Методическая разработка урока "Твоё первое знакомство со звёздами" - 2 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Методическая разработка урока самореализации и открытия нового для 2 класса, разработанная в системе ФГОС ООО.
Урок включает открытие новых знаний по заявленной теме, выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение, подведение итогов деятельности учащихся.
Ученики используют опыт работы в парах и группе. Совершенствуют умение в составление синквейна.
Программа «Начальная школа XXI века». Курс «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З В Ё З Д Ы Кузнецова Елена Васильевна Учитель 2-г класса МБОУ лицей №4 г. Орел
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО СО ЗВЁЗДАМИ
Узнаем, что такое звёзды. Определим , какими бывают звёзды. Познакомимся с ближайшей к Земле звезде. Выясним роль ближайшей звезды в нашей жизни.
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ Работай в полную меру своих сил. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая. Говорите коротко, ясно. Поддерживайте друг друга. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от координатора. Выступать от имени группы почетно .
ЗАДАНИЯ: 1 группа – Как делятся звёзды по размеру? 2 группа – Какие группы звёзд выделяют по цвету? 3 группа - Какие группы звёзд выделяют по температуре? 4 группа – Какие звёзды самые горячие и менее горячие?
ЗвЁзды бывают разные : гиганты карлики
голубые белые жёлтые оранжевые красные
Холодные и горячие звёзды
голубые белые и САМЫЕ РАСКАЛЁННЫЕ -
ТЁПЛЫЕ оранжевые красные жёлтые ХОЛОДНЫЕ
Звёзды это небесные тела, раскалённые газовые шары, излучающие свет и тепло .
ГОРЯЧИЕ ЗВЁЗДЫ голубые белые ТЁПЛЫЕ жёлтые ХОЛОДНЫЕ оранжевые красные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ
1. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. 2. Солнце встало, всем принесло радость. 3. Солнце встает, так и день настаёт.
СОЛНЦЕ И ЗЕМЛЯ
Что расскажет о солнце… ХЛЕБОРОБ ПОЭТ ВРАЧ ПУТЕШЕСТВЕННИК
ВЫРАСТИТЬ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ
ДАРИТ ВДОХНОВЕНИЕ
СОЛНЦЕ ДАРИТ СИЛУ И ЗДОРОВЬЕ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ
АСТРОНОМИЯ АСТРОНОМ
СОЛНЦЕ - ОГРОМНЫЙ ОГНЕННЫЙ ШАР ИЗ ГАЗА.
Солнце - жёлтый карлик
Солнце и земля
Узнать, что такое звёзды. Определить , какими бывают звёзды. Познакомиться с ближайшей к Земле звезде. Выяснить роль ближайшей звезды в нашей жизни.
ЗВЁЗДЫ СОЛНЦЕ
Задание на дом: – Учебник стр. 6–12, р /т стр. 3 № 3. По выбору: - Придумайте фантастическую историю про звёздное небо. Или - придумайте, что расскажет о Солнце космонавт.
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Разработка урока окружающего мира во 2 классе.
Урок № 35 ( в разделе «Мы – жители Земли» первый) по УМК «Начальная школа ХХI века».
Тип урока: урок открытия нового.
Тема: Первое знакомство со звёздами.
Цель: знакомство с типами звёзд, с особенностями самой ближней звезды – Солнце. Формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела.
Дидактическая цель: подвести детей к открытию нового знания о небесных телах – о звездах и планетах, о Земле как планете Солнечной системы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).
Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).
Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями объекта для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Необходимые ресурсы:
- Затемненный класс.
- Компьютер – 1 шт.
- Мультимедийная установка – 1 шт.
- Проектор – 1 шт.
- Презентация к уроку – 1 шт.
- Колонки для звука – 1 комплект.
- Карточки для выполнения парных, групповых заданий.
- Звезды каждому ученику: голубого, жёлтого и красного цвета.
Учебный комплект: учебник «Окружающий мир» 2 часть автор: Виноградова Н.Ф., Вентана – Граф, 2013г., рабочая тетрадь №2.
Ход урока
(СЛАЙД 1 –фоновый)
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)
Учитель – Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
-Ребята, вы готовы познавать и разгадывать тайны мира?
Окна кабинета затемнены. Звучит музыка “Космос” Слайд-видео №2. Останавливается по щелчку.
- Определение темы урока. (1мин.)
(СЛАЙД 3 –звезды)
Учитель - Ребята, понравилось вам видео? Что вы чувствовали в эти минуты?
( Нежность, спокойствие, красоту, удивление.)
Учитель – Красоту чего вы почувствовали? ( Космоса, звёзд.)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (планетам, космосу, звёздам)
- Прочитаем вместе тему нашего урока.
