Природные зоны России технологическая карта к открытому уроку
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта к уроку "Природные зоны России" 4 класс Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnol.karta_okr.mir_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:    ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

Класс: 4 «Ж»

Дата проведения: 10.10.2014

Цели для ученика

Предметные:

овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;  знать и уметь называть основные природные зоны России; пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации; приборами (теллурий); объяснять, почему происходит смена природных зон.

Метапредметные:

добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, обобщать полученные знания и формулировать выводы из изученного материала; взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

Цели для учителя

Образовательные:

способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Развивающие: 

развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

Воспитательные:

сотрудничать в совместном решении  задачи. Уважительно относиться к позиции другого ученика.

Тип урока

Открытие нового знания.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Опорные понятия, термины

Географический объект, земной шар, солнце, основные природные зоны, промежуточные природные зоны.

Новые понятия

Природные зоны, теллурий.

Формы контроля

Работа с физической картой и картой природных зон;

Игровая деятельность;

Тренировочные упражнения;

Самостоятельная работа;

Обобщающая беседа.

Домашнее задание

Учебник с. 30-34, раб. Тетрадь с. 38 задания 3, 4, 5.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

(сотрудни-чества)

I.

Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности

Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

              (Т. Бокова)

- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

- В чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? (Наша страна  большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.)

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Фронтальная, индивидуальная.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Организация рабочего места, устные ответы.

II. Актуализация знаний

и умений

- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? (Картой полушарий, физической картой).

 - Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

 - С помощью чего мы можем прочитать карту? ( С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов)

- Проверим д/з:

 Расскажите «Какой я представляю Россию, глядя на карту».

- Игра «Найди лишний географический объект»

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Ладожское, Онежское, Каспийское, Марс

(4 -я планета в порядке удаления от солнца, названа в честь Марса – древнеримского бога войны, красная имеет такой цвет из-за поверхн., насыщ. оксидом железа.  Имеет 2 спутника – Фобос и Деймос т.е. страх и ужас);

В) Кавказ, Алтай, Северный Ледовитый, Урал.

Рассказывают о России, показывают на карте географические объекты (равнины, плоскогорье, горы).

Соревнуются, кто быстрее найдет лишний географический объект. Дополнительная информация.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

Осуществляют логические действия, извлекают необходимую информацию, строят осознанные речевые высказывания.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая с трудолюбием, приложенными усилиями; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Устные ответы на заданную тему.

III.

 Изучение нового материала

Демонстрация опыта.

-Теллурий (от лат. tellus — «Земля», в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

- Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?

(Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше).

- Как вам кажется, влияет ли такое  явление на природу земного шара? (Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг).

Знакомство с новым понятием «Природные зоны». Постановка целей урока.

-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России.

«Природные зоны» - это новое для вас понятие.

-Исходя из самого понятия, определите  цели урока.

Знакомство с природными зонами.

(Демонстрация слайдов с признаками каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте).

В настоящее время среди основных природных зон выделяют (карта в  учебнике с.72-73):

- Арктических пустынь

- Тундра

- Лесотундра

- Тайга

- Смешанные леса и

  Широколиственные леса

- Лесостепи

- Степи

- Полупустыни и пустыни

-Субтропические леса (Черноморское побережье Кавказа)

- Смешанные леса Дальнего Востока

- Области высотной поясности

Дополнительная информация учителя об области высотной поясности.

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой.

Это явление называется высотной поясностью (с. 75  в учебнике).

- Обратите внимание на особую красоту каждой природной зоны и уникальность природного многообразия России, составляющего общее достояние всех граждан России.

Рассматривают опыт.

Самостоятельно формулируют вывод, определяют задачу и цели урока.

Знакомятся с новым понятием, определяют цели урока.

Знакомятся с признаками природных зон, определяют местонахождение на карте в учебнике и на доске. Задают уточняющие вопросы.

Карточки с названием зон прикрепляют на доску.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы, выполненные задания.

IV. Физминутка

Отдых

V.

Практическая деятельность

Тренировочные упражнения на закрепление основных и промежуточных зон.

- Выберите основные зоны и встаньте в том порядке, как зоны сменяются.

-Промежуточные зоны, займите свои места.

Закрепить добытые учащимися знания.

- Формируем умения найти самостоятельно на карте необходимую природную зону, ориентируясь по цветовым обозначениям, подписать.

Упражнения с карточками- названиями природных зон.

Раздаточный материал.

Работа фронтальная, самостоятельная.

Познавательные:

Осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; используют поиск необходимой информации с помощью знаково-символических средств; осознанно строят речевые высказывания и логическую цепь рассуждений.

Регулятивные:

осуществляют контроль, оценку в ситуации затруднения.

Устные ответы, записи на раздаточном материале.

VI.

Рефлексия

Итог урока

Оценки

Обобщение полученных знаний. Заключительная беседа.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Объясните причину смены природных зон. Сопоставить  вывод учащихся с выводом в  учебнике на с.75.

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- Достигли ли поставленных целей на уроке?

Внимательно слушают, участвуют в диалоге.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные:

умеют слушать собеседника.

Личностные:

проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы.

VII.

Домашнее задание

С.74-7 прочитать, выполнить задание для домашней работы с.75 , раб. тетр. с.38 № 3,4,5.

Регулятивные:

Осуществляют поиск решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к открытому уроку "Глагол am"

Технологическая карта по предмету английский язык для обучающихся 2-х классов. Данный урок был составлен по учебнику авторов К.И Кауфман, М.Ю. Кауфман «Счастливый английский.ру»  2 класс...

Технологическая карта на открытый урок на ОФП с элементами гимнастики

Способсвовать повышению уровня гимнастических и акработических способностей учащихся...

Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС

Цели данного урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике....