Урок - игра по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Хохлова Светлана Александровна

Цели урока:1. Обобщить и проверить знания,       

                            умения и навыки , полученные

                            учащимися при изучении раздела

                            « Природа России», выявить лучших

                            знатоков природы.

             

                         

                         2. Развивать познавательный интерес,

                             творческую активность, связную

                             речь, память.

                      

                       

                           3. Воспитывать любовь к природе,

                             бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра

( окружающий мир)

4 класс

Учитель: Хохлова С.А.

Тема:  « По природным зонам России»

Цели урока:1. Обобщить и проверить знания,        

                            умения и навыки , полученные

                            учащимися при изучении раздела

                            « Природа России», выявить лучших

                            знатоков природы.

                       

                         

                         2. Развивать познавательный интерес,

                             творческую активность, связную

                             речь, память.

                       

                       

                           3. Воспитывать любовь к природе,

                             бережное отношение к ней.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

( Первый слайд. « Обобщающий урок-игра по природным зонам России». В это время учитель читает стихи.)

        Интересная игра сегодня у нас,

        К ней готовился каждый из вас.

        Чтоб победить, надо много знать,

        Уметь думать, логически рассуждать.

        Вам я думаю, всё по плечу,

        Ведь я вас четвёртый год учу.

        И верю, что каждого ждёт успех,

        Душою болею за вас за всех.

  1. Постановка целей урока.

  ( Второй слайд. « Цели урока»)

- На сегодняшнем уроке мы обобщим , проверим и оценим знания , умения и навыки, которые вы получили при изучении раздела « Природа России» и выявим лучших знатоков природы.

  1. Ознакомление с правилами игры.

( Третий слайд. « Таблица»)

       -А поможет нам в этом игра , которая заключается в следующем. В течение урока мы посетим пять станций: Географическую, Зоологическую,  Ботаническую, Игровую, Экологическую. На каждой станции вас ждут интересные задания, после выполнения которых вы набираете определённое количество баллов и записываете в таблицу. Чтобы правильно оценить  ответ нужно  посмотреть на вот эту схему.

                 ( На доске вывешивается таблица.)

                                     0 ошибок – 5 баллов

                                   1-2 ошибки – 4 балла

                                   3-4 ошибки – 3 балла

                                   5  и более     - 2 балла

Лучшими знатоками природы окажутся те ребята, которые наберут 25 и более баллов.

    4.    1-я станция « Географическая».

 - Итак, нас ждёт  с нетерпением первая станция « Географическая».

    ( Четвёртый слайд. « Станция Географическая»)

- Возьмите карточку № 1. На ней написано « станция Географическая».

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

            Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно- Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России- Волга, самое  глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная- пустыня и жаркая – тундра.

Правильный ответ:

          (Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым  с севера. На территории России расположены равнины: Восточно – Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье.  Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь с её притоком Енисеем, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река – Волга несёт свои воды в Каспийское  море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая – зона лесов, холодная – тундра, жаркая – пустыня.)

    а) самостоятельная работа;

    б) учащиеся, справившиеся раньше разгадывают ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ещё один балл;

    в) проверка исправленных текстов ( обмениваются карточками с соседом , сосед проверяет, исправляет ошибки, оценивает работу);

    г) подведение  итога.

         5.     2-я станция « Зоологическая»

( Пятый слайд. « Станция Зоологическая»)

- Возьмите карточку № 2 « Станция Зоологическая»

Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания. Для удобства проверки соединяйте разными цветами. В этом вам поможет  следующая таблица.

      ( На доске появляется следующая таблица)

                                            арктические пустыни

                                             тундра

                                             зона лесов

                                             степи

                                             пустыни

                                             субтропики

а) самостоятельная работа;

б) учащиеся , справившиеся раньше, разгадывают  ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ёщё один балл;

в) проверка самостоятельной работы.

( При проверке используются следующие шесть слайдов: с 6  - 11)

 6-й :     Арктика   -  кит, тюлень, тупик;

 7-й :     Тундра     -  лемминг, северный олень;

 8 й :     Зона лесов  -  рысь, глухарь;

9-й:       Степи  - кобылка, суслик;

10-й:     Пустыни – корсак, ушастый ёж;

11-й:     Субтропики – богомол, косуля,  дельфин.

( Каждый учащийся самостоятельно проверяет и оценивает свою работу)

  1.           3-я станция « Ботаническая»

              ( Показ 12 слайда. « Станция Ботаническая»)

       - Возьмите карточку № 3.

       - Узнайте растение по описанию и на карточке запишите название.

            1)   Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.  ( Лишайники)

           2)    У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные  листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)

           3)   Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. ( Лиственница)

           4)   Высокое растение , достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет.  Листовые пластинки продолговатые с зубчиками.

( Каштан)

  1. Это травянистое растение с корнем  « метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками. ( Ковыль)
  2. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веток, похожи на вязальные спицы. ( Саксаул)
  3. Это растение внесено в Красную книгу России, растёт и на территории нашего района, изображено на гербе Вейделевского района. ( Пион тонколистый)

      а) самостоятельная работа;

      б)  каждый самостоятельно проверяет и оценивает свою работу по слайду.

           ( Показ 13 слайда: « Проверь себя»)

                                               лишайники

                                               дуб

                                               лиственница

                                               каштан

                                               ковыль

                                               саксаул

                                               пион тонколистый

  1.     Работа по слайду « Пион тонколистый».

