Конспект урока по предмету Окружающий мир тема "Полезные ископаемые".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Павленко Елена Ивановна

Данная разработкапредставляет собой конспект урока по предмету Окружающий мир тема "Полезные ископаемые". Материал также может быть использован как дополнительный на уроках природоведения и географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 классе

по программе «Школа России»

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся со свойствами полезных ископаемых, составом некоторых из них, со способами их добычи, дать общее представление о полезных ископаемых Магаданской области.
  2. Развивать мышление, речь, умение работать в группе, с картой, самостоятельно находить информацию в справочной литературе, анализировать и синтезировать её.
  3. Воспитывать бережное, экономное отношение к природным богатствам планеты.

Оборудование:  компьютер, экран, мультимедиапроектор, документ-камера, образцы полезных ископаемых, плакат «Строительство дома», энциклопедии, справочники.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, я не ошиблась. Позвольте мне вас так называть, потому, что мы с вами являемся сотрудниками НЛО. Как вы думаете, что это такое?

(Ответы детей. Возможно, они скажут о неопознанном летающем объекте).

  • НЛО – это Научная Лаборатория Открытий. Сегодня нам предстоит собрать и обсудить следующую информацию:

Слайд 2.

  • Что такое полезные ископаемые?
  • Где и как они образуются?
  • Свойства,  состав некоторых из них.
  • Способы добычи.
  • Использование человеком.

  1.  Работа по теме урока. 

      Позвольте мне начать работу с доклада, а вы будете дополнять моё выступление известной для вас информацией. (Доклад сопровождается презентацией).

      Наша планета хранит в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

- Почему ископаемыми? (Ответы).

        Многие из них закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», как говорили в старину) из земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где  и как они образуются. Ископаемые  - это останки животных и растений, которые сохранились в горной породе.

Слайд 3.

  • Горные породы – это природные соединения нескольких минералов.
  • Минералы – это однородные по составу природные вещества, многие из которых имеют вид кристаллов.

- Так что же такое полезные ископаемые? (ответы)

Слайд 4.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек добывает из недр земли и использует в хозяйстве.

- Приведите примеры известных вам полезных ископаемых. (ответы)

     Давайте выясним, как образуются горные породы?

Слайд 5.

  • Одни породы образовались в раскалённых недрах Земли в результате извержения вулкана, вышли наружу или изменились внутри Земли под влиянием нагревания и сжатия.
  • Другие – из слежавшегося песка, глины и остатков древних растений и животных, осевших в море.

- Как и где добывают полезные ископаемые? Прошу рассказать тех ребят, чьи родители занимаются добычей полезных ископаемых в нашей области

(Ответы и рассказы учащихся).

Слайд 6.

     Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, а для того, чтобы извлечь нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и находят их месторождения? (Геологи).

Слайд 7.

     Большинство полезных ископаемых - твёрдые, но есть также  жидкое и газообразное. На примере одного из них мы разберём свойства полезных ископаемых.

     Отгадайте загадку.

Без неё не сделают шины ля машины,

Она нужна для топлива, пластмассы и резины.

Жидкое, горючее, тёмного цвета.

Добывают из глубин ископаемое это. (Нефть) 

(Показать нефть)

     Нефть – очень важное для экономики государства полезное ископаемое.

- Какие свойства нефти мы можем назвать?

(Маслянистая жидкость тёмного цвета, горюча, имеет запах).

- Что получают из нефти?

(Из нефти получают бензин, керосин, каучук, пластмассу, вазелин, мыло, лекарства)

- Где используют полезные ископаемые?

Слайд 8.

     (В строительстве, как топливо, для производства металлов – из руды выплавляют различные металлы.)

  1. Физминутка.

  1. Практическая  работа по группам (3 группы).

План работы.

  1. Рассмотреть полезные ископаемые, можно с помощью лупы.
  2. Составить схему,  обсудить с группой.
  3. Найти нужную информацию в Атласе-определителе или энциклопедии.
  4. Составить краткий рассказ, представить схему классу.

Гранит

Атлас-определитель (с.10-11), учебник, энциклопедии, детские справочники

Известняки

АО (с. 14-15), учебник, энциклопедии, детские справочники

Образование каменного угля

АО (с. 12-13), учебник, энциклопедии, детские справочники

       Отчёт групп о работе.  Слайд  9, 10, 11.

Слайд 12.

  1.     Региональный компонент.

        Мы с гордостью говорим о нашей области: Колыма – золотое сердце России. Посмотрите на герб Магаданской области. Что изображено в верхней части герба?

(Ответы детей)

Слайд 13, 14.

  1.     Работа с картой.  

       Карта  Магаданской  области. Существуют знаки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых.  Они называются условными.

Какие полезные ископаемые есть в нашей области?

7.      Обобщение материала.  Плакат «Строительство дома».

       Рассмотрите  плакат. Люди каких профессий трудятся для того, чтобы м жили в красивых комфортных домах? (Ответы. Профессий гораздо больше, чем назовут дети. Нужно их подвести к этому.).

Где и каким образом были использованы: (карточки)

нефть

песок

глина

мрамор

гранит

руда

известняк

уголь

     Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Они используются в разных областях экономики государства. Добывая их, изменяется поверхность Земли: взрывают горы, образуют карьеры. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

- Какие экологические проблемы возникают при этом?

- Как нужно относиться к природным богатствам Земли?

(ответы)

       

VI. Итог. 

       Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.  Его нужно беречь и экономно использовать. Повторное использование материалов помогает сохранить не только минеральные ресурсы, но и энергию, (а значит, и топливо), необходимую для добычи и обработки полезных ископаемых.

       Уважаемые сотрудники НЛО! В результате нашей совместной работы получилась папка с информацией на тему «Полезные ископаемые».

Спасибо за работу! Хорошего настроения и примерного поведения!

       

D:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\2.jpeg

D:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\3.jpeg

D:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\8.jpegD:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\5.jpegD:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\6.jpegD:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\4.jpeg

 

D:\КОНКУРС\С А Й Т\Полезные ископаемые. 3 класс\02.02.15г\7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...