Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Черкашина Ирина Богдановна

 

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий ( по­знавательных, коммуникативных, регулятивных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_teme.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме:

«Формирование универсальных учебных

 действий на уроках окружающего мира»

        

Черкашина И.Б.

учитель нач. классов

МБОУ СОШ №5

2015г.

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь –

лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий ( познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Как формировать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках окружающего мира?

Приготовить вопросник!!!!Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу…  Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты, интегрированные – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

 
Метапредметные  результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения  учиться.

Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);

логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);

постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления.

Наличие фундаментального образовательного объекта. Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.

Первая. -  Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит 
универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).

Вторая. -  Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Основная задача метапредмета 
«Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

Основная задача метапредмета 
«Знание»: формирование способности работать с понятиями. 

Основная задача метапредмета
 «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета 
«Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Особенности метапредметного  урока:

Это интегрированное занятие.

Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием и способов самостоятельного добывания знаний.

Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Системная работа со способом.

Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий:

Определение и понятие.

Рисунок и схема.

Знание и информация.

Цель и задача.

Роль и позиция.

Модель и способ.

Содержание и форма.

Знание и незнание.

Порядок и хаос.

Изменение и развитие.

Простое и сложное.

Структурные элементы урока

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.

Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

Добиваться от учеников аргументированных ответов.

Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

Чётко и точно формулировать задание.

Способность к импровизации.

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»

                                                                                         Александр Пятигорский

Наша задача при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать работу детей так, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В программе « Начальная школа ХХI века» деятельностный подход лежит в основе развивающего образования. В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка , причём не только в индивидуальной , а в совместной, коллективной деятельности.

Познавательная деятельность – включает в себя : общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Приёмы:

Перепутанные  логические  цепочки

1 класс. Тема «Ноябрь – зиме родной брат»

Выбери признаки ненастной погоды:

солнечно,

дождливо,

сыро,

 ветрено,

 тепло,

безоблачно,

грязно

Для описания какого осеннего месяца подходят эти слова?

Расскажите по картинке о ноябре.

Почему его называют братом зимы?

Приём чтение с пометками».

 Учащиеся читают текст в учебнике, ставят  на полях  соответствующие знаки.

     Пометки   могут   быть  следующие:

-   Знаком «галочка» (v)  отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику .Он раннее с ней познакомился.

      - Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и        требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

        -   Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит       этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Окружающий мир 2 класс

  Тема:« Почему нужно правильно питаться.»

Познавательная деятельность: чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста.

Найди  в тексте ответ  на вопрос:  зачем  нужны  нашему  организму  витамины?  

Чтение с пометками».

Постановка вопросов,  устанавливающих причинно – следственные связи.

 Более ста лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других их добавлял. Оказалось, что животные, которые не получали витаминов, быстро погибали. Недаром  слово  витамин  происходит  от латинского  слова  вита, что означает  «жизнь».

Работа над вопросами,  устанавливающих причинно – следственные связи.  

Выделяется шесть типов оценочных вопросов:

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,                    вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. « Как бы вы поступили…?»

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. « Что бы изменилось.., если бы..?

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что – хорошо, а то – плохо?»

Карточка -помощница. 

«То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».

«Почему?». « Что бы изменилось.., если бы..?

« Как бы вы поступили…?»«Почему что – хорошо, а то – плохо?»

Регулятивная   деятельность  –   научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат . Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

рассказ- предположение по ключевым словам;  

«Бизнес-план»

« Мозговая атака или «штурм»

верные и неверные утверждения;

«Верите ли вы, что…»

Рассказ- предположение по ключевым словам

1 класс. Тема: «Твои помощники-органы чувств»

Отгадай.  (Нос, Язык,Пальцы) О чем мы будем говорить на уроке? ( Выскажи свое предположение, используя эти слова.)

Приём «Мозговая атака или штурм»:

« Что полезнее – есть много или мало?

Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также и формирует нестандартное мышление.

Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Верите ли вы, что…»

( Такой прием можно использовать при проверке домашнего задания)  

Класс делится на две команды.

 Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Например: 3 класс. Тема. «Почва- среда  жизни организмов»

1 команда:- Верите ли вы, что с наличием  перегноя  связано плодородие почвы?

2 команда:- Верите ли вы, что растений и животные участвуют в повышении плодородия почвы?

Тема: « Растения- живые существа»

  • Выбери слова из карточки, доказывающие, что растения - живые существа.

Карточка - помощница:

«Живые существа»:

Растут.

Умение строить жилище

Питаются

Двигаются

Погибают

Размножаются

Воспитание потомства

Дышат

Окружающий мир. 2 класс.

Тема : « Режим дня». 

Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»

 Регулятивная деятельность: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ( целеполагание).

-Что такое режим дня? Зачем его нужно выполнять? 

                     

 Окружающий мир. 4 класс.

 Тема: « Пищеварительная система.»

Рубрика « Вспомни изученный материал»

Почему человек должен регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает

« жизнь». 

Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли» 3 класс

Технология проведения:  . Учащиеся получают инструктаж по организации работы по заданию (листы у каждого ученика).

Задание 1.       Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях?  («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)

Задание 2.       Напиши свои рассуждения по тексту о тюльпанах.  Согласен ли ты с тем, что тюльпан можно сравнить с самым красивым животным. Почему?

( Учебник, стр 58)

Работа в парах.

Задание 3. Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле» ( Учебник, интернет, )

« Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 4.    Составьте памятку   о бережном отношении к растениям.

( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 5.    Составьте научное сообщение об одном из видов  растений

по плану: Внешний вид растения, зарисовка его.

                  Место обитания. Размножение.

                  Интересные факты  ( Учебник, интернет, Растения.)

                   В конце урока подводятся итоги работы.  Выводы по теме.

                    Что понравилось?   Что вызвало трудности?

                    Над чем следует еще поработать?    

 

Что такое «ХИМС»?

Технология проведение:  Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

–С Собой возьму…

 Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются:

его способность самостоятельно мыслить;

анализировать любой вопрос;

умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения;

наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

Скажите себе: «Я - блестящий учитель, у меня прекрасные ученики!».

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

Веди ученика от собственного опыта к общественному.

Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

Учи анализировать каждый этап работы.

Критикуя, стимулируй ученика.

Список литературы:

  • Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2010
  • Загашев И. О.,. Заир – Бек С. И,.Муштавинская И.В.  Учим детей   мыслить критически.- Санкт – Петербург. Издательство «Альянс   Дельта», 2008.  
  • https://sites.google.com/site/prakticeskoeposobiedlaucitela/tehnologia-aktivnyh-metodov-obucenia/metodiceskaa-kopilka/okruzausij-mir
  • Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: 2010.
  • Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  •  Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  • Иванова Е. Формируя критическое мышление//Школьная библиотека. 2000. N 3. C.21-23  
  • Сборник программ  к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». -  М.: « Вентана-Граф», 2014г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Доклад на тему:"Формирование УУД младших школьников на уроках окружающего мира"

Материал подготовлен по программе "Начальная школа 21 века"...

Сообщение на тему "Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения"

Сообщение содержит презентацию к выступлению на заседании методического объединения учителей МБОУ Прогимназия №2. Выступление затрагивает особенности формирования универсальных учебных действий у млад...

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных действий  на уроках русского языка посредством заданий творческого характера....

Формирование универсальных умений на уроках окружающего мира

В статье рассматривается проблема формирования универсальных умений в контексте усвоения учебной программы "Окружающий мир" (автор - Елена Васильевна Чудинова. Система развивающего обучения Д.Б.Элькон...

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...