Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
статья по окружающему миру на тему

Строкина Нина Витальевна

Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_klimova_o.a.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности  использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.

Строкина Нина Витальевна

учитель начальных классов

МБОУ  Гимназия №4 г.Кстово

В соответствии с задачами модернизации Российского образования происходит значительное обновление содержания учебных программ, что

предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приёмов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся. Наиболее эффективным методом обучения,  на наш взгляд, является проблемное обучение, позволяющее   мотивировать обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизировать их мышление, научить  самостоятельно, видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения и разрешения.

Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что – то непонятное, неизвестное. В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Этим элементом считается проблема.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания в виде ситуации или задачи.

Очень важно создать на уроке условия, которые позволили бы обучающимся  справиться с  решением предложенной проблемы.

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех  типов уроков, при этом необходимо с осторожностью  подходить к  возможности  применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и  иметь  выход на конечный результат.  

Так, на  уроке изучения нового материала  проблему можно выразить в любой форме (вопрос, задание, задача),  но только на этапе мотивации, так как  именно такая форма  активизирует   процесс получения новых знаний.

На уроках применения знаний, умений и навыков  и повторительно – обобщающем уроке этап  проверки домашнего задания позволяет решать проблемные задачи или обсуждать  проблемные ситуации.

Использование проблемной ситуации обогащает ранее сформированные причинно - следственные связи новым содержанием и умениями, а главное, позволяет обучающимся пересмотреть собственное отношение к сложившейся ситуации.

Постановка проблемы также возможна на этапе закрепления. В этом случае обучающиеся получают как индивидуальные тестовые задания, так и групповые (в случае использования в работе).

Использование таких заданий возможна и на этапе выдачи домашнего задания.  

На уроке контроля знаний включаем в перечень заданий вопросы, несущие в себе проблему. Конечно, с этим справляется не каждый ученик, поэтому чаще всего они преподносятся как  задания повышенного уровня сложности, позволяющие  выявить одаренных детей.

Организация обучения с использованием  элементов проблемного обучения помогает формировать не только основные компетентности (приводить примеры, различать отрасли, представителей животного и растительного мира, характеризовать, сопоставлять сведения), но и развить общеучебные компетенции (распознавание по гербарным экземплярам; описывание наблюдений, показывать на карте, оценивать воздействие человека на природу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования...

Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллек...

Отчет по самообразованию на тему: "Использование проблемных заданий на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а развивать функционально грамотную личность, которая способна использовать, приобрет...