Урок окружающего мира во 2 классе "Пернатые обитатели леса".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Рябинина Елена Николаевна

УМК "Начальная школа XXI века". Урок окружающего мира "Пернатые обитатели леса".

Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами  птиц, с особенностями их поведения местами обитания.

2. Развитие познавательного интереса к птицам.

3. Воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh_mira_pernatye_obitateli_lesa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кондрашовская СОШ

Иловлинский район

Волгоградской области

Рябинина Елена Николаевна

УМК «Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: «Пернатые обитатели леса ».

Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами  птиц, с особенностями их поведения местами обитания.

2. Развитие познавательного интереса к птицам.

 

3. Воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат с изображением этажей леса,  демонстрационный материал с изображением птиц, презентация.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Звучит музыка с птичьими голосами.

- Ребята, я приглашаю вас в лес на экскурсию. (Слайд 1)

Пришла весна. Лес наполнился голосами птиц. Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! ( Слайд 2) Вот бы  и нам посмотреть на него сверху! Попробуем взлететь.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем!

Что мы стоим?

Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось?

-  Не вышло? Почему, ведь мы так старались!  (ответы)

 Мы – люди. Люди не летают, как птицы. Садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете.

Ребята, вы видели птиц? Где?

Выслушиваются ответы детей.

– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Пернатые обитатели леса».

III. Объяснение нового материала.

Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.

- Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес  тоже  многоэтажный дом.  

Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.  

  1. Жители первых этажей.

На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой.

Посмотрите  на эту красивую крупную птицу – это глухарь.

Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.

Свои гнезда глухари вьют прямо под  деревьями, порой на самых заметных местах.

А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.

У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

  1. Жители второго этажа: дятел, сова.

Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором   этаже леса.

Лесной доктор – дятел.

Голос, который вы слышали дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». В народе считают, стучит дятел, значит, будут  уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.

Отгадайте  что за птица?

Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?

Конечно же, это сова.

Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.

  1. А третий этаж леса находится высоко. Заглянем  туда? Для этого нам нужно взлететь. Поднимаемся.

Физминутка .

Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов (08).

Давайте мы с вами руками помашем
И что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы стоим?!

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Садимся. Молодцы!

  1. Инсценирование.

Влетает  девочка изображающая сороку.

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы узнали мой прекрасный голосок. Я сорока - белобока.

У. Здравствуй, сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы встретились, расскажи нам, где твоя квартира.

Сорока: О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну, в которой  живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными, а также люблю различные ягоды и фрукты.

Ой, а еще мне нравятся всякие блестящие штучки.

У: Знаем, знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать.

Сорока: Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили.

У. Ребята, а ведь действительно есть  литературные произведения  про сороку – белобоку.

Стихотворение об этой лесной щебетунье есть у нас в учебнике. (с.80)

Прочитайте стихотворение шепотом. Кто из вас хочет прочитать стихотворение вслух.

(слушаем 3-4 человека) А ты слушай внимательно.

Сорока: Ой, хорошо у вас ребята. Только я очень спешу, гнездышко строить. (Улетела)

  1. Жители верхних этажей.

Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.

Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закругленными крыльями. Преследуя добычу, ястреб…

Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых  птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов. Эту птицу можно встретить и нам  по берегам реки Иловли.

Это иволга.

Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно,  но и неприятные звуки издает  та же птица.  Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

На все лады звучат птичьи голоса.  От зари до  зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям.

                        (И. Мазин)

IV. Закрепление. Игра « Узнай по силуэту».

Работа в парах, проверка, награждение победителей.

  1. Это интересно.

Многим птицам поставлены памятники  в разных странах. Птицы являются символами многих наших городов.  Посмотрите, кого можно встретить на наших улицах.

  1. Итог урока.

- Перечислите, какие жители леса нам повстречались во время экскурсии?

  1.  Домашнее задание: подготовить пересказ (с. 76-78), или рассказ о любой птице, которая тебе нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Зона лесов"

Презентация разработана к уроку ,но может быть использована и для внеурочной деятельности...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Значение леса"

Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о значении леса для природы и жизни человека,  мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу), воспитание...

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Урок окружающего мира в 4 классе Леса России

Открытый урок окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России". Разбор природной зоны леса: широколиственные, тайга, смешанные; климат данной природной зоны, географическое положение, живот...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...