«Преобразования Петра Великого. Обучающее изложение»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Силиванова Елена Станиславовна

Предмет: интегрированный урок.  Русский язык и окружающий мир

Класс: 4

УМК «Гармония»

Тема урока: Преобразования Пётра Великого . Обучающее изложение.

Технология : рейтинговой накопительной критериально-оценочной системы оценивания, технология группового обучения

Цели урока: познакомить с преобразованиями, происшедшими в России  с приходом к власти Петра I. Учить письменному пересказу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pyotr_1.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Преобразования  Петра Великого. Обучающее изложение»

Автор: Силиванова Елена Станиславовна

Предмет: интегрированный урок.  Русский язык и окружающий мир

Класс: 4

УМК «Гармония»

Тема урока: Преобразования Пётра Великого . Обучающее изложение.

Технология : рейтинговой накопительной критериально-оценочной системы оценивания, технология группового обучения

Цели урока: познакомить с преобразованиями, происшедшими в России  с приходом к власти Петра I. Учить письменному пересказу текста

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности;

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  развитие познавательных способностей учащихся; умений, вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, аргументировать высказывания. Развитие речи и расширение словарного запаса.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учащиеся должны уметь:

-перечислять преобразования, происшедшие в России при Петре I;

-давать определение понятиям: реформа, цивилизация, империя, преобразования, верфь;

-письменно пересказывать текст;

-проверять и оценивать выполненную работу.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

-презентация к уроку с использованием интерактивной доски с заданиями и справочным материалом  в AcnivInspire

-  технологическая карта для учащихся

-карточки с заданиями для учащихся

ВЕДУЩИЙ МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ: эвристический.

ХОД УРОКА:

№п/п

Этапы урока

Слайд

Действия учителя

Действия учащихся

1.

Организационный момент

Сегодня продолжаем путешествие в прошлое России, вспомним и узнаем новое о том, что изменилось в России во времена правления Петра I.  На уроках окружающего мира мы учимся пересказывать устно. Как называется письменный пересказ прочитанного? Будем писать   изложение.

Работать будем по индивидуальной карте, с помощью которой каждый оценит свою работу на уроке.

О ком идёт речь в следующем рассказе?

«Его отличала тяга к знаниям. Освоил несколько профессий, говорил на многих языках. Ездил учиться в Германию, Голландию, Англию. Построил и основал российский флот. Создал сильную армию, вооружённую новыми ружьями и пушками.  Одержал победу в северной войне. Освободил России вход в Балтийское море. Основал новую столицу государства.  

Слушают. Отвечают на вопрос.

2.

Актуализация опорных знаний

  1. Изучая историю, мы соотносим событие и время. Соедини событие и время в карте урока.

 1672г. – рождение Петра I

1682г. – начало правления Петра I

1703г. – основание Санкт-Петербурга

1713г. – объявление Санкт-Петербурга столицей

1709г. – окончание Северной войны

1725г. – смерть Петра I

  1. Изучение истории делает необходимым знание исторических терминов.  Соедини название со значением слова.

Реформа – преобразование

Цивилизация – уровень развития

Империя – большое государство

Император – глава государства

Преобразования – изменения

Верфь – место постройки и ремонт судов

  1. Оживи картинку:

- О каком событии рассказывает картина?

  1. Дети соединяют событие и дату, результат проверяют на доске и оценивают.

  1. Соединяют название и значение слова, проверяют на доске, оценивают работу.

  1. Дети в группах составляют рассказ по картине. Оценивают, распределяя количество баллов между членами команды.

3.

Введение в тему

  1. Работа по учебнику.

- Какие ещё изменения произошли при Петре I , узнаем из статьи в учебнике на стр. 76.

- Выбери подходящие фразы из набора (Открылись школы, аптеки. Начало книгопечатания. Строительство сахарных строительство заводов и  фабрик, строительство рудников, )

-Названия каких изменений вам не встретились в наборе, но они описаны в статье учебника?

- О чём не прочитали в статье учебника?

Дети читают статью, подчёркивают изменения, происходившие в России во времена правления Петра.

4.

Работа по теме урока

  1. Послушайте текст о первой газете.

- Какова тема текста? (Выпуск первой русской газеты).

- Что нового узнали о Петре I? (Пётр хотел, чтобы новости, происходящие в стране, знали все. Он сам отбирал материал и печатал первую газету).

2. Составление плана.

- Прочитайте текст. Сколько абзацев?

- Сколько частей?

- Какова основная мысль первой части(2,3,4)?  Подчеркните ключевые слова. Озаглавьте.