         а) беседа;

- В какой природной зоне можно встретить это растение?

-  Как вы думаете , а к какой природной зоне относится наш район?

-  Кто из вас видел как весной распускаются воронцы? Давайте вместе вспомним и покажем как это происходит.

                б) физкультминутка;

              Нежный маленький бутон ,

              Свёрнут туго-туго он.

              Солнце луч ему протянет,

              И бутон пионом станет.

              Узколистым, ярко-красны,

              Светлым, нежным и прекрасным.

              В нём терло наших сердец,

              Он родной наш воронец.

                в) чтение стихов и сочинений;

- Пион тонколистый или воронец растёт в заповедных природных зонах  района и стал нашей гордостью и достопримечательностью. Наши местные поэты написали немало стихов об этих прекрасных цветах.  Давайте послушаем стихотворение  Р.И. Карагодиной  «Воронцы»,  которое прочитает ….

          ( Показ 14 слайда « Воронцы» , ученик читает стихи)

- Воронцы – это и символ Вейделевского района, ведь они изображены на гербе нашего района.  ( Показ 15 слайда : « Герб Вейделевскаго района»)

Послушайте стихотворение Аллы Анатольевны Кумейко « Герб» , которое прочитает Бут Антон.

- Хочется послушать отрывки из сочинения на тему : «Достопримечательности нашего района», в которых дети тоже описывают воронцы и делятся своими впечатлениями  увиденного.

          (  Показ 15 слайда : « На природе» . Сочинения читают несколько учеников.  После чтения  сочинений учитель читает стихи-призыв о бережном отношении к воронцам со слайда)

 

  1. 4-я станция « Игровая».

 - А сейчас мы отправимся на следующую станцию, которая называется «Игровая». ( Показ 16 слайда : « Станция Игровая»)

 - Давайте поиграем в игру, которая называется « Узнай меня» или разгадывание загадок.

( Показ слайдов с 17 по 26 )

  1. Я – птица, откладываю прямо на скалы. ( Кайра)
  2. Хозяин Арктики . ( Белый медведь)
  3. В гору бегом, с горы кувырком. ( Заяц)
  4. Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит.

                         (Осина)

  1. Нос долог, голос тонок,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь польёт.

                         ( Комар)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

 Спать летит в дупло.

                         ( Сова)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                         ( Лось)

  1. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки.

                         ( Берёза)

  1. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

                          ( Мох)

  1. Священный жук Древнего Египта.

                               ( Жук-скарабей)

а) коллективное разгадывание загадок;

б) оценивается активность, каждый получает по 5 баллов.

  1. 5- я станция « Экологическая».

( Показ 27 слайда: « Станция Экологическая». На слайде изображён кроссворд. Чтобы разгадать ключевое слово, каждый вариант разгадывает одно слово по заданию).

   

     

 

  1. ….лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …..земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……
  4. Неумеренное …… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается…….
  6. ……  человека по отношению к природе привела к тому, что стали редкими жужелица  кавказская, иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу.

а) самостоятельная работа;

б) проверка полученного слова ( браконьерство)

(   Показ 28 слайда. Разгаданный кроссворд.)

в)беседа:

-  Как вы понимаете , что такое браконьерство?

Браконьерство – это добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира. ( Охота без надлежащего разрешения, в запрещённых местах, в запрещённые сроки или запрещёнными орудиями и способами).

- К сожалению, из-за безответственности, бесхозяйственности, а порой из-за безразличия человека страдает окружающая нас природа. Нет ни одной природной зоны, в которой бы не возникли сложные экологические проблемы. Вы , ваши дети, внуки- будущее нашей страны и от того какими вы вырастите, зависит жизнь на всей планете. Давайте послушаем ваши мнения, когда вы писали сочинения на тему : « Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир». ( Читают свои сочинения Бут А. и  Снаговский А.)

      г) учащиеся дают себе  самооценку  как они относятся к природе;

      д)чтение стихов:

   1. Мы на планете вместе живём.

       Эта планета – наш общий дом.

       Быстрые реки и синее море,

       Лес и поляны, и дальние горы.

  1. Дом для зайчонка,

Дом для оленя,

Дом для дельфина,

Кита и тюленя.

     

  1. Как Солнце на небе ,

У нас Земля одна.

Не торопитесь , люди,

Всё вычерпать до дна.

  1. Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

  1. Мы общей жизни зёрна,

Одной страны родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

    6 . Поймите это, люди,

         Как собственный приказ.

         Не то Земли не будет,

         И каждого из нас!

( В это время идёт показ заключительного слайда)

                    Берегите эту землю, эту воду,

                    Даже малую былиночку, любя,

                    Берегите всех зверей в природе,

                    Убивайте лишь зверей внутри себя!

10 Итог урока.

     ( Подводится итог урока, подсчитываются количество набранных баллов в течение урока, выставляются оценки,  выявляются лучшие знатоки природы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Презентация по окружающему миру Природные зоны, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал к уроку по окружающему миру  "Экосистема", 2 класс, 2100...

Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет....

Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...

Урок-игра по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Полезные ископаемые"

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного проц...

Тест по окружающему миру "Природные зоны",4 класс

Тест по окружающему миру 4 класс.Тема-"Природные зоны".УМК "Школа России"...