Технологическая карта урока по теме "Строение Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Титова Татьяна Алексеевна

Технологическая карта урока для 2 класса по теме "Строение Земли" по развивающей системе Л.В. Занкова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_zemli_karta_.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Строение Земли»

                                                                                                                       

Цель:

формировать у учеников стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о строении Земли.

Задачи:

- познакомить учащихся со строением Земли, дать представление о слоях и оболочках Земли;

- создавать у учеников целостное представление о взаимодействии оболочек Земли друг с другом, о значении каждой оболочки для жизни на Земле.

Планируемые результаты:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»;  формировать представления о красоте нашей планеты и бережном  отношении к объектам окружающего мира Земли; (личностные УУД)

  • учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; (регулятивные УУД)
  • учить пользоваться схемами, приведенными в учебнике; самостоятельно осуществлять поиск информации в учебнике в соответствии с учебной задачей; производить сравнение,  классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; (познавательные УУД)
  • формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при групповой и парной работе), формулировать собственные мнение и позицию, учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; (коммуникативные УУД)

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форы работы- групповая  (класс разделен на 4 группы), парная, индивидуальная, фронтальная  

Применяемые технологии - ТРКМ, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

               

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.    

Все легонечко вздохнем

И урок уже  начнем.

Готовы к началу урока.

2

Актуализация опорных знаний

Как записано слово «Земля»? Что оно обозначает? Как может быть связано это слово и наш урок?

А разве вы мало знаете о Земле? Проведем игру «Доскажи словечко»

1 группа - 1. Наша Земля по счёту-… планета Солнечной системы.

2.Земля вращается вокруг оси за…

2 группа - 1 .Земля имеет форму….

2. При вращении Земли вокруг оси  происходит….

3 группа - 1.Спутник Земли- …

2. Земля вращается вокруг  Солнца за….

4 группа - 1.Только на нашей планете  есть…

2.При вращении Земли вокруг Солнца происходит …

-Имя собственное, обозначает название нашей планеты. Наверное, это связано с темой нашего урока.

Групповая работа.

 

3

Открытие нового материала

А. Слои Земли

А что же вы о Земле еще не знаете? На какую тему мы поведем разговор на уроке? Что будем изучать?

Сегодня у нас урок-путешествие к центру Земли. Как вы понимаете «строение Земли»?

Где найти информацию об этом?

Сегодня нам поможет информация учебника (с. 75-76)

Узнали для себя что-то новое? Что в прочитанном материале было трудным?

Какое интересное сравнение узнали? Давайте исследуем, почему так происходит.

Слайд  Что находится внутри яйца? (желток) А внутри Земли? В каком состоянии находится ядро? Ядро – до сих пор загадка для ученых, но они высчитали, что температура там + 4000-5000оС. Чем покрыт желток в яйце? А ядро? Температура там + 2000оС.Слово «мантия» с латыни переводится как «покрывало». Прочитайте, что в учебнике ещё сказано о мантии.

Что покрывает яйцо? А Землю? У чего есть кора? Какая она, зачем нужна? А какова роль земной коры?

-Что находится внутри Земли, её строение.

-В Интернете, в справочнике, в учебнике, спросить у взрослых.

-Много новых непонятных слов-терминов.

-Земля по строению сравнивается  с яйцом.

- В раскаленном

- В верхней части мантия вязкая, как густой мед.

- У дерева, она твердая, защищает дерево.

физпауза

Если в моем высказывании речь идет о ядре Земли, вы поднимаете руку. Если о мантии, то обе руки. Если о земной коре, то вы прыгаете:

- верхний слой Земли(прыг)

- находится в центре Земли(поднять руку)

- подобна скорлупе яйца(прыг)

- переводится как «покрывало»(поднять руки)

- находится в раскаленном виде(поднять1 руку)

- состояние вещества там вязкое и пластичное(поднять руки))

- находится в твердом состоянии(прыг)

Историческая справка

Первичное закрепление

А как же людям удалось составить представление о строении Земли?

Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом.

Слайд 4   Проверим, как вы запомнили расположение и название слоев Земли.

Высказывают предположения

Б. Оболочки Земли

Ученые на нашей планете выделяют несколько оболочек. Сколько их, какие? Перечислите,  используя информацию учебника (на доску крепятся карточки ). Что общего в названиях? Часть «сфера» переводится как «шар».

Каждая группа получает карточку с одной из букв Л, Г, Б, А (по названию оболочек)

Рассматривается схема с. учебника  76

Какую роль в нашей жизни играют оболочки Земли? Твердая, водная и воздушная оболочки взаимодействуют друг с другом. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое Землей от Солнца. Они же спасают Землю от перегрева и переохлаждения.

- Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера

-Группы готовят описание своей оболочки, зачитывают из учебника.

4

Закрепление изученного. Работа с раздаточным материалом

  1. Определить оболочку Земли  и её значение (слайд 5)

  1. Тестовая работа. Выбрать букву правильного ответа:

1)  Атмосфера – это…    К. оболочка жизни        Л. водная оболочка

                                                М. воздушная оболочка

2)  Земная кора  …     Е. твёрдая         Ё. вязкая         Ж. мягкая

3) В центре Земли находится…    А. мантия     Я. ядро        О. земная кора

4)  Все живые организмы относятся …  З. к биосфере      

       И. к гидросфере                  Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это…    К. воздушная оболочка        Л. водная оболочка

                                          М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов ( М, Е, Я, З, Л) решить анаграмму (ЗЕМЛЯ).

- фронтальная работа

- Парная работа, проверка фронтальная

5

Итог урока, домашнее задание

Ребята, наше путешествие к центру Земли заканчивается. На протяжении всего урока вы работали старательно, дружно, помогали друг другу. Давайте подведем итог.

Домашнее задание:

- с. 75-76, по желанию выполнить творческое задание: по теме урока составить задания (ребусы, загадки, группировки слов и т.д.) , на следующий урок предложить их одноклассникам.

- Ученики высказывают свое мнение, используя опору

              узнал

Я          научился

           повторил

6

Рефлексия

- Наша Земля очень красивая. Что же мы, её жители, должны делать, чтобы сохранить все сокровища нашей планеты?

- Ребята, спасибо за урок.

- Беречь и охранять литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.


1 группа - 1. Наша Земля по счёту-… планета Солнечной системы.

2.Земля вращается вокруг оси за…

2 группа - 1 .Земля имеет форму….

2. При вращении Земли вокруг оси  происходит….

3 группа - 1.Спутник Земли- …

2. Земля вращается вокруг  Солнца за….

4 группа - 1.Только на нашей планете  есть…

2.При вращении Земли вокруг Солнца происходит …

Выбрать букву правильного ответа:

1)  Атмосфера – это…    К. оболочка жизни        Л. водная оболочка

                                                М. воздушная оболочка

2)  Земная кора  …     Е. твёрдая         Ё. вязкая         Ж. мягкая

3) В центре Земли находится…    А. мантия     Я. ядро        О. земная кора

4)  Все живые организмы относятся …  З. к биосфере      

       И. к гидросфере                  Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это…    К. воздушная оболочка        Л. водная оболочка

                                          М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов  составьте слово

Выбрать букву правильного ответа:

1)  Атмосфера – это…    К. оболочка жизни        Л. водная оболочка

                                                М. воздушная оболочка

2)  Земная кора  …     Е. твёрдая         Ё. вязкая         Ж. мягкая

3) В центре Земли находится…    А. мантия     Я. ядро        О. земная кора

4)  Все живые организмы относятся …  З. к биосфере      

       И. к гидросфере                  Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это…    К. воздушная оболочка        Л. водная оболочка

                                          М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов  составьте слово

Выбрать букву правильного ответа:

1)  Атмосфера – это…    К. оболочка жизни        Л. водная оболочка

                                                М. воздушная оболочка

2)  Земная кора  …     Е. твёрдая         Ё. вязкая         Ж. мягкая

3) В центре Земли находится…    А. мантия     Я. ядро        О. земная кора

4)  Все живые организмы относятся …  З. к биосфере      

       И. к гидросфере                  Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это…    К. воздушная оболочка        Л. водная оболочка

                                          М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов  составьте слово

Л

Г

Б

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока "Земля-наш дом"+презентация

Технологическая карта  урока "Земля-наш дом"+презентация", 2класс. УМК "Развивающая система Занкова"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока литературного чтения «Урок–конференция «Земля – наш дом родной» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «Урок–конференция «Земля – наш дом родной»Цели урока: Обобщить знания по теме «Люби живое»Предметные:Воспитывать умение слушать выступающего, и делать...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...