр. 10-11.

 - Мы с вами пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие модели?

 Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?»

- Название глобусов подчеркните простым карандашом.      (Слайды 6-7)

- Что означает слово глобус?

 - Кому нужны глобусы - мореходы?  

 - Как выглядели глобусы - придворные?

- Чем вас поразил глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге?

IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».

 -Я читаю высказывание, если оно верно, то вы хлопаете в ладоши, нет – молчите (вопросы по теме урока)

1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)

2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)

3. До края Земли можно добраться за три года. (нет)

3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями.  (нет)

4. Линия, которая делит земной шар пополам, называется экватором. (да)

5. Россия находится в Северном полушарии. (да)

V.Самооценка: «Солнышко».

          - Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный лучик;

           - если вы испытывали затруднения – желтый;

          - если всё было легко – зелёный.             (Слайд 8)

VI. Домашнее задание: прочитать материал учебника на с. 17 - 19

Используемая литература:

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 128 с : цв. ил.

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- 160 с: ил.

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 48 с.: ил.

  1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Земля. Модель Земли.

конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс пнш...

Конспект урока "Земля. Модель земли"

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля. Модель Земли" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о форме и названии планеты Земля; формирование знаний учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси и о смене дня и ночи как следствии ее враще...

Земля. Модель Земли

Тип урокаОткрытие нового знанияЦель, задачиЦель: Формирование знаний о названии, форме нашей планеты, умения находить на глобусе ось, экватор, Северный и Южный Полюсы.Задачи:Определить уровень знаний ...