Конспект урока "Кто такие птицы?" по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ефимова Елена Ивановна

Учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Конспект  урока

Предмет:   окружающий мир

Класс: 1 «А»

Тема:  Кто такие птицы?

Место проведения: МОУ СОШ №3 г. Серпухов

Учитель: Ефимова Елена Ивановна

              Тема:         Кто такие птицы?

Цель урока:  учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе;

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить детей с отличительными признаками птиц, особенностями строения перьев, расширять кругозор учащихся.
  2.  Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение работать сообща, развивать речь и умение  вести диалог.
  3.  Воспитательные: воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оборудование:

         ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

  1. Картинки с изображением насекомых (жук, пчела), птиц      (дятел), рыб ( щука, окунь).
  2. Перья  птиц  в конверте разные по размеру, форме и цвету

 ( для каждого ученика). Перья страуса и павлина для демонстрации и яйцо страуса.

  1. Лупы ( одна на парту) для практической работы
  2. Презентация с изображением павлина, голубя, страуса, пингвина, колибри, а также фотографии птиц наших лесов со звуковым сопровождение.
  3. Карточки с точечными рисунками страуса и пингвина
  4. Картинки Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи.

                                Ход  урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Учитель:  Я думаю, что сегодня урок принесет вам радость общения друг с другом. Я желаю вам узнать много нового. Успеха и удачи вам!

  1. Актуализация знаний.

( на доске перевернуты картинки: щука, окунь, комар, пчела, дятел), они подписаны так:

Кащу, куонь,макор, лапче, лугобь.

Учитель: 1) Разгадайте слова и в узнаете кто на картинке;

2) На какие группы можно разделить этих животных?( насекомые, рыбы, птицы)

3) Как вы определили, что жук и пчела –это насекомые? ( у них  6 ног)

4) Почему окунь и щука –это рыбы? (  они живут в воде и тело покрыто чешуей)

5) Почему голубя вы не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам?

3. Самоопределение к деятельности

Назовите тему нашего урока.

( учитель открывает на доске тему : Кто такие птицы?)

А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?( ответы детей)

-Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие птицы и по какому главному признаку мы птиц относим в отдельную группу.

  1. Изучение нового материала. Вступительная беседа.

- Давайте заглянем в гости к Муравьишке- Вопросику (М)

( начало демонстрации презентации)

- А вот и наш Муравьишка-Вопросик он  как раз идет в лес знакомиться с птицами, давайте и мы пойдем вместе с ним.

1 слайд: идет М по лесу  и восхищается лесной красотой. Вдруг на ним пролетело что-то большое  и непонятное. Кто это? (сова)

 2 слайд: Идет М дальше, а вот и бабочка пролетела, бесшумно взмахивая крыльями.

3 слайд: С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.

4 слайд: А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-летало удивительное животное белка-летяга.

Постановка проблемного вопроса.

-Какие разные животные – подумал Муравьишка-вопросик,- и все они умеют летать… Наверное, все они птицы?

-Учитель: А вы как думаете ребята?

5 слайд: 1.Почему  Муравьишка-вопросик. решил, что все эти животные птицы? (потому, что они умею летать).

         2. Значит все, кто летают - это птицы? ( НЕТ)

         3.Какое из животных здесь птица?(сова)

       4. Чем же сова отличается от других животных?(тело покрыто перья)

Учитель: Давайте проверим наше предположение

и рассмотрим строение птицы.

  1. Работа с учебником с. 24

- Рассмотрите рисунок, какую птицу вы узнали?

-Внимательно рассмотрите части тела.

-Назовите и покажите их. (на слайде)

- Каких птиц еще вы видите рядом с голубем?

-Куда они летят? Какой части тела не видно у гусей? Почему?

-Гуси, голуби –это птицы? Докажите?

Вывод: Какой же главный признак по которому мы определяем птиц?

Учитель: Прочитайте, что нам говорит Мудрая Черепаха.

Птиц так и называют –пернатые.

6.Физминутка:

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту -  плюх.

7.. Практическая работа

( на столах у детей конвертики с перьями и лупа)

Учитель : Наш Муравьишка очень любознательный и хочет узнать, что такое перья и для чего они нужны птицам?

Давайте и мы рассмотрим перышки поближе.

Задания:

  1. Чем различаются перья?( цветом, формой, размером)
  2. Чем похожи? ( есть стержень)
  3. А еще у пера есть бородки. Возьмите лупу и рассмотрите, как бородки прикрепляются.
  4. Как вы думаете что случится с перышками, если подует ветерок? Почему?(легкие)
  5. Посмотрите : одно перышко у вас маленькое, а другое большое. Как вы думаете, для чего нужны маленькие перья? Большие?

-Учитель: Перья защищают птицу от холода, от сильной жары, от дождя и снега.

А какие перья разные по цвету, каких только не встретишь в природе ! А как вы думаете, у кого яркие перья у самца или самочки?

Слайд:( показ перьев павлина)

- Учитель: у большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют яркую окраску , чтобы привлечь самочку. А самочка имеет однотонную окраску, она помогает им прятаться от врагов, когда она высиживает яйца.

Слайды

  1. Первичное закрепление.

-Учитель:  Мудрая черепаха рассказала Муравьишке о необычных животных. Давайте узнаем о ком?

( дети по точкам соединяют изображение и узнают  страуса и пингвина)

- К какой группе животных мы их отнесем? ( птицы) Докажите.

-Почему, это необычные птицы? ( они не  умеют летать)

           ( выступления учеников)

                            СТРАУС

Слайд: посмотрите на страуса, как выдумаете, почему он не умеет летать?

Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву гусениц, ящериц.

Учитель : Почему же страус не умеет летать?

(Учитель показывает перья страуса и яйцо)

                          ПИНГВИН

Слайд: Что вы знаете о пингвинах?

             (где живут, чем питаются) Почему не летают?

Пингвины-морские птицы. Они хорошо плавают и ныряют, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции.

                         

Вывод: Кто же такие птицы?( животные, тело которых покрыто перьями)

 

В мире интересного – колибри.

Учитель: Колибри- самая маленькая  и самая красивая птичка в мире. Она величиной со шмеля. Их так и называют – птица-муха.

Ни одна птица не умеет так летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперед. Она как бабочка может зависать над цветком и собирать нектар-это ее еда.

Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок, и величина его со скорлупу грецкого ореха. А яички величиной с горошинку.

           ( учитель показывает)

Обитает эта птичка в Америке, в тропическом поясе.

  1. Заключение.

Учитель:  Но мы живем с вами в средней полосе. А какие птички обитают у нас?

Как мы можем помочь нашим птичкам пережить наступление зимы?

  1. Итог урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно запомнилось?

  1. Рефлексия:

Учитель: Ребята, у вас на партах стоят сигнальные карточки.

Если вам понравился наш урок и вам было на нем интересно, то покажите веселую птичку, а кому наш урок не понравился, то покажите хмурую птичку.

Учитель: вы все хорошо работали, спасибо вам за работу на уроке.

                                                                           Приложение 1

                    Угадай птичку

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс.

Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс....