Урок - исследование "Вода". Окружающий мир, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Липина Маргарита Николаевна

 

Урок-исследование.

Цель: Организовать исследовательскую  деятельность учащихся, направленную на   совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - исследование "Вода".46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Окружающий мир.    

 Класс: 3

Учитель: Липина Маргарита Николаевна  МОУ «СОШ №10» г. Ухта

Тема урока: Вода.

Тип урока: Урок-исследование.

Цель: Организовать исследовательскую  деятельность учащихся, направленную на   совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Планируемые результаты:

Предметные

- у учащихся будут сформированы и дополнены знания о свойствах воды, об её основных физических и химических свойствах.

-учащиеся научатся проводить несложные опыты, формулировать на основе наблюдений выводы, фиксировать результаты опытов.

- учащиеся обретут  навыки  экспериментального  исследования свойств  веществ.

Личностные

-у учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

-учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

-учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

-учащиеся смогут научиться:  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

-учащиеся смогут научиться:  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

-учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению, работать в коллективе.

Ресурсы:

•        Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – Москва: Издательство «Просвещение», 2013.

•        Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль, молоко, краски, лёд, строительный песок, бумажные «капельки воды».

•        Ноутбук, мультимедиа приставка, авторская презентация в Power Point  (автор Липина М.Н.).

 •          Лист юного исследователя, лист самооценки.

Ход урока:

№ этапа, время

Этап урока

Деятельность учителя, задания

Деятельность учащихся

ИКТ

Формируемые УУД

1.

2 мин

2.

5 мин

3.

10 мин

4.

20 мин

5.

3 мин

6.

5 мин

Организацион-

ный момент.

Мотивация познаватель-

ной деятельности.

Формулиро-

вание темы урока.

Актуализация знаний.

Постановка проблемы, цели  и задач.

Организация познаватель-

ной деятельности.

Контроль и оценка достижений.

Подведение итогов. Рефлексия.

-Здравствуйте ребята!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- У меня для вас есть сюрприз.

-Что вы представляете, слушая эту запись?

-Что создаёт эти звуки?

-Часто ли в жизни мы сталкиваемся с водой?

-О чём будем говорить на уроке?

-Назовите тему урока.

-Много ли мы знаем о воде?

Фактически количество воды на земле неизменно со дня рождения нашей планеты. Интересный факт, что вода в вашем стакане упала с небес еще неделю назад, но повидала динозавров и зарождение живого на земле.

Даже человек, и тот, состоит из воды: у новорожденного в теле содержится 86%, у старого же человека – не более 50%.

Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды – пять-семь суток.

-Можем ли мы обойтись без воды?

Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без  воды он не сможет жить.

--Чем является вода для нас?

Известный французский писатель, летчик Антуан де Сент- Экзюпери (автор сказки «Маленький принц»), самолет, которого потерпел  аварию в  пустыне Сахара, писал так: «Вода!  У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что такое!  Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

 Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

-А как мы говорили о воде?

-Какой вывод можем сделать?

Работа в команде (по рядам).

“Вода на Земле” (каждая команда называет формы пребывания воды на Земле и записывает их маркером на ватмане).

На вопрос: какая бывает вода? Каждая команда должна назвать как можно больше слов.

Вода о себе говорит:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Как вы это понимаете?

- О каких признаках воды говорится в загадке?

- А как признаки можно назвать научно?

- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

Учащиеся отвечают на вопросы: где можно наблюдать воду в твердом состоянии? В жидком состоянии? В газообразном?

Какой вывод можем сделать?

Я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока.

История: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги.  Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

-Узнать ответ на этот вопрос нам помогут знания о свойствах воды.

-Раз это свойства воды, их кто-то выявил?

-Значит, воду изучали. Кто изучает воду?

-Кто такие гидрологи? Где мы можем найти ответ на вопрос?

-Давайте найдём ответ в толковом словаре.

-Вы хотите узнать о свойствах воды? Тогда за работу!

Давайте превратим наш класс в лабораторию, а мы будем исследователями.

-Какая будет цель  нашего исследования?

- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

-Как вы думаете свойств много?

На это требуется много времени. Что мы можем сделать, чтобы ускорить нашу работу?

- Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

- Зачем нам нужны эти правила?

