Урок развития речи по теме: "Насекомое. Муравей", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Урок развития речи по теме: "Насекомое. Муравей", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/hod_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ : МУРАВЕЙ».

ТИП УРОКА:  Изучение нового материала.

ФОРМА УРОКА: Сбор материала для журнала.

ЦЕЛИ УРОКА: 

*Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа насекомого.

* Расширение и уточнение представлений о полезном насекомом на основе знакомства с муравьем.

* Коррекция познавательных процессов с опорой на все анализаторы.

*Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Павлова Маша (поэтапная помощь), Полянский Денис (при самостоятельной работе).

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: телевизор, музыкальный центр.

ОБОРУДОВАНИЕ:  картина муравья, муляж, картинный план, аншлаги новых слов, пословица, признаки антонимов, картина звуков апреля, обложка журнала «Открой мир с Волли», картина муравейника, лабиринт, поделка из природного материала «муравейник».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: индивидуальные рабочие листочки, натуральные природные материалы: хвоя, веточки, опилки.

СЛОВАРЬ: муравей, муравьи, муравейник, голова, усики, грудь, брюшко, три пары лапок, санитар леса.

1. Организационный момент.

-Встали ровно, подравнялись.

-Поприветствуем наших гостей.

- Сядет тот кто ответит на вопрос : «К какой группе относится животное?»

- Дежурный назовёт число, день недели, урок к которому мы приготовились.

- Сегодня на уроке развития речи, мы продолжим открывать животный мир с Волли, будем собирать материал для журнала «Окрой мир с Волли».

2.ФЕНОМИНУТКА.                                            

- Прослушаем прогноз погоды.

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Закройте глазки и послушаем звуки.♫

- Что услышали? (дети называют: капель, журчание ручья, пение птиц, учитель одновременно показывает картину - схему).

- Для какого весеннего месяца характерны эти звуки?

- Какую народную примету знаем про апрель?☼

- Почему говорят, что апрель звенит?

- Почему говорят, что апрель поет?

- Посмотрите на картину, скажите, сколько стаек птиц

прилетело?☺

- По сколько птиц в каждой стайке?

- Как сказать по другому?

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

-Покажите солнышко.

- Улыбнитесь весеннему солнышку.

- Покажите мне пары рук.

- Покажите пару пальчиков.

- Покажите две пары пальчиков.

- Покажите три пары пальчиков.

- Покажите солнышко, улыбнитесь и похлопайте звонкому апрелю.

4.РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Чистоговорка.☻

- Ра-Ра-Ра – весенняя пора,

-Ре-Ре-Ре – уж апрель на дворе (работа с интонацией и силой голоса).

. 5. ВВОД В ТЕМУ

- Ребята пока мы радовались весне, Волли удалось записать звуки.♫

- Чьи это голоса?

- К какой группе их относят?

Вместе с Волли мы будем изучать насекомых. О каком насекомом будем говорить, угадайте загадку:

-Он в работе поминутно

От зари и до зари,

В лесу его найти не трудно

Лишь под ноги посмотри.

Назови его скорей

Он рабочий … (аудиозапись голоса Волли).☻♪

- Открывается коробочка с муляжом муравья.

6. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Сегодня на уроке именно о насекомом муравье мы будем собирать материал.

7.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

*Возьмите рабочие листочки и запишите сегодняшнее число и тему урока (тему проговаривают хором, обращается внимание на безударную гласную «А», на постановку ударения и постановку точки в конце предложения. Ведется лексическая работа со словом муравей, преобразование во множественное число, обращая внимание на орфограмму).

*- Кто это?

*- К какой группе относится? (работа по аншлагам)

*- Присмотримся вместе с Волли к муравью , рассмотрим части его тела (на доске увеличенный рисунок муравья, аншлаг части тела)

- Кто это?

- Что у муравья на голове?

- Как называется эта часть тела?

- Назовите часть тела, которая следует за грудью?

- От какой части тела отходят лапки?

- Сколько лапок у муравья?

- Как они расположены?

- Сколько пар лапок у муравья?

А теперь ответьте на вопросы Волли (аудиозапись):

☼ назовите часть тела, которая находится перед грудкой?

☼ назовите часть тела, которая находится за грудкой?

☼ назовите часть тела, которая находится между головой и брюшком?

- А теперь давайте поможем Волли дорисовать муравья. Возьмите листок и найдите задание № 1.

- Кто нарисован?

- Чего у него не хватает?

- От какой части тела отходят лапки?

- Сколько их?

- Как расположены?

- Выйти к доске и показать переднюю пару лапок.

- Покажите заднюю пару лапок.

- Покажите среднюю пару лапок.

- Возьмите простой карандаш и дорисуйте недостающие части.

*ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- У муравья появились лапки, и он побежал домой, проследим за ним глазками и узнаем название его жилища (дети следят глазками за дорожкой, когда дорожка окончилась, открывается картина с муравейником).

*- Ребята, давайте прочитаем, как называется жилище муравья? (появляется аншлаг «жилище»)

- Демонстрация натурального образца муравейника.

- Где живут муравьи?

- Давайте вместе с Волли отдохнём недалеко от муравейника. ***Коррекционная часть «Прогулка по лесу»(аудиозапись, тактильные дорожки)

*- Пока мы отдыхали в лесу и заряжались положительной энергией, друзья муравьишки сочинили про себя стихотворение:

-Дом стоит под старой елкой,

Здесь живет моя семья.

Я несу сюда иголки,

Приношу добычу я.☺

(стихотворение на аншлаге).

- Прочитайте первое предложение.

- Что за дом под елкой?

- Как называется семья муравья?

- Прочитайте третью строчку.

- Что за иголки несет муравей?

- Зачем ему эти иголки?

- Посмотрите на наш муравейник. Скажите, из чего ещё муравей строит свой дом?

* ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

*- Возьмите тарелочки и рассмотрите весь строительный материал для муравейника.

- Что приготовил  муравей?

- Возьмите хвоинку и внимательно рассмотрите её.

- Какая она для нас по размеру?

- А для муравья?

- Мы с вами большие, а муравей очень маленький, и для него эта хвоинка, как для нас бревно, муравей считается самым сильным на земле, ведь он один может нести вес больше чем он сам в десять раз.

Давайте выберем верный признак для муравья (антонимы: сильный, слабый).

- Найдите задание № 2, прочитайте первую пару признаков, какой признак характерен для муравья?

- Как подчеркиваем признаки предмета?

*Муравей не просто так носит хвою, веточки, он строит, ремонтирует свой дом, постоянно находится в работе, прочитайте пару признаков и выберете верный. (Трудолюбивый, ленивый).

В своем рабочем листочке найдите вторую пару, подчеркните верный признак.

*- Прочитайте пословицу: «Трудолюбивый, как муравей»

- Про какого человека, так говорят?

Давайте мы с вами покажем свое трудолюбие, поможем муравьишке собрать хвоинки (практическая работа выполняется под звуки леса).

*Прочитайте последнюю строчку.

- Какую добычу приносит муравей? (просмотр видеозаписи).

- Кого поймали муравьи?

(аншлаг – «Питание»).

- Чем питаются муравьи?

*- Подумайте и скажите гусеницы вредны или полезны для леса?

- Почему вредны?

- Поедая гусениц, муравей помогает лесу?

- Как муравьи помогают лесу?

- Прочитайте, как называют муравья в народе? (аншлаг – «Санитар леса»).

- Почему муравья называют санитаром леса?

Ребята один муравей за лето уничтожает целый ранец гусениц и жуков.

*Прочитайте следующие признаки: полезный - вредный.

- Какой признак характерен для муравья?

- Найдите у себя третью пару, подчеркните нужный признак. (Аншлаг – «Польза»).

 -Посмотрите на картинку справа.

- Какую еще пользу приносит муравей?

- И так какую же пользу приносит муравей для леса?

- Какую пользу приносит муравей для животных?

8.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

*Волли очень много узнал о муравьях и хочет чтобы вы по  картинному плану рассказали о наших открытиях.

*А теперь эти наблюдения запишем в рабочие листочки.

- Найдите задание № 3.

- Ответьте, что нужно сделать в данном упражнении?

- Где мы возьмем слова, для того, чтобы дополнить предложения?

- Прочитайте слова для справок.

(Устная работа с текстом).

9.ИТОГ УРОКА.

*- С какой группой животного мира знакомились?

- Какое насекомое изучали?

- Почему муравья называют санитаром леса?

*Оценка работы учащихся.

*ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Книга «Кто в муравейнике живет?» (анонс книги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Изложение "Грачи прилетели" 3 класс.

Материал представляет собой разработку урока по развитию речи....

Урок развития речи. Приёмы правки текста. 4 класс

Конспект и анализ урока развития речи в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме: "Приёмы правки текста. Выпуск газеты «Будьте всегда здоровы». 4 ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Насекомые" в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация знакомит учащихся с хорошо известным насекомым - кузнечиком : строением ,питанием ,повадками и пользе в природе....

Урок окружающего мира по теме "Насекомые леса" 2 класс УМК "Школа 21 века"

Урок изучения нового материала с использованием  ИКТ прием "Инсерт". Знакомство с насекомыми леса с использование текста и схем учебника, дополнительной литературы....

Урок развития речи по теме "Насекомые"

Урок для обучающихся 3 класса с умчтвенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...