Урок "Окружающий мир" 2 класс коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гузева Светлана Владимировна

Тема: Дикие животные. Заяц.

Урок составлен с учётом образовательных возможностей учащихся (по В.Воронцовой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Урок – путешествие.

Тема: Дикие животные. Заяц.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и поведения зайца.

Задачи: Образовательные: Проверить усвоение учащимися временных представлений.

Продолжить знакомить учащихся с дикими животными.

Закрепление способности дифференциации домашних и диких животных.

Коррекционно - развивающие: Развитие навыков связной устной речи учащихся через полные ответы на вопросы.

Обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Коррекция произносительных навыков.

Коррекция сенсомоторного развития.

Развитие ритмичности, плавности и соразмерности движений.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к живой природе, умение работать в коллективе.

Оборудование: Интерактивная доска, фортепиано, маски зайцев, карточки с названиями зимних месяцев, индивидуальные карточки с заданиями, искусственные ёлки, набор букв по количеству учеников, книга «Животные наших лесов» Ю.К.Школьник. Москва, изд. ЭКСМО, 2013 г.

Ход урока:

Орг. Момент:  

Учитель: Доброе утро, коллеги.

Учитель ритмики:

Учитель: Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь. А теперь повернитесь к гостям и поздоровайтесь с гостями.

Учитель: Сегодня мы проведём вместе с учителем ритмики  Адой Михайловной. На уроке мы совершим путешествие в лес.

Учитель: Мы хотим напомнить вам правило поднятой руки. Что оно означает?

Ученики:  Если хотим ответить, надо поднять руку, а не кричать с места.

Учитель:  Молодцы, правильно! Я сейчас напомните мне какое сейчас время года? Только отвечать полным ответом.

Ученики:  Сейчас время года зима.

Учитель:  Раз сейчас зима, значит мы совершим путешествие в зимний лес.

Учитель ритмики: Зима красивое время года. Но его можно не только увидеть на картинах, но и услышать в музыке. Давайте послушаем!

Исполнение произведения из цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Учитель ритмики:  Так зиму описал русский композитор П.И.Чайковский.

Основная часть:

Проверка домашнего задания:

Учитель: Сейчас я проверю, как вы справились с домашним заданием. Вам было задано выучить зимние месяцы по порядку.

Учитель: Сколько зимних месяцев году?

Ученик: В году три зимних месяца.

Учитель: Назовите их.

Ученик: Зимние месяцы: это декабрь, январь и февраль.

Учитель: Молодец, правильно. Теперь я, раздам вам карточки с названиями зимних месяцев, а вы расставите их последовательно сверху вниз.

3 группа: Самостоятельно (Ваня, Виталик, Хава).

4 группа: С помощью педагогов (Руслан, Настя, Руслан).

Инд. Программа:  Как называется самый весёлый зимний праздник? (Аня).

Учитель: Посмотрите на доску и проверьте самостоятельно, правильно ли вы расставили зимние месяцы? Молодцы, вы правильно справились с домашним заданием. И заработали снежинки.

Раздача снежинок.

Новая тема:

Учитель:  Тему нового урока вы узнаете, когда отгадаете загадку. Готовы?

Ученики: Да.

Учитель:  Прыгает ловко – любит морковку. Кто это?

Правильно. Это заяц. И сегодня тема урока: Дикие животные. Заяц.  За правильные ответы на вопросы, активное участие в уроке вы будите получать морковки и складывать их в свои тарелочки.

Учитель ритмики:  Давайте немного разомнёмся и потанцуем.

Дети, встаньте, улыбнитесь.

Все в зайчишек превратитесь.

Раздаются шапочки с заячьими ушками.

Танец «Зайчата».

  • Из – за ёлок на опушке, чьи-то выглянули ушки,

Сколько маленьких зайчат, здесь под елочкой сидят.

Припев: Ля-ля-ля, здесь под елочкой сидят?

  • Мы попрыгаем у ёлки, не страшны нам серы волки.

Прыгай, прыгай, скок да скок, белый маленький зверёк.

Припев: Ля-ля-ля, белый маленький зверёк.

  • Лапки наши мы погреем и поскачем поскорее.

На дворе большой мороз, отморозить можно нос.

Припев: Ля-ля-ля, отморозить можно нос.

  • Зайка, Зайка, берегись и Лисе не попадись!
  • Ты, Зайчишка, не зевай, а быстрее убегай.

Припев: Ля-ля-ля, не зевай, а быстрее убегай.