-Какие задачи будем решать на уроке?

- Приглашаю вас занять определенные по жеребьевке места.

Задание для групп:

1.Учащиеся из группы «химиков» проводят опыты.

2. Задание для «журналистов».

Вспомнить пословицы, поговорки, загадки о воде. Подобрать фразеологизмы, где есть упоминание о воде. Подобрать интересные сведения  о воде.

3. «Медики» готовят сообщение о действии воды на организм человека.

4. «Экологи» готовят сообщение «Экологическое значение воды».

Для этого каждой группе  я даю книги, которые помогут в вашем исследовании.

Книги:

«Пословицы и поговорки».

«Загадки».

Энциклопедии:

 «Я познаю мир: естествознание».

 «Что есть что? Вода».

 «Воздух. Вода. Погода и климат».

Опыты по выявлению свойств воды.

1. «Вода прозрачная».

Перед  детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

2. «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

3. «У воды нет вкуса».

Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать для сравнения сок. А морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Может ли ее пить человек?

4. «Вода - жидкая, может течь».

Дети берут 2 стаканчика - один с водой, другой - пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Почему вода льется?

5. «Что происходит с водой  при охлаждении и при нагревании».

Дети берут колбу с трубкой, заполняют подкрашенной водой и опускают в горячую воду. Что вы заметили?

 Эту же колбу ставят в тарелку со льдом. Что происходит?

6. «В воде одни вещества растворяются, а другие нет».

Дети кладут в один стакан с водой обычный песок и пробуют его размешать ложкой, Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан с водой дети кладут ложку соль и размешивают.

Что произошло? В каком из стаканов вещество растворилось? Затем другие учащиеся размешивают акварельные краски (у каждого своя) в стаканах с водой. Почему вода стала цветной?

Физминутка.

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все, как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Выступление групп.

Игра «Фразеологизмы».

1. Как капли воды; 2. Как рыба в воде; 3. Как в воду кануть; 4. В рот воды набрать; 5. Выйти сухим из воды; 6. Как в воду глядеть.

 Мудрый народ сложил много пословиц о воде.

Была бы водица, а зелень народится.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Вода – мать полей, а  без матери не проживешь (китайская пословица).

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (английская пословица).

 Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня (узбекская пословица).

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

Значение воды для человека.

Вода входит в состав тканей, без нее невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды - 3 дня. Вода очищает организм от токсинов, необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.

Давайте попробуем это сделать. Понравилось ли вам пить воду именно так, правильно?

Экологическое значение воды.

Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушайте старинную легенду.

 В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что – эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя  века  нашелся человек,  который из-за сиюминутной  выгоды, расширил отверстие. Вода  пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой.  Вскоре  родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

 – Как вы понимаете слова «деревня высохла»?

 Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.

Нам нужна для жизни только чистая пресная вода.

Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Как люди охраняют воду от загрязнений? Как каждый человек должен беречь воду? Как можно решить экологические проблемы реки? (На ватмане записываются предложения детей).

Исследовательские листы каждой группы собираются (приклеить) на один лист (А4).

-Ребята, у нас получился целый продукт, памятка – всё о воде. Мы её размножим и каждый, вклеит её в тетрадь. Это результат нашего исследования.

Какая проблема у нас была поставлена? Теперь мы можем ответить на вопрос,  почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

О каком свойстве воды это говорит?

-Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.

-Что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели? Задачи, которые ставили, выполнили?

-Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке?

-А в какой группе всем бы хотелось оказаться?

Дома вместе с родителями, бабушкой, сестрой по учебнику проведите опыты с.52.  Вы будете настоящими химиками. А ребята из 1 группы (бывшие химики) сочинят  маленький рассказ.

Тема на выбор:

«Приключение капельки».

«Приключение облачка».

«Приключение снежинки».

-Ребята, у меня возник такой вопрос, а может ли вода течь вверх? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.                               - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Называют, с чем ассоциируются эти звуки (капель, водопад, ручей и др.).

Приводят примеры,  где можно встретиться с водой.

О воде.

Вода.

Делятся своими знаниями о воде.

Нет.

Богатством.

Читает ученик.

Вода это богатство.

Вывод: Вода природное богатство.

Океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды.

Питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая.

Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

- Это свойства воды.

- Жидкое, твердое, газообразное.

Лед, снег.

Пар, туман.

Вывод: Вода - уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое.

Варианты ответов детей.

Да.

Экологи, гидрологи,океанологи

Спросить у товарища, в словаре, в интернете «Википедия».

Читают значение слова.

Гидролог – это специалист, который изучает воды Земли, их свойства, распространение.

Исследовать воду.

Выявить  свойства воды.

Провести опыты. На основе опытов получить новые знания о воде.

Работать в группах.

Называют правила работы в группе.

1.правило: умей слушать и понимать других.

2. правило: не перебивай.

3.правило: дай возможность высказать свое мнение каждому.

4.правило: умей договариваться и приходить к общему мнению.

1.Узнаем свойства воды (химики).

2.Найдём ответ на проблемный вопрос (журналисты).

3.Выясним значение воды для человека (медики).

4.Объясним, почему воду надо беречь (экологи).

- Дети рассаживаются по группам (химики, журналисты, экологи, медики).

Работа в исследовательских листах.

Учащиеся делают выводы и записи в своих исследовательских листах.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Ответы детей.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Вывод: вода жидкая, может течь.

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.

Соль, краска в ней растворилась.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

Дети сопровождают слова учителя действиями.

Журналисты говорят фразеологизмы о воде, ребята из других групп объясняют значения.

Журналисты читают пословицы и просят их объяснить.

Ответы детей.

Сообщение журналистов.

Сообщение медиков.

Каждый юный исследователь пьет воду из своего стаканчика мелкими глотками.

Ответы детей из других групп.

Сообщение экологов.

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Ответы детей из других групп.

- Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

Вода растворитель.

Анализируют и оценивают результаты своей деятельности.

Ответы учащихся.

Химиков.

Запись «Звуки воды».

Личностные УУД:

прививать интерес к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД :

-Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

Формировать интерес к изучению темы.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Коммуникативные УУД :

Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

Определять границу «знания – незнания».

Личностные УУД

-Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-Формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации. Коммуникативные УУД :

-Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Регулятивные УУД

-Закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные УУД

-Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД :

-Строить монологическое высказывание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист юного химика.

Свойства воды

опыт № 1______________________________

опыт №2 ______________________________

опыт №3_______________________________

опыт №4 ______________________________

опыт №5_______________________________

опыт №7_______________________________

Лист самооценки в виде снежинки, капельки, облачка (вклеить в тетрадь).

Лист самооценки.

Сегодня на уроке

• я научился _______________________________________

• могу похвалить себя за то, что_______________________

• могу похвалить одноклассников за то, что _____________

• больше всего мне понравилось ______________________

• для меня было открытием то, что_____________________

Лист юного исследователя.

Свойства воды.

Пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы о воде.

Значение воды для человека.

Экологическое значение воды.

Устный журнал (резерв).

Интересные факты о воде.

1.        Почему снег белый?

     Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце.

2.        В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.

3.        Почему на окнах появляются снежные узоры?

     Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор.

4.        Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в водяной пар.

5.        Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.

6.        Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.

7.           Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи.

8.          Все растения. Обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят вглубь земли до 2метров, у деревьев – на 10 – 12метров, а  у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха.

9.         Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу. Есть на земле и такие интересные животные, у  которых вода образуется из жира. Никогда не пьют воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли.

10.      Где еще можно найти воду на Земле? Конечно же , в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды.

11. Горячая вода, помещенная в холодильник, замерзает быстрее холодной. Ученым так и не удалось до конца разгадать эту загадку. Интересный факт: горячая вода эффективнее тушит пожары, чем холодная.

12. Лед существует не только на нашей планете. Имеются подтвержденные данные о присутствии льда на других планетах Солнечной системы и в ядрах всех комет. Так же, льдом покрыта вся Европа – один из спутников планеты Юпитер.

Техника безопасности.

•        Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

•        С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

•        Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

•        Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Дополнительная физминутка.

Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консрект урока по окружающему миру "Леса России"

Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....

Презентация к уроку по окружающему миру "Символы России"

ПРезентация составлена в виде игры "За семью печатями". Детям очень нравится. Воспитывает патриотизм и любовь к своей родине....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...