«Первое знакомство со звездами»
(СЛАЙД 4 -тема)
- Постановка учебной задачи.
Совместное открытие, что такое звёзды.
Работа над изучением нового материала. (10 мин.)
Учитель - Сегодня на уроке мы с вами: (СЛАЙД 5)
- Узнаем что такое звёзды;
- Определим, какими звёзды бывают;
- Познакомимся с ближайшей к Земле звезде;
- Выясним роль ближайшей звезды в нашей жизни.
Учитель - Как вы думаете в давние, далекие времена людям интересно было звездное небо? (Да, людям в давние времена было интересно наблюдать за звездами) (СЛАЙДЫ 6 - 7)
Учитель - Обратимся к учебнику с.6, узнаем об этом подробней.
Ученик читает информацию в учебнике.
Учитель - Каким называют небо в прочитанном отрывке?
(ночное, загадочное, непонятное)
Учитель задаёт вопросы ученикам:
- А вы смотрели вверх, наблюдали за звёздами? (Да.)
- Сколько их? (Много, очень много)
Учитель - И среди этого огромного количества (многообразия) нет двух одинаковых.
- Когда видны звёзды? (с вечера до утра, ночью)
- Каждую ночь видны звёзды? ( Нет, только когда небо чистое, без облаков)
Учитель - Миллионы звёзд рассыпаны по звёздному небу, но мы, даже безоблачной ночью, видим всего лишь несколько тысяч звёзд.
- Как вы думаете, почему так получается? (Потому что звёзды от нас очень далеко)
- Какими вы их себе представляете? (огромными, горячими)
- Может быть, вы что-нибудь о них знаете?
Узнаем более подробную, точную информацию о звёздах.
- Обратимся к учебнику с. 6-7.
Несколько учеников по очереди читают информацию в учебнике.
Групповая работа.
Учитель - Сейчас вы будете работать в группах.
Вспомним правила работы в группе. ( СЛАЙД 8)
- Работай в полную меру своих сил.
- Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
- Говорите коротко, ясно.
- Поддерживайте друг друга.
- Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
- Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от координатора.
- Выступать от имени группы почетно.
1. Итак, сначала самостоятельно прочитайте про себя статью о звёздах.
2. Затем карандашом подчеркните ответ на задание вашей группы.
У каждой группы своё индивидуальное задание: ( СЛАЙД 9- задания)
1 группа – ответит на вопрос – как делятся звёзды по размеру.
2 группа – какие группы звёзд выделяют по цвету.
3 группа - какие группы звёзд выделяют по температуре.
4 группа – какие звёзды самые горячие и менее горячие.
Ученики работают в группах.
Учитель - Скоординируйте свой ответ друг с другом. Координатор группы назначит отвечающего.
Ответы детей.
Первая группа: - Звезды бывают гиганты и карлики. (СЛАЙД 10)
Вторая группа: - Звезды бывают голубыми, белыми, красными, желтыми, оранжевыми. (СЛАЙД 11)
Третья группа: - По цвету звёзд ученые судят об их температуре. Звёзды бывают холодными и горячими. (СЛАЙД 12)
Четвертая группа: - Голубые и белые звёзды самые раскалённые, желтые, оранжевые и красные менее горячие. (СЛАЙДЫ 13- 14)
Учитель - Правильно, молодцы! Я лишь добавлю, что желтые звёзды учёные называют – тёплыми, а оранжевые и красные – холодными. Но даже самая холодная звезда, горячее привычной нам температуры. Скажите, какая температура нашего тела (36, 6о), сама холодная звезда имеет температуру 3000о. Как вы думаете, это очень горячо? ( Да, очень.)
- Подведем итог. Что же такое звезды. Кто может собрать услышанную информацию и дать определение, что такое звёзды?
Ответы учеников: - Звёзды это космические тела. Они светятся. Звезды могут быть горячими и холодными. (Ответы учеников.)
Учитель - Молодцы! А теперь узнаем определение, которое дают ученые.
( СЛАЙД 15 – определение звезды)
Звёзды - это небесные тела, раскаленные газовые шары, излучающие свет и тепло. Различающиеся по: размеру, цвету и температуре.
- Закрепление полученных знаний о звёздах. (4мин.)
Учитель – Закрепим наши знания в практической работе.
Практическая работа (парная)
- Ребята сейчас вы будете работать в парах. Возьмите листы жёлтого цвета. На большом листе вы видите таблицу, которую необходимо заполнить. А на маленьком листе приклеены разные по цвету звёзды. Прочитайте, что написано в таблице. ( Горячие звёзды, теплые звёзды, холодные звёзды.) Определите на каком месте в таблице должна быть каждая звезда согласно своему цвету и прикрепите её на своё место. Работа в парах.