Учитель: Теперь я сниму с вас заячьи ушки, и вы снова превратитесь в учеников. Как ученики вы правильно сядете на свои места и вспомните правило поднятой руки.

Молодцы вы весело танцевали. Напомните мне тему нашего урока.

Ученики: Дикие животные. Заяц.

Учитель: А почему заяц – дикое животное? Помним про правило поднятой руки.

Ученик: Заяц – живёт в лесу и сам добывает себе еду. Сам заботится о своих детёнышах.

Учитель: Правильно, молодец. Получай морковку.

Учитель: А какого цвета у него шубка зимой?

Ученик: Зимой у зайца белая шубка.

Учитель: Правильно, молодец. Получай морковку.

Учитель: Молодец! К нам в гости прискакал Заяц. И приглашает нас в зимний лес, чтобы больше рассказать о себе и показать лесных жителей. Закройте глаза и посчитайте от 1 до 5. Откройте глаза и посмотрите на доску.

Рассказ  зайца (показ слайдов).

Учитель: Зимой теплая, пушистая белая шубка помогает прятаться зайцу в снегу от таких диких животных как лиса, волк, рысь, куница,  и птиц – орёл, ястреб, которые его ловят. Летом заяц серый и его не заметно среди травы,  земли и камней. Спасает его и умение затаиться в высокой траве, в овраге, в снегу и тихо лежать, пока хищник проходит рядом, не заметив зверька. Но зайца не легко поймать, он быстро бегает и хорошо умеет путать свои следы. У зайца длинные уши, которыми он слышит очень  тихие звуки. У него передние лапы – короткие, а задние лапы - длинные, крепкие, которые позволяют  хорошо прыгать. Найти зайца сложно: днём он прячется, а ночью выходит поесть травы, листья, коренья, кору с веточек.

Учитель: Ребята, а ведь заяц живет и в лесах и небольших участках леса нашего Краснодарского края. Кто бывал в лесу, тот мог видеть следы зайца. Ребята, давайте скажем Зайцу спасибо за интересный и поучительный рассказ о себе.

Ученики: Спасибо.

Учитель: Молодцы, вы хорошие зайчики, но ещё лучше будете учениками. Мы продолжим наш урок в классе. Закрыли глаза и посчитали от 5 до 1. Вот мы вернулись в класс 

Учитель ритмики: Все умеем мы трудиться,

И конечно, веселиться.

Раздаются шапочки с заячьими ушками.

Зверобика

1. В лесу у речки прыгал зайка.

Он, видно, с речки воду пил.

И нам, как зайка, прыгать надо,

Как зайка надо повторить.

Припев: Раз, два, три, ну-ка повтори!

        Три, четыре, пять, повтори опять!

        Очень хорошо!

2. Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Её спугнул наш шустрый заяц

И спас от цапли лягушат.

Припев: Раз, два, три, ну-ка повтори!

        Три, четыре, пять, повтори опять!

        Очень хорошо!

3. Живёт на свете очень много

Зайчишек, кошек, птиц и змей,

Но человек, - ты друг природы,

И должен знать повадки всех зверей.

Припев: Раз, два, три, ну-ка повтори!

        Три, четыре, пять, повтори опять!

        Очень хорошо!

Учитель: Слово «заяц» словарное. Давайте его разберём и запомним.

Слайд.

Учитель: Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

Ученик: В слове заяц 2 слога.

Учитель: Молодец, за правильный ответ получи морковку. На какой слог падает ударение?

Ученик: Ударение падает на 1 слог.

Учитель: Молодец, за правильный ответ получи морковку. Сколько всего букв слове? 

Ученик: В слове «заяц» 4 буквы: З, А, Я, Ц.

Учитель: Молодец, за правильный ответ получи морковку. Какая буква в слове первая?

Ученик: Первая буква в слове «заяц» З.

Учитель: Молодец, за правильный ответ получи морковку. Какая буква в слове последняя?

Ученик: Последняя буква в слове «заяц» Ц.

Учитель: Молодец, за правильный ответ получи морковку.

Раздать морковки за правильные ответы.

Учитель: Заяц - любимый герой сказок и рассказов. Назовите сказки рассказы , где один из героев сказки – заяц?

Слайд.

Ученики:

Учитель: Молодцы! Получите морковки. А теперь по памяти соберём из букв слово ЗАЯЦ.

Игра «Собрать слово из букв».

3 группа: Собрать слова из букв.

4 группа: Найти первую букву слова.