- Какая цитата из текста может стать пунктом плана?

  1. Орфографическая подготовка:

- Объясни написание выделенных букв.

Какие имена собственные встретились?

Почему выделено последнее предложение?

  1. Написание изложения и проверка.

План

  1. Газета полезна для науки и торговли.
  2. Пётр сам отбирал материал для газеты.
  3. Новости со всей страны.
  4. Радуйся малому, тогда и большее придёт.
  1. издавать, о пользе, новости;
  2. исчез, отбирал, Фёдор;
  3. пушки, нефть, руда, слон, младенцы;
  4. маленькая, шрифт, поля, бумага, доволен, радуйся, придёт.

Кто объяснял орфограммы, тот получает дополнительные баллы.

  1.  

Подведение итогов

Изложение допишем на следующем уроке, а сейчас обратимся к технологической карте и подведём итоги урока.

- Допишите предложения.

- Сделайте вывод о значимости деятельности Петра I .

Благодаря деятельности Петра Россия стала великой морской державой, проведено много реформ, издавались газеты.  

7.

Домашнее задание.

Учебник «Окружающий мир» стр. 76-77, составить план в тетради   и пересказать.

                                               Первая газета

     Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе её для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси.

     И вот однажды исчез царь из дворца и не появлялся до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Фёдором Поликарповым материал для первого номера русской газеты.

      На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев.  Вот сколько новостей!  И обо всех надо рассказать в новой газете.

     Через несколько дней газету напечатали. Назвали её «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но Пётр был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

                      (По С. Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории»)

                                           

Технологическая карта урока «Преобразования Пётра Великого. Изложение»

Ученика (ученицы)_______________________________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Баллы

Мои баллы

1.

Соедини событие и дату.

1672г.                               основание Санкт-Петербурга                  

1682г.                               окончание Северной войны

1703г.                               рождение Петра I

1713г.                               cмерть  Петра

1709г.                              начало правления Петра I                                

1725г.                              объявление Санкт-Петербурга столицей

Я не сумел(а) выполнить задание

0

Я выполнил(а) задание и допусти(ла)  больше 2 ошибок

1

Я выполнил(а) задание и допустил 1-2  ошибки

2

Я выполнил(а) задание без ошибок

3

2.

Соедини слово и значение

Реформа                                                 большое государство

Цивилизация                                          глава государства

Империя                                                 уровень развития

Император                                              изменения

Преобразования                   место постройки и ремонт судов

Верфь                                                     преобразования

Я смог(ла) выполнить задание

0

Я допустил(а)  больше двух ошибок.

1

Я не смог(ла)  объяснить 1-2 слова

2

Я знаю значение всех слов

3

3.

Оживи картинку. Оцените роль каждого в этой работе, впишите ваше количество баллов

15

4.

Составление плана

Я не участвовал в составлении плана

0

Я составил план с помощью учителя

1

Я самостоятельно составил(ла) план

2

                                              Написание изложения

4.

Я написал(а) пользуясь вопросами и ключевыми словами

1

Я смог(ла) написать по плану, пользуясь ключевыми словами

2

Я смог(ла) написать изложение по плану

3

Для пользы дела

5.

Закончи предложения:

Сегодня на уроке я понял, что…

Теперь я знаю, что ….

Умею оценить значение…

Дополнительные баллы

Активность на уроке

До 5 баллов

ВСЕГО:

Если я набрал(а)

Больше 15   – «5»

От 9 до 15 – «4»

От 6  до 9 – «3»


открытие школ

_____________________________

открытие  аптек

________________________________

строительство сахарных заводов

________________________________

строительство фабрик

________________________________

 строительство новых рудников
_________________________________

издание газет

________________________________

издание первой книги

_________________________________

строительство железных дорог

_______________________________________

принятие христианства на Руси

Ключевые слова

  1. издавать, о пользе, новости;
  2. исчез, отбирал, Фёдор Поликарпов;
  3. пушки, нефть, руда, слон, младенцы;
  4. маленькая, шрифт, поля, бумага, доволен, радуйся, придёт, «Ведомости».
  1. О чём мечтал Пётр I?
  2. Куда исчез однажды Пётр?
  3. О каких событиях напечатали в газете?
  4. Какие недостатки были у первой газеты?
  5. Что говори царь о первой газете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала",  составленному   после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Обучающее изложение "Галка"

Обучающее изложение "Галка" по вопросам....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обучающее изложение. Синички"

Презентацию можно использовать на уроках по развитию речи во 2 классе...

Обучающее изложение "Лиса и Журавль"

Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...