ГОРЯЧИЕ ЗВЁЗДЫ |
|
ТЕПЛЫЕ ЗВЁЗДЫ |
ХОЛОДНЫЕ ЗВЁЗДЫ |
|
Учитель - Проверьте ваши работы. Всё ли выполнено верно.
(СЛАЙД 16 – группы звезд)
Учитель - Чьи работы выполнены без ошибок? Выставка работ.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Давайте немного отдохнем.
Физминутка:
В нашей солнечной системе (марш)
Все устроено по теме. (руки к солнцу)
Вы запомните, друзья, (руки, опуская по очереди в стороны)
Это дружная семья! (хлопаем в ладоши)
Молодцы! Садитесь.
- Совместное открытие, что такое Солнце. (14мин.)
Учитель - Мы с вами узнали, что в мире миллионы звёзд, а какая звезда находится ближе всего к Земле? (Солнце.) ( СЛАЙД 17 – солнце)
Учитель - Правильно. Ближайшая к Земле звезда это, действительно, Солнце.
Учитель - И сейчас мы прочитаем об этой удивительной звезде в учебнике на странице 7. ( Ученик читает текст.)
Учитель - Вы все внимательно слушали и сможете закончить предложения и ответить на вопросы.
- Солнце это….(глава семьи, ближайшая к Земле звезда) (СЛАЙД 18 – Солнечная Система)
- Возраст Солнца …(около 5 млрд. лет) Как вы думаете это много или мало? ( Очень много.)
- Солнце глава большой семьи. Как называется эта семья? ( Солнечная система)
- Что включает в себя Солнечная Система? (В Солнечную Систему входят планеты.)
- Как движутся планеты в СС? ( Планеты вращаются вокруг Солнца)
Учитель - Посмотрите, как выглядит наша Солнечная Система. Сколько всего в ней планет? (8 планет.)
Учитель – Какая по счету от Солнца Земля. (Третья) Верно, молодцы.
С давних времен люди обратили внимание на Солнце и придумывали свои поговорки о Солнце. ( СЛАЙД 19)
А какие вы знаете пословицы о Солнце?
(При солнышке тепло, при матери добро.
Солнце пригреет — все поспеет.
Солнышко на всех ровно светит.)
Учитель - Учебник тоже поможет узнать нам новые пословицы.
Прочитаем пословицы в учебнике на с.7.
Учитель - Замечательно! Вам понравились новые пословицы? (Очень.)
Индивидуальная работа – закончи пословицу.
Учитель - Прочитайте самостоятельно их еще раз и закройте учебники.
Откройте рабочие тетради на с.3, выполните №2.
Учитель - Ребята, проверим, как вы написали. (СЛАЙД - 20)
(Ученики читают пословицы.)
1.Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
2.Солнце встало, всем принесло радость.
3.Солнце встает, так и день настаёт.
Учитель – Молодцы! Вы правильно написали.
- Какую роль в нашей жизни играет Солнце? (СЛАЙД - 21)
- Так ли оно нам необходимо или мы можем обойтись без него? (Без солнца все будет тёмным и холодным. Не будет животных, растений. Наша планета была бы холодной, не было бы на ней жизни.)
Учитель – Правильно. Молодцы.
Учитель – Итак, Земля получает от Солнца тепло и свет. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на Земле разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла на нашей планете есть вода и воздух.
- Каким профессиям необходимо солнце? (Учителю, водителю, лётчику…)
-Верно. Многим профессиям по-своему нужно Солнце и сейчас мы с вами сыграем в игру.
Игра «Что расскажет о солнце…»
(У каждой группы на парте лежит карточка с профессией людей: поэт, врач, путешественник, хлебороб.)
Учитель – Подумайте и ответьте на вопрос: «Что может рассказать о Солнце человек вашей профессии?» (СЛАЙД - 22)
Ответы учеников:
Хлебороб может рассказать о том, как необходимо солнечное тепло и свет для того, чтобы вырастить хороший урожай хлеба. (СЛАЙД - 23)
Поэт напишет нежное стихотворение, в котором расскажет о солнышке. (СЛАЙД - 24)
Врач расскажет о том, какую пользу приносят солнечные лучи. Витамин D. Как полезно немного загорать на солнце. (СЛАЙД - 25)
Путешественник расскажет о том, как по солнцу найти дорогу. (СЛАЙД - 26)
Учитель – Молодцы! Вы точно сказали значение Солнца.
- Ребята, а какая наука изучает Солнце? (Астрономия.)