Инд. Программа:  Покажите, какие ушки у зайца.

Закрепление.

Учитель: Все игрушки животных в коробке у меня перемешались. Помогите им найти свой дом. Где живут дикие животные?

Ученик: Дикие животные живут в лесу.

Учитель: Правильно? Дикие животные живут в лесу? 

Ученик: Да.

Учитель: Молодец! Получай морковку. Значит, диких животных мы поселим в лесу. А домашних животных куда поселим? Помним про правило поднятой руки.

Ученик: Домашних животных мы поселим рядом с домом человека.

Учитель: Молодец! Получай морковку. Задание понятно? Приступаем.

Игра «Дом и лес». На дифференциацию домашних и диких животных.

3 группа: Самостоятельно.

4 группа: С помощью педагогов.

Инд. Программа: Вместе с педагогом. 

Раздать морковки за правильные ответы.

Практическая часть.

Учитель: Сейчас мы поиграем с песком.  Попробуйте его, поиграйте с ним. Какой песок?

Ученик: Песок – серого цвета, сыпучий.

Учитель: Опустили пальцы в песок и пошевелили пальцами в песке. Молодцы, правильно, не поднимаем высоко руки. А сейчас возьмите трафареты. Чей это трафарет?

Ученик: Это трафарет зайца.

Учитель: Правильно, сейчас мы будем пальцами обводить трафарет зайца. Покажите мне указательный палец на правой руке. Им мы и будем обводить трафарет. Начинаем.

Работа с трафаретом зайца.

Учитель: Молодцы. Теперь покажите мизинец. Обводим трафарет мизинцем. Молодцы. Теперь обведём трафарет большим пальцем. Молодцы!

Раздать морковки за правильное выполнение задания.

Итог:  

Учитель: Понравилось вам путешествие в лес?

Что вы узнали о зайце?

Учитель ритмики:

Учитель: Вы сегодня очень старались, зарабатывали морковки. Посчитайте сколько у каждого морковок, от их количества зависит ваша оценка.

Домашнее задание:

Учитель: Вечером с Олесей Владимировной вы выполните следующие задания.

Игра «Найди и раскрась».

3 группа: Найти контур зайца и раскрасить его.

4 группа: Заштриховать зайца по образцу.

Инд. Программа. Раскрасить зайца на картинке, не выходить за контуры рисунка.

Учитель:  Ребята, а заяц прислал нам смс. Давайте её прочитаем.

Чтение смс со слайда.

Учитель:  Давайте найдём подарок, который оставил нам заяц. Покажите левую руку, а теперь левую ёлку.

Дети показывают левую руку, а затем левую ёлку.

Учитель:  Молодцы! Вы заработали это угощение. Спасибо всем за урок. Попрощайтесь с гостями.

Ученики: Спасибо. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Заяц

Слайд 19

Загадки Длинные ушки, Быстрые лапки. Серый, но не мышка Кто это? … (Зайчишка) Прыг-скок, Прыг-скок, Длинноушка – Белый бок. (Заяц) Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. Серое брюхо, длинное ухо . (Заяц) Ушастый зверёк – Скок на пенёк! Никого не обижает, А всех сам боится. (Заяц) Считалки. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, ой-ой-ой! Умирает зайчик мой! Повезли его в больницу. Он украл там рукавицу. Повезли его в буфет. Он украл 100 грамм конфет. Привезли его домой. Оказался он живой! Загадки, считалки.

Слайд 20

Стихи о зайце. О зайце Д. Хармс Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Запер домик на замочек И пошел в универмаг Покупать себе платочек, Лампу, зонтик и гамак. *** И. Токмакова Стой, зайчонок, не беги По тpопинке yзенькой. Лyчше ты побеpеги Хвостик свой кypгyзенький. Лис кpадется вдоль тpопы. Вpяд ли ищет он гpибы! Заяц-барабанщик В. Берестов За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: - Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки.

Слайд 24

Домашнее задание: Игра « Найди и раскрась ». 2 группа: Раскрасить картинку. 3 группа: Найти контур зайца и разрисовать его. 4 группа: Заштриховать зайца по образцу. Инд. Программа. Показать зайца на картинке.

Слайд 25

Гузева Светлана Владимировна учитель начальных классов ГБСКОУ школы – интернат №15, Г. Краснодар. МОЛОДЦЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Презентация и план-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»

План-конспект открытого урока   по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации  из картона и цветной бумаги  «Букет для ма...

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы,   нормы оценок по предмету, требования к...

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...