Конспект урока по окружающему миру на тему "Пищеварительная система".
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Луценко Елена Николаевна

Конспект урока для 4 класса, с целями и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lutsenko_e.n.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

УМК Начальная школа ХХI века

План – конспект  урока «Окружающий мир» 4 класс.

Тема: Пищеварительная система.

Цель: - формировать знания учащихся о пищеварительной системе, представление о необходимости заботы о своем здоровье и в первую очередь о важности правильного питания как  составной части сохранения и укрепления здоровья;

- способствовать хорошему аппетиту обучающихся;

-  развивать стремление соблюдать режим, регулярность питания.

- воспитывать культуру поведения во время принятия пищи.

Задачи: предметная: создать условия для уточнения знаний о пищеварительной системе;

Метапредметные: принимать учебные цели, желание учиться;

Регулятивные: осуществлять само-и взаимопроверку работ, определять цель учебной деятельности;

Познавательные: находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу; наблюдать и делать выводы;

Коммуникативные: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, плакат с изображением пищеварительной системы, плакат с кроссвордом.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинаем наш урок!

Организм свой изучаем,

Его надежно защищаем

От бездействия и лени,

От недуг и ожиренья,

Мышцы надо развивать,

Вовремя и есть и спать.

  1. Проверка д. з.

–  Ребята, с какими системами, находящимися в нашем организме, мы уже познакомились?

+ Нервная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, выделительная.

- Правильно. А сейчас мы с вами с помощью теста определим, как вы усвоили этот материал.

У каждого из вас на парте лежит тест. Возьмите его, подпишите и ответьте на вопросы. Около правильного ответа ставьте плюс.( Показ 1-го слайда)

- Я вижу, вы уже справились с заданием, теперь поменяйтесь листочками и проверьте тест соседа по парте. ( Показ 2-го слайда)

Если все правильно и ошибок нет, то ставьте «5» .

Если одна ошибка –«4»

Если 2 ошибки – «3»

Если 3 и более – «2»

Обратите внимание на экране правильные ответы.

Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3», «2».

3.Формирование новых знаний.

Ребята, послушайте загадку.

Загадка.

Когда сытый он молчит,

Когда голоден урчит.

- Что это?

+ Желудок.

- Как вы думаете, о чем  сегодня пойдет речь  на уроке?

+…

- Тема нашего урока «Пищеварительная система».

(Показ 3,4 слайда)

- Ребята, вы все  конечно знаете, что человеку для жизни, кроме воздуха, необходимы пища и вода: без них он умирает. Когда  человек долго не ест, то испытывает неприятное чувство голода, усталость и слабость. Если он поест, то становится бодрее и сильнее , хорошо работает. Пища нужна человеку для работы, а вам еще и для роста.

(Показ 5,6  слайда)

За счет питательных веществ ваш организм ваш организм растет и крепнет, поэтому пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно  употреблять овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества. Ведь в зависимости от того, сколько и  и каких продуктов съедает человек, он по разному «строится», растет. Известно, что тело человека содержит белки, жиры, углеводы, соли и воду. Эти вещества, должны постоянно пополняться.

(Показ 7-го слайда)

- Ребята, на прошлой перемене вы кушали. Но куда же делась пища, которую вы ели? Что с нею произошло?

+ …

- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать какие?

- Так давайте же отправимся открывать тайну исчезновения пищи.

( Показ 8 слайда)

Пища вначале попадает в рот. Значит, проникнув туда, мы и найдем дорогу, по которой ушла пища

- А кто живет во рту?

+ …

- Правильно, во рту живет язык – строгий охранник.

- А для чего нам нужен язык?

+ …

- Он помогает жевать, согревать или охлаждать еду, глотать, узнавать - соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная, он также помогает петь, говорить, смеяться. Язык еще охраняет и вход в пищеварительный тоннель. Он ни за что горьких и невкусных гостей не пропустит!

( Показ 9  слайда)

- Ребята, а что еще есть во рту?

+ Зубы

-Правильно. Они работают как жернова, хорошо перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.

И я надеюсь, что вы не забываете утром и вечером чистить зубы, чтобы сохранить их здоровыми.

(Показ 10  слайда)

- Ребята, вы замечали, что у вас во рту всегда мокро? Что это?

+ Это слюна.

- она постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее внутрь.

