Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Паничкина Елена Александровна

Данный урок разработан по программе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС.  Цель урока: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелётных птицах. Урок начинается с проблемной ситуации. Дети сами называют тему урока, выдвигают предположения и доказывают их. Работают в парах и группах. Делают выводы. На уроке используются ИКТ, видео, музыкальное оформление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Где зимуют птицы?»

Цель: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать и расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях;
  • познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
  • формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, логическое мышление;
  • продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;

Воспитательные:

  • осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
  • конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
  • объективно определять свой вклад в общий результат;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный  момент.

(1 слайд)

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

Личностные:

эмоционально – положительный настрой на урок

2.Актуализа

ция знаний.

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

В каких же районах живут слоны?

А какие животные ещё живут в этих районах?

Работа с диском .

Где живут слоны.

В саванне и тропиках

Познавательные:умение группировать предметы. Опираясь на информацию, полученную на прошлом уроке

3.Самоопределение к деятельности

Ребята, Муравьишка Вопросик прислал письмо, в котором говорится о чем пойдет речь сегодня на уроке. Поможем, ребята, Муравьишке? (2 слайд)

Загадка

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... ?

- О ком же пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие признаки помогли вам понять, что речь пойдет о птицах?

- Что бы вы хотели узнать о птицах?

 - Муравьишка задает нам такой вопрос?

Презентация.  Слайд 3

Попробуем ответить Муравьишке на этот вопрос.

Да

О птицах.

Клюв и два крыла

Где зимуют птицы?

Познавательные: умение отгадывать загадки

  •  

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

.

4.Работа по теме урока

Может, вы мне сразу на него ответите?

– Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.

– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?

(Слайд 4)

http://festival.1september.ru/articles/594383/1.gif

Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Ответы детей

Познавательные:

добывать новые знания,

ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного с помощью учителя.

______________

5.Физкульт

минутка

6.Работа по теме урока (продолжение)

-Что вам известно о птицах?

Работа по карточкам.(определи зимующих и перелётных птиц) Самопроверка Слайд 5

Работа по учебнику,с. 17. Работа в паре

-Где же зимуют перелётные птицы?

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других.

Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

– Как же это удалось сделать ученым?

Узнайте новую информацию об этом из фотографий  на с. 17

– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 6)

Что вместо колец в последнее время используют учёные?

В последние годы для изучения перелёта птиц используют маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

Цветами занимается цветовод, пчёлами – пчеловод, а изучением птиц – орнитолог.( Слайд 7)

___________________________________________________

Танец утят(Слайд 8)

Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. (Показ по карте мест миграцию птиц).) Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Слайд 9)

Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.

Видео «Полёт птиц»

– Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Отгадайте загадки о птицах.

Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка) (
Слайд 10)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это …(соловей)
(Слайд 11)


Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)(
Слайд 12)

Прилетают эти птицы в начале апреля и сразу же радуют нас своей песней. Песня этой птицы продолжается всего несколько секунд, но повторяется много раз.(
Слайд 13)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растенья.

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворенье. (Слайд 14)

(На солнце тёмный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий)

Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос:

-почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?

Работа по учебнику ,с.17 (Слайд 15)

Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней
.( Слайд 16)

Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли.

Сценка «Скворец и Цапля»

-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Верно, они перелётные птицы.На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями

Ответы детей

______________________

Птицам не хватает корма.

Ответы детей.

Цапля.

- Здравствуй, Скворушка!

Скворец.

- Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля.

- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец.

- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.

Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Потому что на зиму они от нас улетают в тёплые края.

Познавательные:

Сравнивать и группировать предметы по группам

Личностные:

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

  • Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, умение строить устный диалог с учителем
  • Регулятивные:умение высказывать свое предположение на основе работы с илл. учебника

Познавательные:

  • добывать новыезнания: находить 
  • ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Коммуникативные

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные: снятие мышечного напряжения

Познавательные: умение отгадывать загадки

Коммуникативные: умение слушать других

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник

Коммуникативные:

диалоговое слушание,

выразительное рассказывание

Познавательные: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию

7.Физкультми

нутка

8. Работа в тетрадях

9.Рефлексия деятельности

10. Итог урока.

Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

– А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 17)

Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.

Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Слайд 18)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором». (Слайд 19)

Снегирь.Эта птица получила своё название потому, что он с первым снегом прилетает наши  районы с таёжного Севера. Размеры этой птицы не больше воробья. У  неё толстый и короткий клюв, окружённый в основании щетинками. Грудка этой птицы   красного цвета. (Слайд 20)

ПоползеньЭта птица величиной с воробья.Умеет передвигаться по стволу вниз головой. Питается насекомыми, семенами сосны, ели, желудями. (Слайд 21)

И все-таки тяжело им зимой. Из десяти доживают до весны одна-две.

Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.

– За какими птицами вы наблюдали зимой?

– Как можно помочь птицам зимой?

 – А какое же меню предлагается для птиц? (Слайд 22)

– Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Демонстрация кормушек).

(Слайд 23, 24)

Стихотворение «Покормите птиц зимой». (Слайд25)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад

Работа в группе . Самопроверка(слайд 26)

- Каких птиц вы смогли узнать?

Соедините линиями изображения и названия птиц.

Работа в паре. Самопроверка  (слайд 27)

-Внимательно рассмотрите схемы.

-Каким цветом можно обозначить направление осенних перелётов

-Каким цветом можно обозначить направление весенних перелётов

Муравьишка приготовил для вас следующее задание

Работа с диском

-Что нового вы узнали на уроке?

- Каких птиц называем зимующими?

- Каких птиц называем перелётными?

Где зимуют птицы?

Ответили ли мы на вопрос, который задавал нам Муравьишка?

Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день».

Откройте глазки.

Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую.

-Спасибо за работу!

- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

Ответы детей.

Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)

да

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать

новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: умение отгадывать птиц по описанию

Коммуникативные: умение строить устный диалог с учителем

Личностные: снятие мышечного напряжения

Коммуникативные:

умение работать в группе,слушать и понимать 

речь других, выполнять различные роли в группе,

уметь оформлять свои мысли в устной форме

  • Познавательные:
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и 
  • группировать предметы и их образы.

Коммуникативные:

умение работать в паре,слушать и понимать речь других, умение договориться

Коммуникативные

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

уметь выполнять самооценку

Познавательные: умение группировать редметы

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:высказывать

свое мнение

Регулятивные:умение давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Личностные: умение оценить себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...