Урок окружающего мира "Мир глазами географа.Географическая карта.Глобус"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Силякова Светлана Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

                                       УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА. ГЛОБУС

4 КЛАСС

 Подготовила учитель начальных   классов

Силякова Светлана Николаевна

 

 Саранск 2014

Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о рельефе Земли, о глобусе и географической карте.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

- познакомить с новыми понятиями: «плоскогорье», «равнина», «географическая карта»;

- формировать умение работать с глобусом и физической картой;

Развивающие:

- формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

- развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

Планируемые результаты

Предметные:

- должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений;

- уметь показывать на  карте равнины,  горы, свою малую родину.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого.

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповая,  практическая работа, работа по контурной карте

Учебник: Е.В.Cаплина, А.И.Саплин «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, АСТ «Астрель»Москва, 2014 г.

Необходимое техническое оборудование: глобусы, физическая карта, компьютер, проектор, презентация к уроку  

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация знаний.

III. Самоопределение к учебной деятельности.

IV. Работа над новой темой.

V. Физкультминутка

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

VIII. Самооценка

IX. Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»

II. Мотивация, актуализация знаний

- Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.

1 мальчик говорит: - Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

2 мальчик говорит:- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю ещё и иностранный язык.

3 мальчик говорит: А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.

- Что ребята это за язык такой – географический? Обсудите в группах. (Это язык карт.)
- Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать?

 Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

 Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте,мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

II. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель: Что такое глобус?

  Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

  Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

  Учитель: А какой был древний глобус?

  Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира

- В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, и оба принадлежали Петру Первому. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Чтобы перевести первый глобус пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

  Учитель: Какие глобусы бывают?

(Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

 Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

 Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.)

IV. Работа над новой темой

-- Ребята, я предлагаю каждому выбрать на глобусе ту точку, куда бы вы хотели отправиться в путешествие. Для этого вам надо всего лишь раскрутить глобус и с закрытыми глазами остановить его. (Дети называют выбранные места).

- Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

(Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)

- Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

- А что же такое «географическая карта»? (Ответы детей)

- Географическая карта — это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

На сегодняшнем уроке мы совершим интересное путешествие по России, побываем в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, полезными ископаемыми.  Н. М. Пржевальский сказал: “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”.

 У нас есть спутник, вместе с которым будем путешествовать.

Узнайте его!

Доброе, яркое,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит

                                (Солнце)

- Конечно, это солнышко! И сегодня мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке)

- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, синий в виде ниточек)

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка

- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

(Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка)

- Что вы скажете о поверхности полуострова?

(С севера на юг по всему полуострову проходят горы)

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

(Его высота 4750 м)

-         Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6 –7  лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

(Над Средне-Сибирским плоскогорьем)

1 группа получает задание

1. Где остановилось наше солнышко?

2. Что вы видите на карте?

3. Что значит слово плоскогорье?

4.Что вы можете сказать о поверхности?

ОТВЕТЫ:

- Над Средне  – Сибирским -----------------.

- На этом участке 3 цвета: зелёный, -----------, коричневый.

- Плоскогорье – плоская --------.

- Здесь много возвышенностей, холмов, плоскогорье похоже на горную страну.

Слова для справок: Плоскогорье, жёлтый, гора.

- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Средне – Сибирское плоскогорье.

- Что вы видите на карте?

(На этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)

- А что значит слово « плоскогорье»? Как вы думаете?

(Плоскогорье – это плоская гора)

- Вот более точное толкование из словаря С.И. Ожегова: Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- Что вы можете сказать о поверхности?

(Здесь много возвышенностей, холмов)

- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: слайд

Ответственный в группе показывает плоскогорье и рассказывает о рельефе.

Физкультминутка

Встали, вытянулись как горы.

Нагнитесь к земле, теперь вы холмик

Присели, руки в стороны, вы - равнина.( Повторить горы, холмы, равнины 3 раза)

- Продолжим наше путешествие

Солнышко закрепляется над Западно - Сибирской равниной.

2 группа получает задание

1.Где мы оказались?

2.Что нам об этой равнине расскажет карта?

ОТВЕТЫ:

- На Западно – Сибирской ----------.

-Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в ------------- цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.

Слова для справок: равнине, зелёный.

- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Западно – Сибирскую  равнину.

-  Где мы оказались?

(На Западно - Сибирской равнине)

- Что нам об этой равнине расскажет карта?

(Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.

Ответственный в группе показывает равнину и рассказывает о рельефе.

 - Западно - Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности.