(СЛАЙД - 27)
- А ученых, которые изучают Солнце и все небесные тела называют астрономами. Они наблюдают за небом через огромные телескопы.
- Прочитаем в учебнике, что расскажет нам о Солнце ученый астроном. С.8.
Ученик вслух читает информацию в учебнике.
- Закрепление полученных знаний о Солнце. (4мин.)
Учитель - Подведем итог.
- Что же вы запомнили и можете рассказать о Солнце?
- Что такое Солнце? (Солнце это звезда)
- Почему Солнце мы видим маленьким? ( Оно далеко)
- Хорошо. Дайте определение Солнцу. Что такое Солнце.
(СЛАЙД –28 без надписи) (Это звезда. Горячая звезда.)
- Прочитаем определение ученых. (СЛАЙД – 28 появление надписи)
- Мы узнали, что Солнце это огромный огненный шар, а какого оно цвета (желтого, красно-оранжевое, оранжевое, красное)
- Молодцы. Таким разным мы видим его с Земли и это зависит от времени года, от погоды. Но ученые определили, что оно жёлтого цвета и, следовательно, относится к группе жёлтых звёзд.
- Как вы думаете, а какое Солнце по размеру? ( Большое)
- Но учёные сравнили его с другими звёздами и узнали, что оно не такое уж и большое. Они определили его в разряд карликовых звёзд. И так получается, что Солнце это звезда «ЖЕЛТЫЙ - КАРЛИК». ( СЛАЙД - 29)
- Давайте сравним размеры Солнца и Земли. Что больше? (Солнце.)
- Верно, если представить, что можно сделать гигантские весы и на одну чашу положить Солнце, а на другую 330 тысяч таких планет, как наша Земля. Тогда весы покажут одинаковый вес. (СЛАЙД - 30)
- Закрепление полученных знаний на уроке. (7 мин.)
Итог урока. (СЛАЙД - 31)
Учитель - Ребята, наш урок подходит к концу.
- Обратимся к плану нашей работы вначале урока.
- Узнать что такое звёзды;
- Определить, какими звёзды бывают;
- Познакомиться с ближайшей к Земле звезде;
- Выяснить роль в нашей жизни ближайшей звезды.
- Весь план работы мы с вами выполнили? (ДА.)
- О чём мы с вами узнали на нем? (о звездах, о солнце, о Солнечной Системе)
- Вы узнали новое на уроке? (Да. Много нового, интересного.)
Как итог сегодняшнего урока, составим синквейн о Солнце и о звёздах.
1 и 3 группы – о звёздах, 2 и 4 группы – о Солнце. (СЛАЙД - 32)
Ученики зачитывают синквейны.
Учитель – Молодцы! Вы хорошо справились с последним заданием. Спасибо.
- Рефлексия.
Оценивание класса. (2 мин.)
Карточки-звёзды находятся на партах.
Учитель - Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то поднимите голубую звезду.
-Если считаете, что все получилось, но что-то можно было сделать лучше, то поднимите жёлтую звезду.
-Если считаете, что многое не получилось, то поднимите красную звезду.
- Я рада, что большинство справились с работой.
- Вы очень хорошо работали: активно и внимательно.
- Отметки.
- Задание на дом: (СЛАЙД – 33), (1 мин.)
– Учебник стр. 6–12, р/т стр. 3 № 3.
По выбору:
- Когда вы рассматриваете ночное небо, что вам представляется? О чём думаете?
Придумайте фантастическую историю про звёздное небо. - Или придумайте, что расскажет о Солнце космонавт.
Учитель - Спасибо за урок, ребята. До свидания. (СЛАЙД - 34)
Синквейны, составленные учениками.
1 группа.
Звёзды
Красивые и разные
Поют, вращаются, светят
Освещают всегда ночь нам
Великолепно!
2 группа
Солнце
Горячее, большое
Освещает, вращается, светит
Главное в своей семье
Отлично!
3 группа.
Звёзды
Маленькие, горячие
Летают, сверкают, парят
Видны нам только ночью
Красота!
4 группа.
Солнце
Горячее, жёлтое
Вращается, светит, греет
Главное для жизни на планете
Красота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"
Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...
Разработка урока по математике в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Урок математики в 3 классе.Программа: «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.Тема урока: «Решение уравнений вида х + 6 = 9; х * 3 = 27; х : 6 = 25».Цели урока: Закреплять умен...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...
Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»
Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа XXI века»Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...
Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).
Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....
"Знакомство с геометрическими фигурами" Урок по математике в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Очень важно , чтобы обучение проходило интересно и увлекательно, чтобы дети, получали новые знания легко и свободно. Во время этого урока, ребята сами сделают нужные выводы и узн...