Открытый урок по окружающему миру "Дорожные знаки" +презентация
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Масловская Анастасия Сергеевна

Тема             «Дорожные знаки»

Цель:  ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.

Задачи: 

  • сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
  • развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
  • актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и  индивидуальной работы.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaryadka_so_zvezdochkami.rar295.24 КБ
Файл konspekt_uroka.rar20.04 КБ

Подписи к слайдам:

ПОВТОРЯЙЗА НАМИ!


Предварительный просмотр:

Тема             «Дорожные знаки»

Цель:  ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.

Задачи:  

  • сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
  • развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
  • актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и  индивидуальной работы.      

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Сл. 1

 -Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому  сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)

  1. Проверка домашнего задания

Чтоб по улицам шагать,

                Надо очень  много знать.

                Как таблицу умножения,

        Помнить правила движения.  

- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним.

(Краткий фронтальный опрос по изученному материалу с помощью  вопросов и ответов на экране.)

А) Тесты в тетрадях. Сл. 2

Ответы: 156 А,В,Г

               157 Б

               158 Б

               159 А,В,Г

               160 Г

Б) Ситуации с картинками.

Вопрос: Кто нарушает правила дорожного движения? Сл.3

Ответ: Мальчик поступил неправильно. Из-за него могла произойти авария или с ним самим приключиться беда. Нужно ходить только по тротуару, а дорогу переходить по пешеходным переходам на зеленый свет светофора.

Вопрос: Как переходить улицу по пешеходному переходу? Сл.4

Ответ: Переходи улицу внимательно! Сначала посмотри налево. Если все машины остановились и пропускают тебя – иди до середины дороги, которая обозначается белой линией. Затем посмотри направо – если машины стоят на месте, переходи дальше.

Вопрос: Что нужно делать, когда видишь, что специальный транспорт торопится к кому-то на помощь? Сл.5

Ответ: Ты собрался переходить улицу и вдруг видишь, что едет машина с включенной мигалкой на крыше. Все уступают ей дорогу, и даже пешеходы стоят на месте и не переходят улицу, хотя горит зеленый свет. Едет специальный транспорт! Его все пропускают: и водители, и пешеходы, потому что он спешит на помощь к тем, кто попал в беду.

- Какой вывод можно сделать? Сл.6

Знать правила дорожные

каждому положено!

3. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение, которое нам подготовила Вельдавская Д.

-  И скажите, о какой азбуке идет речь в стих-ии?

Город, в котором с тобою мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)   

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками)  Слайд № 7

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТЕМУ УРОКА НА ДОСКУ.

- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.    Слайд №8

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.   (светофор)

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ СВЕТОФОР.

- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?

- Нашего героя-помощника мы назовем Светофор Светофорович. Светофор Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать экзамен и стать Юным водителем. Хотите стать водителем? Вам интересно, как это можно сделать? А как вы думаете, что для этого нужно сделать?

(Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. с знанием и пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового)

4. Актуализация знаний.

- Для чего нужно знать ПДД? Слайд №9.  

- В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, кому где захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями.  Как вы думаете, если бы не было дорожных знаков и правил движения, что бы произошло на наших улицах? (Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной; машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома, врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар)

СОМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. слайд №10

- Светофор Светофорович приготовил нам  загадку: “Сами не видят, а другим указывают”. ( - знаки) – загадка на слайде.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

 ( Сегодня на уроке мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением,

узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки,

вспомним правила дорожного движения)

- А вот исторические сведения о возникновении дорожных знаков, которые нам подготовил  Жур Даниил и Мироненко Владимир.

        Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

          Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима.  

      Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное

       При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».

       Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает иностранного  языка, как он сможет узнать об опасности?

       Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант  для всех.

        В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для лучшей видимости в темноте.

Дорожные знаки - это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Проблема обеспечения безопасного движения по улицам стала актуальной при появлении лошадиных упряжек и прочих первых транспортных средств. В это трудно поверить, но даже в те далекие годы от неорганизованного движения гибли люди.

 Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 километров в час, об особых дорожных знаках не помышляли.

Мироненко В.

Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Правила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа.

В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака. Сл. 11

 В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)».

В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.

- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)

- Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?

3. Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новыми знаками, но и узнаем, на какие группы они делятся, и будем учиться относить дорожные знаки к той или иной группе.  

- А сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком  (у учеников на партах лежат макеты дорожных знаков)

1) Знак «Велосипедное движение запрещено».

Запомни этот знак, дружок:        

Велосипед здесь и кружок

С большою красною каймой.

Ты перед этим знаком стой!

Вези в руках велосипед,

Здесь для тебя проезда нет! Сл. 12

- Как называется этот знак?  - Движение на велосипедах запрещено.

 -Что обозначает этот знак?

        - У вас на столах лежат макеты дорожных знаков. Выйдите сюда со своим дорожным знаком те, у которых дорожные знаки похожи на знак «Езда на велосипеде запрещена».

УЧИТЕЛЬ ВЫВЕШИВАЕТ ТАБЛИЧКУ Сл. 13

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ

- Что общего у этих знаков? – (Они круглой формы, по краям красная кайма.)

- А что означают эти знаки?

- Движение пешеходов запрещено.

- Движение на велосипеде запрещено.

- Движение запрещено.

- Какое слово повторяется в названии этих знаков?

- Слово «Запрещено».

- Каково же назначение этих знаков?  - Они что-то запрещают делать.