- Если попробовать, проглотить черствый хлеб, то все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

( Показ 11 слайда)

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит морковка, возьмите ее и откусите кусочек. Но вы сразу не глотайте его, а сначала дайте поработать зубам и язычку. Разжевали? Как вам кажется, слюна смочила морковь во рту? А теперь сделайте глотательное движение и проглотите морковь.
Получилось? И куда же она улетела, ведь во рту ее больше нет?

+ ..

(Показ 12-го слайда)

- А полетела она в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом рисунке. По пищеводу пища попала в желудок. Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами.

( Показ желудка на макете)

 -    Когда ребенок рождается, его желудок имеет длину 5 см. У взрослых любителей поесть размер желудка иногда превышает футбольный мяч. У малоежек он может быть размером с кулак.

( Показ 13 слайда)

- И вот пища, наша морковка, попала сейчас в желудок. Когда мы голодны, он как спущенный шарик. Дунешь в него - он чуть надуется, попадет пища в желудок - он чуть растянется и, наконец, превратится в целую пещеру, до потолка набитую едой.

- Здесь есть специальная жидкость. Она называется
желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет ее твердые частички. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что мы едим. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу. Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
Итак, главная работа желудка - переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок. Желудок нужно очень беречь. Кушать необходимо всегда в одно и тоже время, потому что желудок привыкает вырабатывать желудочный сок в определенное время.

( Показ 14 слайда)

- Когда пища хорошо переварится, она переходит в тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Но тоннель наш не прямой, а со множеством поворотов. Этот тоннель называется кишка.

Вот она, посмотрите на рисунок. Видите, какая длинная - 7 метров. Но в теле человека она свернута в несколько раз, как 7-метровая змея и лежит себе под желудком, как под камешком. “Змея” эта в начале тонкая, как сосиска, а в хвосте толстая, как огурец. Посмотрите на рисунок.
Но сначала переваренная пища из желудка проходит коридор в 12 пальцев. Раньше, в старину пальцы называли перстами. Потому и эту часть кишки называют двенадцатиперстной
. В ее стенках есть отверстия, в которые втекает сок из поджелудочной железы и печени, он смачивает и растворяет пищу.
А дальше все начинают еще активнее трудиться - и стенки кишки, и ворсинки, и печень. И все разбирают себе питательные вещества: питается кровь и разносит все полезное по всему организму, в толстой кишке образуются витамины.
И, наконец, остается от пищи то, что уже никому не нужно. Вот тогда-то мы идем в туалет. Это тоже очень важно делать вовремя, чтобы организму было легче и чтобы он сам себе помогал и мы ему помогали.

( Показ 15 слайда)

Процесс пищеварения занимает примерно 5-6 часов.

Физ. Минутка ( Показ 16 слайда)

  1. Закрепление  изученного.

- А кто скажет, почему пища – топливо, необходимое организму для жизни?

+ …

- Почему пища должна быть разнообразной?

+ …

Расскажите, используя таблицу «Пищеварительная система», какой путь проходит пища, попадая в рот?

+ …

- А теперь откройте учебник на стр. 16, и прочитайте текст. Так какой же самый тяжелый орган у человека?

+ Печень.

- Сколько она весит?

+ 1,5 кг.

-  Какую функцию выполняет печень?

+ Очищает кровь от вредных веществ.

- Молодцы, ребята.

5. Итог урока.

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

+ Ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод ,желудок, тонкая кишка, толстая кишка, печень.

- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

+ …

- Молодцы! А теперь разгадайте кроссворд.

(На доске висит плакат с кроссвордом.  Дети фломастером  вписывают ответы).

По горизонтали.

  1. Вещество, без которого человек умрет через 3- 4 дня.
  2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
  1. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.
  1. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок.
  2. Инструмент, помогающий заботиться о зубах.
  3.  Соседка желудка, но живет справа.

По вертикали:

  1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.
  1. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.
  2. Желание есть.
  1. Помидор, огурец, лук… ( общее понятие)
  2. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

Ответы:

По горизонтали: 1. Вода. 2.Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод.9. Щетка. 10. Печень.

По вертикали: 1.Витамины.3.Голод.4.Аппетит .6.Овощи.7.Желдудок.          

 

Д.3.уч. стр.15, раб. Т. Зад. 14. Нарисовать свое любимое блюдо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системыЗадачи:Дид...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...