Подоконник, стол, крышка шкафа и т.д.

- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло?

Вода растеклась по столу.

- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами

3 группа получает задание

1.Что вы видите на карте?

2. Что вы можете рассказать об этих горах, внимательно посмотреть на карту?

3. Какая самая высокая гора?

4. Что вы можете сказать о вершинах гор?

5.Это высокие горы?

ОТВЕТЫ:

- Горы, так как окраска коричневая и жёлтая.

- Это --------------- горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России.

- Самая высокая гора – Народная

- Вершины гор невысокие, неострые. Склоны пологие.

- Горы невысокие. Потому что нет тёмно ---------------

Слова для справок: Уральские, коричневого цвета.

- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Уральские горы.

- Что вы видите на карте?

Горы, т.к. окраска коричневая и желтая

- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?

Это Уральские горы. Она протянулась с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.

- Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то тысячу лет назад, его назвали Каменный пояс. Реки стекают с уральского хребта и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит Материк Евразию на Европу и Азию.

- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрим на схему:

                        На рисунке изображены старые горы.

- Что вы можете сказать о вершинах гор?

Вершины невысокие и неострые, склоны пологие

      И опят нас дорога зовет

Мы движемся на запад,

 Так солнышко ведёт.

        Солнышко закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

4 группа получает задание

  1. Где остановились мы сейчас?
  2. Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен?

Ответы:

-  Мы остановились на Восточно – ---------------- равнине.

- Это равнина , потому что на карте она обозначена светло зелёным цветом. И на ней --------------- жёлтого цвета.

- заплатки это возвышенности.

Слова для справок: Европейской, заплатки.

- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?

Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.

- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.

- Так в чем же тайна желтых пятен?

Это возвышенности

- Как еще называют Восточно-европейскую равнину?

Эту равнину еще называют Русской равниной.

- А сейчас путь держим на юго-запад.

Солнышко закрепляется над Кавказскими горами

5 группа получает задание

1.Что рассказывает  вам карта?

2.Что вы можете сказать об этих горах?

3. Как выглядят вершины гор?

Ответы:

- Это ---------. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.

- Это горы --------------. Их вершины покрыты снегом.

- Вершины гор -------------.

Слова для справок: горы, высокие, острые.

- Что рассказывает нам карта?

Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

- Что вы можете сказать об этих горах?

Это высокие горы. Их вершины покрыты снегом.

- Рассмотрите рисунок, на нем изображены горы. Как выглядят вершины гор?

Вершины гор острые.

Вывод:

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

 Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился “Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете? Совершенно верно. Горы хоть и не живые том не менее они растут, разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину.

- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли от восточных границ,  до западных.

Как называется эта карта? (физическая карта России); Какие цвета вы видите на карте? (коричневый, зеленый, синий) Что обозначено синим/ коричневым/зеленым цветом (вода, горы, равнины)

Как вы думаете какой участок земной поверхности называется равниной?(Ровный)

. Каким цветом показаны равнины на карте?(зеленым) Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено желтым и зеленым? (есть возвышения);

Перед детьми физическая карта России (задание найти на контурной карте все равнины на территории нашей страны и раскрасить цветными карандашами).

Рефлексия

- Ребята нарисуйте человечка на равнине, горе в зависимости от участия в уроке;

- Возьмите листы самооценки. Выполните задания.

1.Раскрась шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.

2. К ниточке шарика « привяжи» отметку, которую ты  поставил себе за работу на уроке. Покажи свой лист ребятам.

3. Закончи предложение: На уроке я узнал……

Д-з  Нарисовать (создать модель машины) машину, на которой можно двигаться по воде и по суше

. Учитель. Мне было очень приятно работать с вами и поэтому я говорю вам большое спасибо за урок!

 

Лист самооценки

оценка

1

Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?»

2

Работа в группах

3

Работа по карте

4

Ответы на вопросы в течение урока

5

Сообщение о первом глобусе

6

Творческая работа

7

Оценка за урок

Список использованной литературы:

1.Алексеев С.П.Что такое, кто такой.М.:Педагокика-пресс,1996;
2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.М.:Дрофа,1997;
3. Береговой Г.А. Космос - землянам. М.:Молодая гвардия,1983;
4. Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. М.:Вече,2001;
5. Чудакова Н.В. Я познаю мир. География. – М.: АСТ,1997.

Интернет – ресурсы:

http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-globus-ot-karty/

InternetUrok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель) Тема: Береги глаза как зеницу ока

Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему ...

Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...