Рассказывает Птицын А

Запрещающие  знаки – знаки  круглой  формы  красного  цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен.

 - Верно. Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных знаков, с которой мы познакомились.

2) Знак «Дорожные работы»

 - Почему проезда нет?

    Землю роет человек.

     Может быть, он ищет клад,

      И старинные монеты

      В сундуке большом лежат.

      Их, наверно, спрятал встарь,

     Под землёю жадный царь.

О каком знаке я прочитала ? Сл. 14

Дорожные работы

- У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи друг на друга? (периметр треугольника красного цвета) Такие знаки называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат? (предупреждают водителя о том, что ждет его впереди, о приближении к опасному участку дороги)

Светофорное регулирование;

Пешеходный переход;

Осторожно дети.

Рассказывает  Марьяненко О. Сл. 15

Предупреждающие  знаки – это  знаки  треугольной  формы  с  красной  каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода  о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий.

- Назовите их ещё раз.         

Светофорное регулирование,

пешеходный переход,

осторожно дети

3)         - Пешеход! Решил дорогу

           Безопасно перейти?

           В этом я тебе подмога!

           Поспеши меня найти!  (знак «Пешеходный переход») Сл. 16

- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.

- Что означают ваши знаки?

Место остановки автобуса и (или) троллейбуса;

 подземный переход;

пешеходный переход

- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными рисунками.) Они нам сообщают информацию и называются информационно-указательные знаки.

- Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные знаки.

        Об этих знаках расскажет Цыроев. А Сл. 17

Информационно – указательные  знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».

   4)  Опасный поворот

Здесь опасный поворот,

Знак предупреждает!

Не лети как самолет,

Никто не пострадает! Сл. 18

 - Выйдите, те ребята, у которых похожие знаки.

О предписывающих знаках  Матиев Х. Сл. 19

Предписывающие знаки. Предписывающие  знаки – знаки  круглой  формы  синего  цвета с белым рисунком.  Эти знаки предписывают водителю , в какую сторону можно двигаться по дороге.

 Движение для пешеходов и велосипедистов;

Дорожка для велосипедистов;

Круговое движение.

5) - Выйдите те ребята, у кого знаки похожи на этот. Сл. 20

–Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки. (Пункт питания, медицинская помощь, телефон,)        

А об этой группе знаков расскажет нам  Завгородняя. А Сл. 21

Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  

- Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие группы они делятся. (Дети читают по слайду №22)

Физкультминутка. Гиперссылка красный круг

  1. Закрепление.
  1. Игра в группах «Дорожные знаки»

Дети разбиваются на группы (их три). Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача каждой группы – подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой – текст.

1 группа  Предупреждающие сл. 23

    

Светофорное регулирование, пешеходный переход, осторожно дети, ремонтные работы, железная дорога

2 группа сл.24

3 группа Информационно-указательные. Сл. 25

По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на следующем уроке группы меняются конвертами – таким образом будет организована проверка домашнего задания на следующем уроке.

  1.  Просмотр фильма. Сл. 26

В начале урока  мы поставили еще одну цель: повторить правила дорожного движения. Это мы сделаем при просмотре познавательного мультфильма, который вам приготовил Светофор Светофорович. «ПДД».

Проверка усвоения материала.  слайд

Работа  на интерактивной доске Детям раздаются закладки-памятки с заданием соединить линией название группы дорожных знаков со знаком. 

3) Конкурс рисунков. Сл 29

А сейчас, ребята, придумай те и зарисуйте новые дорожные знаки .
Примеры новых дорожных знаков и защитите их:
 Сл 30

  1.  «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер. Цороев А.
  2. «Детская площадка» – информационный знак, который сообщает, что недалеко расположена детская игровая площадка. В синем прямоугольнике нарисованы дети, указано расстояние и направление до площадки. Хохлов Л.
  3. «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон. Аношкин А.

 РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. Сл. 31

Сл. 32 У каждой группы на столах лежат картинки. Вам нужно обвести номера правильных переходов улицы. 3,5,6

- Давайте подведем итог урока проведя викторину «Вопрос-ответ»:

6. Итог урока. Рефлексия. СЛ. 33-37

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)

ВИКТОРИНА «ВОПРОС – ОТВЕТ»

КРАСНЫЙ

1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

ЖЁЛТЫЙ

  1.  Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?

ЗЕЛЁНЫЙ

  1. На какие группы делятся дорожные знаки?

2. Кто должен знать дорожные знаки?

- Что больше всего понравилось на уроке?

РЕФЛЕКСИЯ

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, приклейте зелёный цвет к нашему светофору.

- Если вам  что-то осталось не понятным – жёлтый цвет.

- Ну, а если вы совсем не довольны своей работой  приклейте красный цвет.

- Молодцы!  Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков и даже поработали Инспектором дорожного движения. Значит, можно считать, что сдали экзамен на звание Юного водителя и получаете за это удостоверения Юного водителя. Кроме того оценки за урок получили…

Домашнее задание.  Слайд №38

Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.

- А для самых любопытных  (капитанов команд) ещё одно, очень трудное задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-

 А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках. Слайд №39

Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)

Время пробежало и уплыло вдаль                                   Но без вас нельзя.

Встречи с нами ты уже не жди.                                      Знаки дорожные,

Рассказали мало, не успели, жаль,                                  Важные, сложные,

Но ещё минута впереди!                                                    С вами дружить должны

Припев: Знаки дорожные,                                                   Все – и ты, и я!

Важные, сложные,

Трудно вас выучить,

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...